Инженерная этика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 21:27, лекция

Описание работы

Инженер (фр. ingnieur, от лат. ingenium — способность, изобретательность) — специалист с высшим техническим образованием, создатель информации об архитектуре материального средства достижения цели и его функциональных свойствах, способа (технологии) изготовления этого средства (продукта), равно как самого средства и материального воплощения цели, и осуществляющего руководство и контроль за изготовлением продукта. Основной инженерной задачей считается разработка новых и оптимизация существующих решений. Первоначально инженерами называли лиц, которые управляли военными машинами.

Файлы: 1 файл

инженерная этика.docx

— 17.00 Кб (Скачать файл)

Инженер (фр. ingnieur, от лат. ingenium — способность, изобретательность) — специалист с высшим техническим образованием, создатель информации об архитектуре материального средства достижения цели и его функциональных свойствах, способа (технологии) изготовления этого средства (продукта), равно как самого средства и материального воплощения цели, и осуществляющего руководство и контроль за изготовлением продукта. Основной инженерной задачей считается разработка новых и оптимизация существующих решений. Первоначально инженерами называли лиц, которые управляли военными машинами. Понятие «гражданский инженер» появилось в XVI веке в Голландии применительно к строителям мостов и дорог, затем в Англии и других странах. Порой, инженеры принимают активное участие в политической жизни, так советские инженеры, в большинстве своем, поддерживали демократические тенденции 90-х годов. В Российской Федерации за основу принята англо-саксонская модель системы образования.

Одним из важнейших механизмов реализации названных изменений  является Этический кодекс, который  формируется в профессиональном сообществе. До определенного времени  этические нормы могут существовать в виде «неписанных правил», но по мере расширения сферы социальных последствий инженерной деятельности, ее усложнения и разбалансировки появляется необходимость в специально разработанных и четко сформулированных этических кодексах. Они, как правило, коррелируют как с юридическим законодательством, так и с административными нормативными актами, но в значительной мере отражают специфику того или иного инженерного сообщества, являясь общественными регуляторами взаимодействия его членов.

Хорошо разработанные  этические кодексы существуют в  Германии, Франции, США. Так, в США  действуют многочисленные инженерные и научные профессиональные союзы  и общества, которые объединяются под эгидой трех основных организаций: «Американская ассоциация инженерных обществ», имеющая в своем составе  около 800000 членов (инженеров, проектировщиков, строителей и т. п.), «Американское  общество инженерного образования» (10000 индивидуальных членов и более 300000 институциональных) и «Американская  ассоциация содействия науке» — 300 самостоятельных  организационных объединений.

Их главные функции: создание условий для становления и  поддержания профессиональной компетентности (на основе информирования, общения, обсуждения проектов и проблем, выработки критериев  оценок профессиональной деятельности и др.), координация работы профессиональных союзов и обществ, поддержание связей с общественностью и правительством, содействие улучшению технического образования, выработка системы  профессиональных ценностей, сочетающих свободу творчества и профессиональную ответственность, создание социально  благоприятного этического климата (через  образование, издание этических кодексов, анализ и оценку конфликтных ситуаций), издание профессиональной литературы — газет, журналов.

Они участвуют в аккредитации университетов, их представители входят в комиссии, утверждающие учебные  программы и курсы, а также  в попечительские советы.

Кодекс инженерной этики, разработанный Комитетом по инжинирингу  и технологиям включает следующие каноны:

1. Инженеры при исполнении  своих профессиональных обязанностей  превыше всего ставят безопасность, здоровье и благосостояние общества.

 

2. Инженеры должны выполнять  работы только в пределах своей  компетенции.

3. Инженеры должны отвечать  на запросы общественности только  объективным и правдивым образом.

4. Инженеры в своей профессиональной  области действуют в качестве  преданных представителей или  доверенных лиц для каждого  работодателя или заказчика и  должны избегать конфликтов интереса.

5. Инженеры должны строить  свою профессиональную репутацию  на достоинствах своего обслуживания, им не следует соревноваться  нечестными методами с другими.

6. Инженеры должны действовать  таким образом, чтобы поддерживать  и развивать чистоту, честь  и достоинство инженерной профессии.

7. Инженеры должны поддерживать  свое профессиональное развитие  и предоставлять возможности  для профессионального развития  инженерам, находящимся под их  наблюдением.

Как видно из приведенного выше текста, этический кодекс фиксирует  правила взаимодействия инженеров, направленного вовне (общество в  целом, общественность, работодатель, заказчик) и внутрь профессиональной группы (патронаж, профессиональное соревнование).

В США с 1975 года существует Общество по философии и технике, которое фактически является международным  и проводит регулярные международные  конференции по проблемам инженерной этики, издает их материалы. Предметом  обсуждения на 12-й конференции ректоров и президентов европейских технических  университетов была проблема включения  в систему высшего технического образования социальной оценки техники  и социальных наук, т. е. широкого междисциплинарного подхода к технике. В этом совещании  участвовали представители 30 технических  университетов из 14 европейских  стран. Тогдашний ректор университета Карлсруэ профессор Хайнц Кунле подчеркнул важность обучения будущих инженеров гуманитарным дисциплинам и социальным наукам, экономике и праву, а также философским и этическим знаниям, отметив, что инженеру необходима рефлексия над техникой в контексте гуманитарных и социальных наук, экономики и права, а также в связи с проблемой социальной ответственности инженеров.

В России инженерные общества были закрыты в 30-е годы нашего столетия. К этому времени еще не успело сформироваться инженерное сообщество, которое задавало бы определенный этический  стандарт поведения, хотя примеры подобного  рода общественно-педагогических движений уже имели место. Так, в 1866 году было создано Русское техническое  общество, позже — Московское общество распространения технических знаний, а при них — постоянные педагогические комиссии, первая из которых возглавлялась  видным деятелем просвещения А. Г. Небольсиным, в 1892 году основан журнал «Техническое образование».

Те общественные организации, которые появились в последние  годы (только в МГТУ им. Н. Э. Баумана  их несколько: Общество выпускников МВТУ им. Н. Э. Баумана, Клуб выпускников Императорского Технического училища и даже Клуб друзей кафедры М-5, куда принимают не только бывших «бауманцев»), все же не играют такой роли в становлении и развитии профессиональной культуры инженеров. Между тем динамика изменений норм и ценностей в современной российской жизни, смена приоритетов в инженерной деятельности, связанная с переструктурированием промышленности, ряд других факторов, обусловленных интенсивными процессами компьютеризации, настоятельно требуют артикуляции этически значимых проблем инженерной деятельности, введения их в структуру инженерного образования. При этом следует подчеркнуть, что этические проблемы имеют междисциплинарный статус, а значит, и обучение в данном направлении должно вестись не только в рамках социально-научного и гуманитарного блока (что чаще всего и происходит), но этические модули должны иметь свое место в системе общетехнических и специальных дисциплин.

Итак, традиционные паттерны инженерной культуры, опирающиеся на естественные и технические науки  и нацеленные на создание локальных  технических устройств, отвечающих требованиям эффективности, качества, надежности, экономичности и т. п., сегодня недостаточны. Мировой опыт свидетельствует о том, что их следует дополнить социокультурными компонентами. От системотехнического проектирования уже наметился путь к социотехнической проектной деятельности, в которой техника занимает подчиненное по отношению к интересам людей и сохранению природных объектов и процессов положение. Такое качество инженерно-технической деятельности определяется социальной компетентностью специалиста, которая проявляется прежде всего в умении определить и оценить последствия воздействий технической деятельности на общество и природу. Это должно осуществляться еще на уровне конструирования и принятия решений в соотнесении с социокультурным контекстом их реализации.

Исходя из сказанного, можно  предложить следующие Характеристики идеальной модели профессиональной инженерной культуры.

Во-первых, в условиях техногенной  цивилизации универсальным системообразующим фактором профессиональной культуры должны стать нормы и стандарты, которые являются способом перевода языка теории на язык практического действия.

Во-вторых, универсальные  алгоритмы деятельности в эпоху  техногенной цивилизации необходимы прежде всего в целях оптимального ограничения любых ее деструктивных последствий. Это предполагает умение инженера решать профессиональные проблемы такими Технологическими средствами, которые максимизировали бы позитивные и минимизировали негативные последствия воздействий техники на природное и искусственное окружение.

И, в-третьих, структурной  характеристикой профессиональной культуры инженера является сегодня  Социальная компетентность, предполагающая его ответственность перед другими  за последствия принимаемых им решений  на всех уровнях инженерной деятельности — от проектирования до практического  осуществления.

Таким образом, в настоящее  время сущность изменения в профессиональной инженерной культуре заключена в  установлении соответствия профессиональной деятельности, ее потенциала, результатов  и последствий критериям социальной эффективности и приемлемости. Лишь на этом пути могут быть выработаны корректные ценностные ориентиры и  задан новый тип индивидуальной и групповой профессиональной деятельности, соответствующие задаче конструктивного  решения социально значимых проблем.

 Источник: http://vyspec.ru/struktura/ingenernay.php


Информация о работе Инженерная этика