Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:01, доклад
Идеология французского Просвещения явилась прологом первой буржуазной революции в стране. Это определило боевой, наступательный, бескомпромиссный и радикальный характер идей французских просветителей.
Эстетика французского Просвещения.
Идеология французского Просвещения явилась прологом первой буржуазной революции в стране. Это определило боевой, наступательный, бескомпромиссный и радикальный характер идей французских просветителей.
Во второй половине XVIII в.
феодальные отношения во Франции
стали тормозом исторического прогресса.
Начался процесс распада
Основные идеи французского
Просвещения – вера в человеческий
разум, призванный обеспечить прогресс
человечества, защита научного познания
и технического прогресса, религиозная
и этическая терпимость, отстаивание
неотъемлемых естественных прав человека
и гражданина, отказ от догматизма
и метафизики. Отсюда и эстетика
просветителей Франции
Эстетические идеи французского Просвещения формируются уже в первой половина XVIII в. В это время выходит в свет большое количество эстетических и искусствоведческих трактатов, в которых, с одной стороны, продолжают пропагандироваться принципы классицизма, а с другой – выдвигаются новые идеи. Так, огромную роль в подготовке теорий эстетики французского Просвещения сыграли работы аббата Жана-Батиста Дюбо, Шарля Беттё и Кондильяка.
Основоположником
Этот крупнейший просветитель не мог преодолеть старых эстетических канонов (именно поэтому он не оценил Шекспира, упрекая его в отсутствии вкуса и незнании элементарных правил). При этом в своих философских повестях и романах он идет по пути типичного просветительского реализма. Правда, в эстетической теории эта сторона творчества Вольтера не нашла своего отражения.
Эстетика Вольтера в основном
исследует проблемы искусства. Свои
взгляды на важнейшие проблемы художественной
культуры он высказал в многочисленных
предисловиях к своим драмам, в
критических статьях, письмах. Им написан
также ряд философско-
Извращенный вкус, по Вольтеру, проявляется довольно определенно: это все то, что противно просвещенному уму, например, предпочтение претенциозного и жеманного простому и естественному. Главными причинами дурного вкуса Вольтер считает отсутствие общественной жизни, церковь, недостатки ума и неразвитость некоторых видов искусств. Вкус, по его мнению, определяется различными социальными мотивами. Поэтому современный ему мир Вольтер называет лишенным хорошего вкуса. Путь к воспитанию вкуса – в просвещении и преобразовании жизни всех народов.
Воспитание хорошего вкуса для Вольтера – лишь часть более широкой проблемы – воспитательного значения искусства. Искусство – средство воспитания в людях добродетели. Он возлагает особенно большие надежды на театр, который не только воспитывает, но и объединяет людей, делает их общительными.
Вольтер оказал огромное влияние не только на французскую, но и на немецкую и русскую эстетическую мысль.
К раннему периоду французского
Просвещения принадлежит
Свои эстетические идеи Монтескье
сформулировал в трактате “Опыт
о вкусе в произведениях
Противоречия эпохи
Идеалистической эстетике Дидро противопоставляет свою концепцию, базирующуюся на материалистической гносеологии. В качестве исходного пункта своей эстетики Дидро формирует такое положение: то, что чаще всего встречается в жизни, является приоритетным образцом для искусства. Естественно, с природой ничто не может сравниться. Если наблюдение природы не стало преобладающей склонностью писателя или художника, Дидро рекомендует не ждать от него ничего путного. И напротив, если художник изображает натуру, то от него можно ожидать чего-то значимого
Эстетический вкус
философ также связывает с
ощущением и интересом. Он усматривает
скрытую зависимость между
Эстетические воззрения
французских просветителей