Экологическая этика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 18:54, лекция

Описание работы

Экологическая этика - учение о моральных отношениях человека с природой, основанных на восприятии природы как морального партнера, равноправии и равноценности всего живого, а также ограничении прав и потребностей человека.
Экологическая этика образовалась на границе классической этики и экологии. Экологическая этика - междисциплинарная комплексная область исследования, сформировавшееся на стыке естественно-научных и общественных наук. Экологическая этика является прикладной дисциплиной, поэтому она - оценка конкретный действий, в связи с чем её предметом является моральное отношение человека как к природе в целом, так и к отдельным её представителям.

Файлы: 1 файл

экологическая этика в россии.docx

— 22.52 Кб (Скачать файл)

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА

(Лекция)

Экологическая этика - учение о моральных отношениях человека с природой, основанных на восприятии природы как морального партнера, равноправии и равноценности всего живого, а также ограничении прав и потребностей человека.

Экологическая этика образовалась на границе классической этики и экологии. Экологическая этика - междисциплинарная комплексная область исследования, сформировавшееся на стыке естественно-научных и общественных наук. Экологическая этика является прикладной дисциплиной, поэтому она - оценка конкретный действий, в связи с чем её предметом является моральное отношение человека как к природе в целом, так и к отдельным её представителям.

Методами экологической этики являются: диалектический метод, системный метод, экволюционный метод, экстраполяция, наблюдение, эксперимент и другие методы в зависимости от конкретных ситуаций.

Экологическая этика мотивирует необходимость природоохранных действий по двум направлениям: 1) люди действуют или избегают действий ради блага самой природы, охраняя природу ради её самой; 2) природоохранные действия совершаются из морального принципа, без учета экономических интересов человека.

Задачи экологической этики: 1) разрушение старого, потребительски-негуманного отношения к природе, основанного на антропоцентрическом мифе, что человек - центр и царь природы; 2) выработка нового экологического мировоззрения, основанное на предположении, что не всё делается во имя и на благо человека.

История экологической этики

Как научное направление Экологическая этика сформировалась в 80-х гг. 20 в. Этические мысли по отношению к живой природе высказывались основоположниками всех мировых религий. Основателями Экологической этики как науки являются О. Леопольд и А. Швейцер. В своих классических трудах они сформулировали идею о том, что к живым существам и экосистемам нужно относиться не как к вещам, а как к себе подобным.

С 1970-х гг. Экологическая этика стала преподаваться в США с 1970-х гг. Затем аналогичные курсы были введены в вузах Англии, Австралии, Канаде, Норвегии, Финляндии, а в середине 80-х гг. - в других развитых странах.

Философы Сингер, Риган и Линзи в 1970-х - 80-х гг. было сформулировано понятие прав животных, на основе которого организовано Движение за освобождение диких животных. Тэйлор разработал универсальные этические правила и принципы, Калликот и Ролстон - понятия о ценностях дикой природы.

В 1982 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всемирную хартию природы - первый международный документ, утвердивший этический принцип, что всем формам жизни должна быть обеспечена возможность существования.

В России впервые о гуманном отношении к животным сказано в Уставе благочиния, изданном в 1782. Одним из первых экоэтические взгляды стал выражать в сер. 19 в. Н. Щербина. Об этическом отношении к природе писали Тургенев, Достоевский, Хлебников и особенно Л. Толстой. Друг последнего В. Чертков впервые в России выступил против любительской охоты ("Злая забава"). В 1899 вышла книга Фишера, впервые заявившая о правах животных. Позднее его идеи были развиты Семеновым-Тянь-Шаньским и Кожевниковым.

В советские времена этические отношения к природе практически не разрабатывались. Исключение составляет книга Д. Андреева "Роза мира". В 60-х гг. 20 в. появились статьи Леонова, Рябинина о морали любительской охоты, благодаря которым в России на длительный срок была запрещена весенняя охота, а при некоторых городских обществах охраны природы созданы секции по защите животных от жестокого обращения.

Однако существенного влияния на государственную политику это не оказало. В СССР лишь в 1988 (одновременно с Китаем и Турцией) было создано Всесоюзное общество покровительства животным. До сих пор Россия остается единственной европейской страной, не подписавшей Страсбургской конвенции 1959 о безболезненном забое сельскохозяйственных животных.

Экологическая этика стала развиваться в России и странах СНГ уже в конце 1990-х гг. В Москве была издана книга Павловой "Биоэтика в васшей школе". С 1999 в Киеве выходит "Гуманитарный экологический журнал", а с 2001 регулярно проходят ежегодные семинары по Экологической этике. С того же времени вышло несколько учебных пособий Борейко. Преподавани Экологической этики в вузах ведется пока на уровне элективных курсов.

Ценности природы

Ценности природы бывают внутренними и внешними. Внутрення ценность - это ценность "для себя". Она заключается в стремлении любого живого организма к жизни, к продолжению существоания, к размножению. Тот, кто имеет внутреннюю ценность, обладает моральным статусом, собственным благом, моральными правами, достоинством и должен считаться моральным партнером. Внутренняя ценность всех живых существ одинакова, в то время как внешние ценности могут различаться.

Внешние ценности природы подразделяются на экономические и неэкономические. Экономические ценности можно расчитать. Это хозяйственная и рекреационная ценности. Неэкономические ценности расчетам не поддаются. К ним относятся 18 видов ценностей: историко-культурная, существования, патриотическая, религиозная, эстетическая, наследия, этическая, символическая, духовная, эталонная, научная, свободы, музейная, воспитательная, образовательная, экологическая, вдохновения, оздоровительная. Возможны и дополнительные ценности.

Возможны конфликты между экономическими и неэкономическими ценностями. Неэкономические ценности признаются более важными. Затруднение вызывают оценка неэкономических ценностей.

Природа является нашим моральным партнером в силу обладания внутренней ценностью. Часть моральных партнеров, способных к нравственным размышлениям и поступкам, являются моральными агентами, т.е. имеющими свои обязанности перед вами. Природа моральным агентом не является, т.е. имеет только права, но не имеет обязанностей ни перед человеком, ни друг перед другом.

Права природы

Все живое имеет моральные права в силу наличия внутренней ценности, а также ввиду факта своего существования. Права природы - это конкретизированные нормы справедливых отношений человека к природе, рассматриваемой как моральный партнер.

Уважать и защищать права природы означает защищать её интересы вне зависимости от человеческих чувств или соображений экономической выгоды. Человек, признавая права природы, одновременно обязуется их защищать.

Права природы, так же как и права человека, не являются абстрактным понятием. Их приходится нарушать, но для этого требуется серьезная моральная мотивация. Так, пропитание человека является значимым моральным аргументом, позволяющим нарушить право свиньи. Однако любительская охота не является серьезным моральным аргументом, чтобы нарушить право на жизнь животных.

Признание прав природы имеет следующее значение: 1) позволяет сформулировать новые весомые аргументы для создания ООПТ; 2) будет способствовать применять практику подачи исков в суд для защиты интересов природы; 3) способствует повышению эффективности экологического воспитания и образования; 4) создает особый моральный, а затем и правовой фон охраны природы.

За живыми существами признаются следующие права:

  1. Право на жизнь;

  1. Право на естественную свободу и благополучие в естественной среде обитания;

  1. Право на необходимую для жизни долю земных благ;

  1. Право на защиту законом.

Природные экосистемы имеют следующие права:

  1. Право на существование;

  1. Право на свободу от человеческого контроля и управления;

  1. Право на защиту законом.

Этические принципы и правила обращения с природой

Принципы:

  1. Не навреди.

  1. Не вмешивайся

  1. Будь порядочным.

  1. Соблюдай права природы.

  1. Компенсируй ущерб.

Правила:

  1. Правило самообороны. Можно нарушить права природы, если мотивацией является необходимость обеспечения пропитанием, а также защита жизни, здоровья или имущества.

  1. Правило справедливого распределения. В случае столкновения жизненно важных интересов людей и природы обоим конфликтующим сторонам должна быть предоставлена равная доля благ.

  1. Правило пропорциональности. В случае конфликтов жизненно важных интересов природы и нежизненноважных интересов человека приоритет отдается природе.

  1. Правило минимального вреда. В случае конфликтов жизненно важных интересов природы и нежизненноважных, но существенных интересов человека, возможно нанесения вреда природе, но этот вред должен быть минимальным.

  1. Правило справедливого возмещения. Если в случае удовлетворения интересов человека нанесен вред природе, то этот вред должен быть компенсирован.

Экологическая этика

Экологическая этика – это ученее о моральных отношениях природы и человека, которое основано на принятии природы как морального партнера, равноправии всего живого и ограничении потребностей и прав человека.

Экологическая этика – это учение, появившееся на границе экологии и этики.

Основными методами экологической этики признаются:

- системный метод;

- диалектический метод;

- экстраполяция;

- эволюционный метод;

- эксперимент;

- наблюдение и т.д.

Экологическая этика стимулирует необходимость природоохранных действий в двух направлениях:

- природоохранные действия  совершаются из любви к природе, не привлекая материальные соображения;

- действие или отсутствие  действия осуществляется ради  блага природы, ее охраны.

Задачами экологической этики являются:

- истребление потребительского  отношения к природе, основанного  на положении, что человек –  хозяин природы;

- разработка принципиально  нового экологического мировоззрения.

Экологическая этика была сформирована в 80х годах 20 века. Основателями экологической этики считаются О. Леопольд и А. Швейцер. Они впервые сформулировали тезис, что ко всем живым существам необходимо относиться как к себе подобным, а не как к неодушествленным вещам.

С 70х годов 20 века экологическая этика как дисциплина стала преподаваться в вузах США, Канаде, Англии, Финляндии и др. странах.

В 70-80х годах 20 века философы Линзи, Сингер и Риган сформулировали понятие «право животных», на котором впоследствии было образовано Движение за освобождение диких животных.

В 1982 году была принята Генеральной Ассамблеей ООН Всемирная хартия природы, который был первым международным документом, который утверждал, что все формы жизни имеют право на существование.

В России впервые о экологической этике сказано в Уставе благочиния 1782 г. В пользу защиты окружающей природы высказывались Тургеньев, Достоевский, Л.Н. Толстой и многие другие. В советские времена вопрос экологической этики практически не рассматривался. Экологическая этика получила свое развитие в России и странах СНГ с 1990х годов.

Права природы

Экологическая этика гласит, что все живое имеет моральное право, поскольку имеет некоторую внутреннюю ценность, а так же поскольку оно существует. Права природы – это нормы справедливого отношения человека к природе, которые рассматривают человека и природу как моральных партнеров. Человек должен защищать и признавать права природы.

Права природы не всегда соблюдаются. Человеку иногда приходится нарушать их, но у него должна быть убедительная причина, чтобы сделать это. Признание прав природы влечет за собой:

- возможность подачи исков  в суд для защиты прав природы;

- повышение эффективности  экологического воспитания;

Основные права природы:

- право на существование;

- право на свободу от  человеческого управления и контроля;

- право на юридическую  защиту.

Основные принципы экологической этики:

- не навреди;

- соблюдение прав природы;

- компенсация ущерба;

- не вмешательство.

 


Информация о работе Экологическая этика в России