Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 07:40, контрольная работа
Очень важный вопрос касается соотношения понятий “спасение”, “вечная жизнь”, “блаженство”. Основным началом христианской нравственности является любовь. Христианская этика позволяет увидеть взаимосвязь любви к Богу и любви к ближнему, понять смысл заповеди любви к врагам, разобраться в искажениях и подменах любви. Здесь раскрывается соотношение трех важнейших христианских добродетелей - веры, надежды и любви. Изучение христианской этики, как и других религиозно-этических традиций, осуществляется на основе первоисточников - Евангелия, творений святых отцов, трудов современных авторов.
Введение…………………………………………………………………3.
1 .Христианство…………………………………………………………5.
2. Христианская этика………………………………………………….8.
3. Основы христианской веры. Открытие личности и свободы……11.
4. Иисус Христос: мораль и религия…………………………………14.
Заключение …………………………………………………………….16.
Список литературы……………………………………………………17.
Красноярский филиал
негосударственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«
Санкт-Петербургский
Специальность «Конфликтология»
Мафизов Максим Федорович
Проверил (а): Пеккер И.А.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 .Христианство……………………………………………
2. Христианская этика………………………………
3. Основы христианской
веры. Открытие личности и свободы……
4. Иисус Христос: мораль и религия…………………………………14.
Заключение …………………………………………………………….16.
Список литературы…………………………………
Введение
Прежде чем переходить к рассмотрению основных моментов христианской этики, определим само понятие. Итак, многие исследователи сходятся на том, что этика - это наука, изучающая и дающая обоснования нравственным поступкам людей. Этика также и свод норм поведения. Мы часто слышим о высоте нравственного учения христианства, однако важно понимать, что христианство – нечто гораздо большее, чем моральная доктрина, и Иисуса Христа нельзя назвать просто “учителем нравственности”. Для христиан личность Христа - источник благодати, которая исцеляет поврежденную грехом природу человека, дает ему реальную возможность вырасти “в меру” тех заповедей, о которых говорит Евангелие.
Долгие годы в нашей стране насаждалось атеистическое мировоззрение, и при этом атеистическое государство преследовало цель уничтожить, прежде всего, православие, как традиционную духовную традицию. Результатом этого стало распространение множества самых нелепых предрассудков, касающихся христианской религии. Один из них касается Церкви, которую многие рассматривают просто как социальный институт, а церковная обрядность в массовом сознании часто воспринимается как чисто внешняя, формальная. Но опыт христиан свидетельствует, что в действительности церковные таинства несут в себе благодатную силу, преображающую внутреннюю духовно-нравственную жизнь человека.
Христианство часто называют религией свободы, хотя такое определение может противоречить обыденным представлениям о христианстве как такой системе норм и ценностей, где человек будто бы находится под гнетом “догм”, жесткой регламентации, запретов и необходимости постоянно “замаливать грехи”. Эти предрассудки имеют в своей основе ложное представление о свободе как о полном произволе. В действительности же христианский путь духовно - нравственного совершенствования ведет человека к подлинной свободе – свободе от греха, страха, одиночества и, главное, смерти.
Любое религиозно-этическое учение обращается
к проблеме зла. Если Бог всеблаг и всемогущ,
почему Он допускает зло? Почему часто
бывает так, что добрые, нравственные люди
претерпевают страдания, а злодеи благоденствуют?
Христианская этика дает ответы на эти
вопросы. Она учит человека осмысленному
отношению к злу и страданию, показывает,
что эти понятия не всегда совпадают, потому,
что человеку страдания часто необходимы
для его духовного и нравственного роста.
Раскрывается содержание и значение евангельских
заповедей, рассматриваются понятия духовной
нищеты, благодатного плача, кротости,
милосердия, сердечной чистоты. Одним
из распространенных штампов в восприятии
христианства является представление
о том, что к вере обращаются исключительно
неудачники, терзаемые комплексом неполноценности
и пытающиеся самоутвердиться в надежде
на будущее вознаграждение за их земные
страдания. Объективное изучение христианской
этики обнаруживает полную несостоятельность
таких представлений.
Очень важный вопрос касается соотношения понятий “спасение”, “вечная жизнь”, “блаженство”. Основным началом христианской нравственности является любовь. Христианская этика позволяет увидеть взаимосвязь любви к Богу и любви к ближнему, понять смысл заповеди любви к врагам, разобраться в искажениях и подменах любви. Здесь раскрывается соотношение трех важнейших христианских добродетелей - веры, надежды и любви. Изучение христианской этики, как и других религиозно-этических традиций, осуществляется на основе первоисточников - Евангелия, творений святых отцов, трудов современных авторов.
Христианство полагает в истории этики новую эру. Если рассматривать отдельные положения христианской морали, то мы не найдём в них каких-либо совершенно новых, ранее не обозначавшихся моральных принципов. Основные заповеди христианства - любовь к Богу и к ближнему - высказывались уже в той или иной форме, с большим или меньшим сознанием их значения, высшими моральными учениями философии и религий Востока. Тонкий и наблюдательный ум мог прийти к этим заповедям путём глубокого изучения общественной жизни, основанной на взаимном сочувствии, стремлении к высшему и в том или ином смысле божественному. Но христианство, бывшее делом не одного только тонкого и наблюдательного ума, но гораздо более могущественного исторического фактора, явилось совершенно новым этическим учением и новой моральной силой.
Основным началом христианской
нравственности является любовь. Ведь
христианство учит, что Бог есть любовь.
Любовь не только составляет главное содержание
нравственного учения Христа, но и является
смыслом Его крестной жертвы. Основными
первоисточниками по нравственному богословию
являются Священное Писание и христианская
нравственно-аскетическая литература,
здесь раскрывается христианский подход
к пониманию природы морали. В этой связи
рассматриваются понятия естественного
нравственного закона, стыда как первоначального
проявления нравственного сознания. Особое
внимание уделяется природе совести и
анализу различных ее состояний. Обращение
к библейскому учению о грехопадении и
искуплении позволяет понять истоки нравственной
поврежденности человека и значение миссии
Христа для его нравственного исцеления.
Очень важный вопрос касается соотношения
понятий спасение, вечная жизнь, блаженство.
Один из распространенных стереотипов
в представлениях о христианской этике
это упрек в неявном эвдемонизме. Эвдемонизм
(классический пример которого представляет
собой учение Эпикура) конечной целью
нравственности считает достижение счастья
и добро рассматривает лишь как средство
для достижения блаженства. Очень часто
приходится читать и слышать, что в основе
поведения христиан сходная мотивация:
верующий человек делает добро потому,
что рассчитывает на загробное воздаяние
в виде райского блаженства. Но в действительности
подлинной целью человеческой жизни христианство
считает общение с Богом. Обретение способности
к общению с Богом как источником жизни
и есть свидетельство того, что человек
достиг спасения. Христианин ищет именно
спасения, а не блаженства, ведь христианство
исходит из представления о глубинном
расстройстве человеческого естества
и необходимости исцеления от греха. Но
если человек спасся, сподобился Богообщения,
то необходимым следствием этого явится
и блаженство, потому что Бог есть средоточие
всех благ, следовательно, и общение с
Ним есть причастие всех благ. Причем христианство
утверждает, что испытать блаженство может
только тот, кто полюбил добро ради самого
добра. Блаженство здесь следствие нравственности,
а не ее цель.
Новизна христианства, поразившая
древний мир, пробудившая в нём энтузиазм
беспримерной любви и столь же беспримерной
злобы, заключалась не в отдельных его
принципах, но в их общей связи и соотношении,
а главное - в их жизненной искренности
и силе. То, что в древней ветхозаветной
морали высказывалось «между прочим»,
как побочная мысль, вызывая уважение
своей недосягаемой возвышенностью и
не вызывая никакого сочувствия по своей
безжизненности, - в христианстве делается
краеугольным камнем всей морали, входит
в кровь и плоть человеческих поступков,
вдохновляет и объединяет массы. Этот
краеугольный камень христианской морали -
любовь к Богу и ближнему, не похожая на
ту, которой жило человечество до христианства.
Это любовь, обусловленная ясным сознанием
братства всех людей, как детей единого
Бога, любовь, воспитываемая признанием
собственного ничтожества перед Богом
и остальным миром, словом, любовь, вытекающая
из совершенно нового взгляда на мир, как
на единое целое, имеющее бесконечно большую
ценность, чем человеческое «я». Соответственно
этому основному принципу христианской
морали изменяется понятие о человеческой
добродетели, преображается весь нравственный
кодекс. Разумность, столь высоко ценимая
греческой этикой, отходит на второй план.
В любви указывается новый источник живой
безошибочной разумности, перед которой
всё бытие становится прозрачным, доступным
и понятным. Всё внешнее, формальное, связанное
буквой закона теряет свою ценность и
заменяется одним только требованием
искренней любви и смирения. Всё то, что
с точки зрения прежних принципов морали
оказывалось ненужным, презренным или
слабым, оказывается в христианстве высоким
и чреватым будущей мощью. Алчущие, жаждущие,
плачущие, кроткие, избиваемые и презираемые
возводятся на нравственный пьедестал,
поскольку их приниженный облик обусловлен
стремлением к правде и страданием за
эту правду.
Столь же коренное изменение мы видим в идеалах христианства. Неземная жизнь, с теми или иными благами, ставится целью человеческого существования, но бесконечно более высокий и отдалённый идеал Царства Божия, царства бесконечной блаженной жизни, наступающего после всеобщей жатвы добра, когда все плевелы будут отобраны от пшеницы, то есть все доброе будет всецело очищено от злого. С точки зрения этого идеала, все установленные жизнью ценности переоцениваются и получают совершенно другое значение. Страдание, бедность, физическая слабость в этом мире становятся залогом блаженства и духовной силы в Царстве Божием. Наоборот, счастье, богатство и сила являются препятствием к достижению вечной жизни, в которой первые мира сего делаются последними.
Наконец, столь же коренное различие между христианством и всеми прежними этическими воззрениями коренится в идее величайшего морального подвига, состоящего в пожертвовании всем личным и самой жизнью за высшую правду. Распятие есть символ высшего призвания христианина на земле. Христианская мораль целиком определяется религиозным миросозерцанием и вытекает из него как неизбежное следствие. Христианская этика и соответствующее ей религиозное миросозерцание, изложенное в книгах Святого Писания, представляют одно органическое целое. Вся этика христианства есть не что иное, как указание пути возвращения к Богу. Отсюда, как прямое следствие, вытекает христианское служение Богу и к ближним.
Христианство от начала своего возникновения и до наших дней не переставало оказывать весьма сильное влияние на все последующие этические построения, исходившие даже из самых противоположных точек зрения. Это влияние наиболее резко обнаружилось в средние века. Христианская этика первых веков вполне совпадает с евангельской. Следование заветам Христа никогда не было проводимо с такою безусловностью, как впервые века. Не монастырское уединение и не забота о личном спасении были задачей первоначального христианства, а самое деятельное взаимодействие с миром. Это взаимодействие было в то же время непрестанной и трагической борьбой. Служить закваской духовного возрождения всего человечества можно было, лишь жертвуя собой до конца. Характерной чертой этого периода является также полная отчуждённость христианства от интересов политической и общественной жизни. Служить Христу и сильным мира сего представлялось несовместимым для первых христиан.
2. Христианская этика
Особое место среди учений религиозного типа занимает христианская этика. Для европейской культуры вообще и для российской в частности христианское нравственное вероучение имеет определяющее значение. Оно существовало и существует как многовековая традиция религиозно-этического толкования Откровения, начиная с творений Отцов Церкви, включая богословие средних веков, Нового времени, вплоть до современного религиозного этического сознания. "Ключом" к христианской этике можно рассматривать слова, с которых Августин Блаженный начинает свою "Исповедь": "...Не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе" В христианской этике "мера" моральности дана или открыта каждому человеку в Библейском Откровении и в "нравственном законе внутри нас". Христианская этика - нравственное учение христианства, определяющее моральные ориентиры человеческого поведения, основанные на христианском представлении о природе и предназначении человека, его отношении с Богом. Христианская этика получает свое выражение в христианском этносе - определенном стиле жизни, имеющем исторически многообразные формы и присущем как отдельным индивидам, так и большим общественным группам, исповедующим христианство.
Источником христианской
этики являются тексты Священного Писания,
их интерпретация и этическая рефлексия
Отцов и виднейших учителей Церкви, а также
примеры нравственной жизни, явленные
в жизни Церкви. Христианская
этика тесно связана с историей Церкви:
будучи теорией христианского действия,
она проявляет себя не столько в истории
моральных идей, сколько в конкретной
жизни Церкви (на нее влияют, в том числе
харизматические движения вроде монашества
или пуританизма, жизнь отдельных харизматических
лидеров и святых, т.п.)
Этическое учение христианства
исторично: при сохранении неизменными
базовых постулатов христианской этики,
каждая эпоха и различные христианские
конфессии предлагают свое понимание
конкретных путей их воплощения в жизнь.
Специфика этого понимания определяется
большим комплексом социо-культурных
факторов. Таким образом, происходит не
изменение нравственного учения христианства,
но лишь дальнейшее выявление, обнаружение
его смысла.
От других этических систем христианскую
этику отличает то, что:
1) христианская этика - не столько система теоретических принципов, сколько жизнеучение (определенный способ жизни, подобающий "новому творению");
2) все нравственные требования имеют своим основанием спасительные действия Бога, а потому могут быть поняты лишь в контексте истории спасения (дело спасения, осуществленное Христом, не только предшествует нравственным обязанностям, но и делает возможным само их выполнение); 3) все проявления нравственной жизни неотделимы от религии в ее культовом и благочестивом аспектах (это средства, с помощью которых нравственная жизнь выражает себя);
4) христианская этика, как и способ бытия христианина, обладают парадоксальностью в той мере, в какой парадоксальна вера в Бога, который стал Человеком. Христианство, бесспорно, представляет собой одно из самых величественных явлений в истории человечества, рассмотренных в аспекте нравственных норм.
Религиозная мораль представляет собой совокупность нравственных понятий, принципов, этических норм, складывающихся под непосредственным влиянием религиозного мировоззрения. Утверждая, что нравственность имеет сверхъестественное, божественное происхождение, проповедники всех религий провозглашают тем самым вечность и неизменность своих моральных установлений, их вневременной характер. Христианская мораль находит свое выражение в своеобразных представлениях и понятиях о нравственном и безнравственном, в совокупности определенных моральных норм (например, заповедях), в специфических религиозно-нравственных чувствах (христианская любовь совесть и т.п.) и некоторых волевых качествах верующего человека (терпение, покорность и пр.), а также в системах нравственного богословия и теологической этики. Все вместе перечисленные элементы составляют христианское нравственное сознание.