Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 21:27, лекция
Инженер (фр. ingnieur, от лат. ingenium — способность, изобретательность) — специалист с высшим техническим образованием, создатель информации об архитектуре материального средства достижения цели и его функциональных свойствах, способа (технологии) изготовления этого средства (продукта), равно как самого средства и материального воплощения цели, и осуществляющего руководство и контроль за изготовлением продукта. Основной инженерной задачей считается разработка новых и оптимизация существующих решений. Первоначально инженерами называли лиц, которые управляли военными машинами.
Инженер (фр. ingnieur, от лат. ingenium — способность, изобретательность) — специалист с высшим техническим образованием, создатель информации об архитектуре материального средства достижения цели и его функциональных свойствах, способа (технологии) изготовления этого средства (продукта), равно как самого средства и материального воплощения цели, и осуществляющего руководство и контроль за изготовлением продукта. Основной инженерной задачей считается разработка новых и оптимизация существующих решений. Первоначально инженерами называли лиц, которые управляли военными машинами. Понятие «гражданский инженер» появилось в XVI веке в Голландии применительно к строителям мостов и дорог, затем в Англии и других странах. Порой, инженеры принимают активное участие в политической жизни, так советские инженеры, в большинстве своем, поддерживали демократические тенденции 90-х годов. В Российской Федерации за основу принята англо-саксонская модель системы образования.
Одним из важнейших механизмов
реализации названных изменений
является Этический кодекс, который
формируется в профессиональном
сообществе. До определенного времени
этические нормы могут
Хорошо разработанные этические кодексы существуют в Германии, Франции, США. Так, в США действуют многочисленные инженерные и научные профессиональные союзы и общества, которые объединяются под эгидой трех основных организаций: «Американская ассоциация инженерных обществ», имеющая в своем составе около 800000 членов (инженеров, проектировщиков, строителей и т. п.), «Американское общество инженерного образования» (10000 индивидуальных членов и более 300000 институциональных) и «Американская ассоциация содействия науке» — 300 самостоятельных организационных объединений.
Их главные функции: создание
условий для становления и
поддержания профессиональной компетентности
(на основе информирования, общения, обсуждения
проектов и проблем, выработки критериев
оценок профессиональной деятельности
и др.), координация работы профессиональных
союзов и обществ, поддержание связей
с общественностью и
Они участвуют в аккредитации университетов, их представители входят в комиссии, утверждающие учебные программы и курсы, а также в попечительские советы.
Кодекс инженерной этики, разработанный Комитетом по инжинирингу и технологиям включает следующие каноны:
1. Инженеры при исполнении
своих профессиональных
2. Инженеры должны выполнять
работы только в пределах
3. Инженеры должны отвечать
на запросы общественности
4. Инженеры в своей
5. Инженеры должны строить
свою профессиональную
6. Инженеры должны действовать
таким образом, чтобы
7. Инженеры должны поддерживать
свое профессиональное
Как видно из приведенного выше текста, этический кодекс фиксирует правила взаимодействия инженеров, направленного вовне (общество в целом, общественность, работодатель, заказчик) и внутрь профессиональной группы (патронаж, профессиональное соревнование).
В США с 1975 года существует
Общество по философии и технике,
которое фактически является международным
и проводит регулярные международные
конференции по проблемам инженерной
этики, издает их материалы. Предметом
обсуждения на 12-й конференции ректоров
и президентов европейских
В России инженерные общества
были закрыты в 30-е годы нашего столетия.
К этому времени еще не успело
сформироваться инженерное сообщество,
которое задавало бы определенный этический
стандарт поведения, хотя примеры подобного
рода общественно-педагогических движений
уже имели место. Так, в 1866 году было
создано Русское техническое
общество, позже — Московское общество
распространения технических
Те общественные организации, которые появились в последние годы (только в МГТУ им. Н. Э. Баумана их несколько: Общество выпускников МВТУ им. Н. Э. Баумана, Клуб выпускников Императорского Технического училища и даже Клуб друзей кафедры М-5, куда принимают не только бывших «бауманцев»), все же не играют такой роли в становлении и развитии профессиональной культуры инженеров. Между тем динамика изменений норм и ценностей в современной российской жизни, смена приоритетов в инженерной деятельности, связанная с переструктурированием промышленности, ряд других факторов, обусловленных интенсивными процессами компьютеризации, настоятельно требуют артикуляции этически значимых проблем инженерной деятельности, введения их в структуру инженерного образования. При этом следует подчеркнуть, что этические проблемы имеют междисциплинарный статус, а значит, и обучение в данном направлении должно вестись не только в рамках социально-научного и гуманитарного блока (что чаще всего и происходит), но этические модули должны иметь свое место в системе общетехнических и специальных дисциплин.
Итак, традиционные паттерны
инженерной культуры, опирающиеся на
естественные и технические науки
и нацеленные на создание локальных
технических устройств, отвечающих
требованиям эффективности, качества,
надежности, экономичности и т. п.,
сегодня недостаточны. Мировой опыт
свидетельствует о том, что их
следует дополнить
Исходя из сказанного, можно предложить следующие Характеристики идеальной модели профессиональной инженерной культуры.
Во-первых, в условиях техногенной
цивилизации универсальным
Во-вторых, универсальные
алгоритмы деятельности в эпоху
техногенной цивилизации
И, в-третьих, структурной
характеристикой
Таким образом, в настоящее
время сущность изменения в профессиональной
инженерной культуре заключена в
установлении соответствия профессиональной
деятельности, ее потенциала, результатов
и последствий критериям
Источник: http://vyspec.ru/struktura/