Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 15:38, реферат
Взаимодействие территорий и государств с различной институциональной структурой - одна из сложнейших проблем современной мировой экономики. Даже если игнорировать все множество неформальных институциональных сред, формальные институты (определяемые в виде норм писаного права, соблюдение которых поддерживается государством) сильно различаются.
Цель данной работы - определить сущность и роль неформальных институтов в пе-рераспределении ресурсов советской экономики, а также сопоставить полученные сведе-ния с реалиями современной экономики России.
ВВЕДЕНИЕ
Переход к рассмотрению институтов как
"скелета" экономики вместо понимания их
как факторов экономического развития
позволяет сконцентрироваться на выявлении
"несущих конструкций" современной
российской экономики, а не тех элементов,
которые ею постоянно отторгаются.
Взаимодействие территорий и государств
с различной институциональной структурой
- одна из сложнейших проблем современной
мировой экономики. Даже если игнорировать
все множество неформальных институциональных
сред, формальные институты (определяемые
в виде норм писаного права, соблюдение
которых поддерживается государством)
сильно различаются.
Цель данной работы - определить сущность
и роль неформальных институтов в пе-рераспределении
ресурсов советской экономики, а также сопоставить полученные
сведе-ния с реалиями современной экономики
России.
1.ПОНЯТИЕ НЕФОРМАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ И ИХ
ПРОИСХОЖДЕНИЕ.
Термин «неформальный институт»
Начать следует со стандартного определения
институтов как правил и процедур (как формальных,
так и неформальных), которые структурируют
Но каждая из этих концептуализаций упускает
из вида ряд важных неформальных институтов.
Например, хотя некоторые неформальные
институты, несомненно, коренятся в культурных
традициях, многие из них — от законодательных норм
до нелегальных механизмов партийного
финансирования — не имеют особого отношения
к культуре. Отдавая должное
Мы придерживаемся четвертого подхода,
определяя неформальные институты как принятые
в обществе, обычно неписаные правила, создающиеся,
становящиеся известными и насаждающиеся вне официально
санкционированных каналов. Напротив,
формальные институты — это такие правила и процедуры,
которые создаются, становятся известными
и насаждаются через каналы, общепризнанные
в качестве официальных. Сюда входят государственные
институты (суды, законодательные органы,
бюрократические учреждения) и установленные
государством правила (конституции, законы,
предписания), а также и то, что Роберт
Элликсон называет «организационными
правилами», то есть официальные правила,
соблюдаемые такими организациями, как
корпорации, политические партии и группы
интересов.
Однако проведение черты между формальными
и неформальными институтами является
только половиной концептуальной задачи.
«Неформальный институт» нередко понимается
как остаточная категория — в том смысле,
что так можно назвать практически любое поведение,
выходящее за рамки писаных правил или не
предусмотренное ими. Чтобы избежать этой
ловушки, нужно подробнее поговорить о том,
чем формальные институты не являются.
Внимание следует обратить на четыре
момента. Во-первых, необходимо отличать
неформальные институты от слабых институтов.
Многие формальные институты неэффективны
в том смысле, что их правила существуют
только на бумаге и в большинстве случаев обходятся
или игнорируются. Однако слабость формальных
институтов не обязательно ведет к появлению неформальных
институтов. Вполне возможно отсутствие
постоянных или обязательных правил, как формальных,
так и неформальных.
Во-вторых, следует отличать неформальные
институты от других неформальных закономерностей
поведения. Не всякое поведение, строящееся
по известным образцам, связано с соблюдением каких-либо
правил или имеет своим источником совместные
ожидания по поводу чужого поведения.
Поведенческие закономерности могут быть
плодом самых разных мотиваций. Можно процитировать пример,
приведенный Дэниэлом Бринксом: снимать шляпу
в церкви — это неформальный институт, а снимать пальто
в ресторане — просто поведенческая закономерность.
В последнем случае, оставаясь в пальто,
человек может испытывать физический дискомфорт,
но вряд ли он навлечет на себя общественное
неодобрение либо санкции. Чтобы считаться неформальным
институтом, поведенческая закономерность
должна соответствовать сложившимся правилам
или указаниям, нарушение которых приводит
к тем или иным внешним санкциям. Возьмем другой
пример: подкуп должностного лица — безусловно,
неформальное поведение, но лишь некоторые разновидности взятки
могут считаться
В-третьих, следует отличать неформальные
институты от неформальных организаций.
Хотя исследователи нередко включают организации в
понятие института, все же полезно вслед за
Дугласом Нортом проводить различие между политическими акторами
(или «игроками») и теми правилами, которым они следуют.
Так же, как формальные организации (такие,
как политические партии и союзы) можно
отличить от формальных правил, следует
отличать и неформальные организации (кланы,
мафии) от неформальных институтов. С другой
стороны, неформальные правила могут быть
неотъемлемой частью этих организаций,
и точно так же, как формальные политические
организации изучаются под рубрикой «институционализм»,
так и кланы, мафии и прочие неформальные
структуры порой полезно включать в анализ
неформальных институтов.
Наконец мы возвращаемся к различию между
неформальными институтами и более широким понятием
культуры. Культура порой способствует
формированию неформальных институтов,
и граница между двумя этими понятиями остается
важнейшей областью исследований. Однако,
по нашему мнению, наилучший способ решения этой
задачи — понимать неформальные институты в относительно
узком смысле, определяя их не через совместные
ценности, а через совместные ожидания,
которые могут быть никак не связаны с более широкими
социетальными ценностями. Различие между совместными
ценностями и совместными ожиданиями позволит
исследователям провести анализ потенциальных причинных связей
между культурой и
В настоящий момент эмпирическая литература
по неформальным институтам обычно игнорирует
вопрос о том, почему и как возникают подобные
институты. При анализе таких глубоко укоренившихся
конкурентных неформальных институтов,
как обычное право, клиентелизм и патримониализм,
последние нередко рассматриваются как
2.ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ НЕФОРМАЛЬНЫХ
К преимуществам неформальных институтов
можно отнести, во-первых, возможность
адаптации к меняющимся внешним условиям,
предпочтениям внутри сообщества и иным
экзогенным или эндогенным изменениям.
Во-вторых, возможность применения разных
санкций в каждом конкретном случае (ведь
кому-то достаточно строгого предупреждения,
а кого-то приходится исключать из группы).
Недостатки неформальных институтов
являются продолжением их достоинств.
Неформальные институты часто характеризуются
неоднозначностью трактовки правил, снижением
эффективности санкций, возникновением
дискриминационных правил.
Проблема с интерпретациями правил возникает
тогда, когда взаимодействуют люди разной
культуры, разного опыта, а также тогда,
когда информация распространяется с искажениями.
Эффективность санкций низка тогда, когда
люди не боятся подвергнуться остракизму,
оценивая вероятность наказания как незначительную
в сравнении с выгодами от девиантного поведения,
когда они знают, что осуществление наказания
связано с издержками. Кроме того, при функционировании
неформальных институтов могут возникать
дискриминационные правила в отношении
тех или иных групп (например, против рыжих,
цыган или низкорослых).
Очевидно, что в настоящее время для эффективного
функционирования общества одних неформальных
институтов недостаточно. Социальные
и экономические отношения сегодня становятся
все менее и менее персонифицированными.
Все чаще люди взаимодействуют с «чужаками»,
и эти отношения уже не столь прочны и безальтернативны,
как прежде, когда круг деловых партнеров
был узок. Из-за анонимности отношений
оказываются малоэффективными стратегии,
подразумевающие разрыв каких-либо контактов
с нарушителями обязательств. Чем более
развито общество, чем более оно урбанистично,
тем менее эффективны неформальные институты.
Кроме того, чем оно шире, тем меньше шансов,
что правила, лежащие в основе неформальных
институтов, будут одинаково трактоваться
всеми участниками взаимодействия, что также
может приводить к неэффективности.
3.ЭВОЛЮЦИЯ НЕФОРМАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ.
Неформальные институты нередко
Импульс к изменениям в неформальных институтах
могут создавать несколько
Для нас имеют значение два типа изменений
в формальных институтах. Первый — изменения в их
устройстве. Конкретно в отношении неформальных
институтов, эндогенных формальным структурам,
изменения в строении формальных правил
могут повлиять на издержки и приобретения
приверженцев соответствующих неформальных
правил, что способно привести к быстрым изменениям
в неформальных институтах. Например, в случае
дополняющих неформальных институтов,
модификация соответствующих формальных
правил может изменить сущность тех пробелов,
которые были призваны закрывать неформальные
институты, и это может мотивировать акторов на
видоизменение неформальных правил или отказ от
них. Билль о правах подкомитетов в Палате
Представителей в 1974 году «привел к резким
изменениям формальных правил, вследствие
чего были разрушены прежние неформальные
структуры комитетов».
Неформальные институциональные изменения
Повышение эффективности формальных
институтов может также ослабить замещающие
неформальные институты. Когда усиливается
авторитет прежде неэффективных формальных
структур, выгоды, связанные с использованием
замещающих институтов, могут уменьшиться и
Другие источники неформальных институциональных
изменений находятся вне
Неформальные институты могут также
Для объяснения некоторых стремительных
Неформальные институты существенно
4. УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ
Эффективность неформальных институтов
в регулировании жизни определенного сообщества
зависит от ряда условий, в числе которых можно указать на
следующие:
1. Размер социальной группы, в которой
действуют эти нормы. Чем
2. Величина издержек, которые несет нарушитель,
подвергающийся наказанию.
3. Третьим условием является статичный
характер общества, в котором действуют неформальные
Американский философ права Харт выделил правила,
которые контролируют поведение людей
(первичные правила) и правила, контролирующие
правила (вторичные правила). Первые правила направляют
поведение граждан в их повседневной жизни.
Правила второго типа руководят поведением
официальных лиц, когда они создают, пересматривают,
отменяют или применяют первичные
Включение неформальных институтов в основную
струю сравнительного институционального
анализа ставит перед исследователями
новые проблемы. Главным вопросом остается
выявление неформальных институтов и их
количественная оценка. При анализе формальных
институтов эта задача решается достаточно
легко. Поскольку формальные институты обычно
документально зафиксированы, а информация
об их наличии и санкция на их работу имеют официальный
характер, их выявление и количественная
оценка обычно не требуют углубленных
знаний о конкретных институтах, что облегчает крупномасштабные
сопоставления. Выявление неформальных
институтов — более сложная задача. Конституция
страны может сказать нам о том, является
ли она президентским или парламентским
Один из способов выявления неформальных
институтов — поиск обстоятельств, в которых аналогичные
Как минимум, попытка выявить неформальные
институты должна дать ответ на три принципиальных
вопроса. Во-первых, каковы совместные
ожидания акторов по поводу реальных ограничений,
с которыми они сталкиваются? Лишь изучив
взаимное понимание правил акторами, мы
можем провести грань между неформальными
Выявление совместных ожиданий и механизмов
принуждения, которые обеспечивают жизнеспособность
неформальных институтов, представляет
собой интересную задачу, в большинстве
случаев требующую углубленного знакомства
с обществом, в котором укоренены данные
неформальные институты. Поэтому при анализе
Один из таких методов — кропотливое сопоставление небольшого
числа примеров. Не лишаясь зависимости
от контекста, характерного для ситуационных
исследований, подобный анализ способствует
выявлению шаблонов воздействия неформальных
институтов, взаимодействия между формальными и
Более крупномасштабные сопоставления также
могут оказаться полезными при исследовании
неформальных институтов. Обзорные исследования
способствуют выявлению ожиданий акторов и их
представлений о «настоящих» правилах
игры. Здесь важно делать различие между обычными
обзорами, которые выявляют ценности или отношения к конкретным
институтам (например, Обзор мировых ценностей),
и теми, которые направлены на поиск общественно разделяемых