Функции морали

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2015 в 21:35, контрольная работа

Описание работы

Следует иметь в виду, что при правовом регулировании законодатель, пользуется, прежде всего, моральными критериями. Основу права составляют нормы господствующей морали, поэтому правовые нормы имеют моральное содержание, выраженное либо непосредственно, либо через ряд опосредующих звеньев. Это придает им нравственное обоснование и нравственный авторитет. Поэтому, когда говорят о нравственной основе права, имеют в виду, что определенный нравственный аспект присущ не только самим нормам права, но и способам их реализации.

Файлы: 1 файл

Этика.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Структура профессионального сознания юристов, вообще, и сотрудников органов внутренних дел, в частности, включает в себя два элемента, профессиональный (правосознание) и нравственный (моральное сознание).

Сфера действия морали, морального сознания, нравственной (этической) культуры шире, чем правовой: они в большей или в меньшей степени регулируют все общественные отношения. Многочисленные исследования показали, что обеспечить социально адекватное и законопослушное поведение людей в условиях государства можно лишь через нравственное и правовое сознание одновременно. Право не может быть очищено от морали, отделено от нравственности.

Следует иметь в виду, что при правовом регулировании законодатель, пользуется, прежде всего, моральными критериями. Основу права составляют нормы господствующей морали, поэтому правовые нормы имеют моральное содержание, выраженное либо непосредственно, либо через ряд опосредующих звеньев. Это придает им нравственное обоснование и нравственный авторитет. Поэтому, когда говорят о нравственной основе права, имеют в виду, что определенный нравственный аспект присущ не только самим нормам права, но и способам их реализации. Одни и те же социальные потребности, ценности и блага часто охраняются и нормами права и нормами морали одновременно.

Механизм морального влияния тоньше и действеннее правового регулирования. Нравственные требования обращены к совести человека, связаны с саморегуляцией поступков, осознанием своего долга, чувства справедливости. Они ориентированы на сознательное и добровольное следование моральным принципам и нормам.

 

 

 

1.Функции морали

 Специфическая сущность морали конкретно раскрывается во взаимодействии ее исторически сформированных функций: регулятивной, воспитательной, познавательной, оценочно-императивной, ориентирующей, мотивационной, коммуникативной (обеспечивает общение людей), прогностической и др.

Нетрудно заметить, что перечисленные выше функции морали взаимно перекрещиваются: регулятивная функция включает в себя оценочно-императивную, ориентирующую, отчасти коммуникационную (упорядочивая общение людей); воспитательная функция содержит в себе отчасти оценочно-императивную, мотивационную; познавательная – ориентирующую и прогностическую и т.д.

Поскольку функция регуляции поведения осуществляется не только с помощью требований морали, но и норм права, административных установлений, технических, социально-гигиенических правил и т.п., следует отличать нравственную регуляцию от всякой иной, и, прежде всего от правовой.

Поскольку особенностью морального регулирования поведения людей является его оценочно-императивное содержание, специфической функцией морали можно, вероятно, считать оценочно-императивную, которая отличается нравственную регуляцию от всякой иной, внеморальной. В нравственном освоении человеком действительности органически сливаются оценка и повеление (императив). В этом смысле мораль представляет собой оценочно-императивный способ освоения человеком действительности, осуществляемый с помощью окружающих социальных явлений на «добро» и «зло». Повелевая, мораль оценивает, оценивая, – познает. Вот то необычное распределение функций, которое ее отличает, та особая последовательность работы психологических механизмов, которая присуща нравственному сознанию. Познавательная функция нравственности подчинена функции регулирования поведения, точнее, оценочно-императивной функции. Мораль интересует знание не само по себе (как науку), а знание, преломленное в ценностях или освещающее условия морального выбора. Эта функция морали не тождественна научному познанию. Она дает индивиду не просто знание объектов самих по себе, а ориентирует его в мире окружающих культурных ценностей, предопределяет предпочтения тех из них, которые отвечают его потребностям и интересам.

Наконец, мораль выступает и как особая форма общения людей, заключающего в себе ценное отношение к социальной среде, обществу и миру. Нравственный контакт людей неизмеримо обогащает опыт их жизни за счет моральных исканий других людей.

Общение людей друг с другом оказалось бы крайне неполноценным, даже ущербным, если бы оно было лишено эмоционально-нравственных моментов.

Регулятивная. Мораль регулирует поведение, как отдельного лица, так и общества. Суть в том, что не одни люди контролируют жизнь других, а каждый сам строит свою позицию, ориентируясь по моральным ценностям. Идет саморегуляция личности и саморегуляция социальной среды в целом. Особенно ее значение раскрывается по методу "от противного": общественное единство нельзя создать ни принуждением, ни даже законом. Отсутствие нравственной перспективы губит самые прекрасные экономические планы. То же и для конкретного человека: жизнь бессмысленна без активного личного творения этого смысла; так же, как и правильный жизненный путь никто, тебе не укажет, пока ты не выберешь его сам. Автономия нравственного сознания позволяет нам выбирать линию поведения самостоятельно, не ссылаясь ни на авторитет, ни на закон. В критических ситуациях нравственность оказывается единственной опорой человека. Как перед смертью - когда дела уже не сделать и тело не спасти - остается спасать свое достоинство. Самые слабые и ненавязчивые регулятивы на поверку оказываются самыми главными: они отступают даже перед смертью.

Познавательная. Моральное сознание видит мир через особую призму и фиксирует это видение в понятиях добра и зла, долга и ответственности. Это не объективно-научное исследование мира как он есть, это постижение не устройства, а смысла явлений. Для человека такое знание ничуть не менее важно. Главная его особенность - человекомерность. А если суть человека - в поиске своего пути в мире, то "нашего" мира еще нет, он еще должен появиться благодаря нашим усилиям. Потому на нас ложиться ответственность за себя и за других. Итак, мораль дает возможность постижения человеческой судьбы, но не в качестве закона, а в качестве регулятивной идеи, ориентируясь по которой, можно построить свою жизнь. Это - сверхзадача, это знание того, что с объективной точки зрения знать нельзя. Ведь жизнь еще не завершена, а мы умудряемся судить о ней, не имея полной и точной информации. Достоверность наших суждений в морали обеспечена, как ни странно, их необъективностью. Чтобы понять нравственный смысл происходящего, надо изначально нравственно к нему отнестись; чтобы познать нравственную сущность человека, надо его любить. Заинтересованный взгляд на мир и людей дает возможность оценить их перспективы, получить целостное представление о смысле их и своей жизни.

Воспитательная. Мораль, как уже не раз повторялось, делает человека человеком. Потому-то нравственное воспитание всегда считалось основой всякого другого. Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько воспитывает саму способность руководствоваться идеальными нормами и "высшими" соображениями. При наличии такой способности к самоопределению человек может не только выбирать соответствующую линию поведения, но и постоянно развивать ее, т.е. самосовершенствоваться. Все конкретные достоинства, которые мы находим у нравственно воспитанной личности, вытекают из фундаментальной ее способности поступать как должно, исходить из ценностных представлений, сохраняя при этом свою автономию. Следует отметить, что выделение определенных функций морали (как и отдельный анализ каждой из них) является достаточно условным, поскольку в реальности они всегда тесно слиты друг с другом. Мораль одновременно регулирует, воспитывает, ориентирует и т.д. Именно в целостности функционирования проявляется своеобразие ее воздействия на бытие человека. А также для успешного функционирования и развития морали важно свободное, неущемленное проявление всех ее функций, их гармоническая целостность, единство.

2. Социальные функции этических категорий

 Как и всякая наука, этика  располагает богатым арсеналом  категорий. Именно они наряду  с законами, принципами, методами  составляют основу содержания любой науки. Само слово «категория» греческого происхождения. Им обозначаются наиболее общие понятия, отражающие существенные стороны действительности. Это - узловые пункты человеческого познания.1

В этическом отношении эти категории отражают ту сторону общественных отношений, которая связана с поведением людей, с их отношением друг к другу, к обществу, государству, семье к коллективу с точки зрения добра и зла, долга, чести, справедливости. Другими словами, категории этики можно оценивать с точки зрения добра и зла, хорошего или плохого, а сами они могут выступать формой этой оценки: человек долга, честный, порядочный, справедливый, ответственный и т. п.

На основе морали, категории этики можно подразделить на 3 группы:

- категории собственно морального сознания (моральный принцип, моральная норма, моральное убеждение, нравственная цель, моральный выбор)

- категории нравственных отношений (нравственное взаимодействие, нравственный конфликт, моральный авторитет, моральная репутация)

- категории моральной практики (моральный поступок, моральное воздаяние, моральные последствия, моральные последствия).

В принципе можно утверждать, что все категории этики являются и категориями морального сознания, ибо какие бы стороны морали они не отражали - все они фиксируются в моральном сознании. Сущностные категории морального сознания: добро, зло, долг, честь, достоинство, совесть и другие занимают центральное место в системе категорий, но их нельзя отрывать от нравственных отношений и моральной практики.

В наш лексикон уже прочно вошло понятие “милицейская этика”. Недостаточное внимание к профессиональной этике (и в науке, и еще больше на практике) наносит нашему обществу не только моральный, но и материальный, а в ряде случаев и политический урон, ведет к падению авторитета органов внутренних дел, ослаблению их связей с населением, снижению эффективности оперативно-служебной деятельности, подрывает престиж милицейских(полицейских) профессий.2 Профессиональная этика здесь характеризуется такими категориями как “профессиональный долг”, “служебное достоинство”, “профессиональная честь мундира”. Имеют вполне определенное профессиональное звучание в практике органов внутренних дел и такие этические категории как “ответственность”, “справедливость”, “гуманизм”, “коллективизм” и ряд других.

Как правило, сотрудник определяет свою линию поведения, конкретные поступки, отношение к службе и людям, сверяя их с его пониманием “личного и служебного достоинства”, “профессионального долга и чести”. Если его предполагаемые действия соответствуют представлениям работника о долге, чести, достоинстве, то он охотно выполняет свои обязанности, действует инициативно, не боится взять на себя ответственность, т.к. морально он одобряет и поощряет свои действия. От сотрудника ОВД профессиональная этика требует неподкупности, верности духу и букве закона, соблюдения равенства всех перед законом.

Профессиональная этика предписывает каждой профессиональной группе соответствующие моральные качества. Однако это отнюдь не означает, что лица каждой профессиональной группы имеют уникальные, неповторимые нравственные качества. Моральных качеств и чувств насчитывается всего несколько десятков, включая как добродетели - высоконравственные свойства человека, так и пороки - аморальные качества. Однако, если моральная норма подразумевает конкретные поступки, действия и они, как правило, закреплены в правовых документах (присяге, уставах, приказах, инструкциях), то моральные принципы отражают моральные требования в предельно обобщенном виде (гуманизм, ответственность, справедливость, требовательность, коллективизм, патриотизм, принципиальность и т.д.). Своеобразие нравственных принципов заключается в форме их проявления в той или иной профессиональной деятельности. Так, гуманизм правоохранительных органов - это не абстрактное человеколюбие, а защита интересов добропорядочных (“законопослушных”) граждан и непримиримость к правонарушениям и преступникам. От работника правоохранительных органов профессиональная этика требует гуманного отношения к правонарушителю, предоставления ему максимальных возможностей для защиты, использования силы закона не только для наказания, но и для перевоспитания преступника.

Справедливость может обеспечиваться только в равенстве всех перед законом, в верховенстве закона. Коллективизм в деятельности органов внутренних дел проявляется в личной ответственности каждого сотрудника за судьбу общего дела, за положение в коллективе, в товарищеской солидарности, и он не имеет ничего общего с круговой порукой и панибратством.

 

3. Основы профессионального общения юриста

 Деятельность юриста характеризуется  множественностью социальных связей, повседневным непосредственным  разрешением жизненных ситуаций, возникающих во всех сферах  жизнедеятельности людей: в быту, семье, труде, экономике, сфере культуры, социального обеспечения и т.д. И нет ничего более непрофессионального для юриста, чем проявление безразличия, равнодушия к судьбе человека. Юридическая профессия требует от личности объективности, обладания чувством справедливости и сострадания, личной безупречности. Работа юриста связана с правовым разрешением возникающих в жизни ситуаций, с защитой прав и законных интересов личности, общества и государства. Юристу по роду работы приходится подводить конкретный жизненный случай под конкретную норму, то есть под общее правило, предписывающее вид и меру возможного или должного поведения. Для чего от юриста требуется не только высокая профессиональная компетентность, но и гражданская жизненная позиция Гражданская позиция юриста имеет большое значение при социальной оценке фактов, событий, имеющих юридическое значение, при выборе вида и меры принудительного воздействия к правонарушителю, при избрании и применении к виновному установленного рамками закона наказания. Скажем, чрезмерно строгая установка юриста может привести к расширению им сферы действия уголовного закона, к применению более суровых мер наказания. Умеренная установка может выразиться в ограничении сферы действия уголовного закона и в смягчении наказания. Либеральная установка юриста может привести к необоснованному проявлению “гуманизма” в отношении правонарушения и несправедливому, негуманному отношению к потерпевшему, к обществу в целом. Служебная деятельность юриста носит государственный характер. Она связана с вопросами соблюдения государственной дисциплины, обеспечения законности, укрепления правопорядка и др. Многие юристы занимают должности в государственном аппарате, состоят на государственной службе и наделены властными полномочиями. Работа юриста характеризуется высокими требованиями к точному соответствию принимаемых им решений действующему законодательству Он обязан активно проводить в жизнь политику государства, ответственно относится к порученному делу, быть готовым к защите прав, свобод и законных интересов личности, интересов общества и государства от противоправных посягательства. Работа юриста связана с поведением людей в сфере регулируемых правом отношений. Ему приходится соприкасаться с весьма интимными взаимоотношениями людей, вникать в их сложные душевные состояния, разрешать конфликтные ситуации, иметь дело с человеческими страстями, вторгаться в духовных мир человека, выступать в роли арбитра, педагога-воспитателя. В связи с этим в правовой работе многое зависит от личностных качеств юриста, от педагогических способностей, от умения устанавливать и поддерживать контакты с людьми, от знания основ общей психологии и одной из ее отраслей - юридической психологии. Юридическая работа не может успешно вестись без знания психологии преступного поведения и личности преступника, судебной психологии, связанной с судопроизводством, исправительной психологии и педагогики, психологии лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, т.е. без профессиональной психологической подготовки. Кроме того, от юриста-руководителя, а в этой роли юристы выступают довольно часто, требуется знание основ управленческой психологии и педагогики. От юриста-сотрудника органов внутренних дел требуется умение действовать в чрезвычайных условиях и сохранять при этом эмоциональную устойчивость к восприятию негативных явлений. Он должен обладать способностью противостоять негативному влиянию среды правонарушителей, с которыми в связи с выполнением служебных обязанностей сталкивается сотрудник, убежденностью к необходимости вести борьбу с преступностью и иными правонарушениями, а также нарушениями общечеловеческих норм морали. Творческий характер профессии юриста неразрывно связан с самостоятельностью и независимостью в принятии решений. В какой бы должности не работал юрист, он прежде всего является правоведом и должен руководствоваться нормами права, разрешать дела и вопросы самостоятельно, руководствуясь своей совестью и правосознанием. На защите независимости юриста стоит закон. Так, следователь обладает процессуальной независимостью, судьи независимы и подчиняются только закону. Разумеется, мера самостоятельности зависит от вида работы и занимаемой юристом должности. Самостоятельность выражается прежде всего в оценке ситуации и в применении права, подчинении юриста закону. Эта черта профессии нередко требует от юриста мужества и стойкости, чтобы не поддаться давлению со стороны. Юрист не может даже при нахождении в служебном подчинении действовать вопреки закону. Самостоятельность как черта профессии юриста органически связана с его ответственностью. Юрист всецело несет ответственность перед законом за свои действия и принимаемые им решения. Юрист по роду своей деятельности выступает в той или иной степени в качестве организатора, руководителя по реализации правовых норм, лица, воздействующего на поведение людей в целях соблюдения и исполнения ими законов. Юридическая работа - это работа, связанная с людьми. Она требует установления контактов и взаимосвязей между разными органами, учреждениями, объединениями граждан. Кроме того, многие юридические должности в силу своего правового статуса относятся к числу руководящих, например, прокурор района, председатель районного суда, заведующий юридическим отделом предприятия, другие юристы-руководители, возглавляющие коллективы. К юристу-руководителю в полной мере относится требования, предъявляемые к руководителю - умение разбираться в людях, организаторское чутье, практический опыт, распорядительность, общительность, способность привлекать к себе людей, сильная воля, профессиональный и моральный авторитет, умелый подход к подчиненным, знания основ науки управления и научной организации управленческого труда. Юрист-сотрудник органов внутренних дел также должен обладать организаторскими навыками, постоянно стремиться к новому, обладать умением оказывать положительное воздействие на людей, высокой работоспособностью, уметь действовать четко и решительно в нетипичных экстремальных ситуациях, обладать способностью переключаться с одного вида работы на другой.

Информация о работе Функции морали