Эстетика французского Просвещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:01, доклад

Описание работы

Идеология французского Просвещения явилась прологом первой буржуазной революции в стране. Это определило боевой, наступательный, бескомпромиссный и радикальный характер идей французских просветителей.

Файлы: 1 файл

Эстетика французского Просвещения.docx

— 18.37 Кб (Скачать файл)

Эстетика французского Просвещения.

Идеология французского Просвещения  явилась прологом первой буржуазной революции в стране. Это определило боевой, наступательный, бескомпромиссный и радикальный характер идей французских  просветителей.

Во второй половине XVIII в. феодальные отношения во Франции  стали тормозом исторического прогресса. Начался процесс распада феодально-абсолютистских отношений. Та же судьба ждала и эстетику классицизма: она стала тормозом дальнейшего развития искусства.

Основные идеи французского Просвещения – вера в человеческий разум, призванный обеспечить прогресс человечества, защита научного познания и технического прогресса, религиозная  и этическая терпимость, отстаивание  неотъемлемых естественных прав человека и гражданина, отказ от догматизма и метафизики. Отсюда и эстетика просветителей Франции проникнута острой социально-политической и этической  направленностью.

Эстетические идеи французского Просвещения формируются уже  в первой половина XVIII в. В это время выходит в свет большое количество эстетических и искусствоведческих трактатов, в которых, с одной стороны, продолжают пропагандироваться принципы классицизма, а с другой – выдвигаются новые идеи. Так, огромную роль в подготовке теорий эстетики французского Просвещения сыграли работы аббата Жана-Батиста Дюбо, Шарля Беттё и Кондильяка.

Основоположником просветительского  движения во Франции был Вольтер (1694–1778), сформировавший девиз: “Разум и наука!” Всю жизнь он посвятил борьбе с феодально-абсолютистскими порядками, с католической церковью и средневековой схоластикой. В этой борьбе он широко пользовался средствами искусства. Драмы, философские романы и стихи были его оружием.

Этот крупнейший просветитель не мог преодолеть старых эстетических канонов  (именно поэтому он не оценил Шекспира, упрекая его в отсутствии вкуса и незнании элементарных правил). При этом в своих философских повестях и романах он идет по пути типичного просветительского реализма. Правда, в эстетической теории эта сторона творчества Вольтера не нашла своего отражения.

Эстетика Вольтера в основном исследует проблемы искусства. Свои взгляды на важнейшие проблемы художественной культуры он высказал в многочисленных предисловиях к своим драмам, в  критических статьях, письмах. Им написан  также ряд философско-эстетических статей в “Философском словаре”. Поскольку  в своих общефилософских и  политических статьях он стремится  к конкретности, высмеивает отвлеченные  метафизические рассуждения, в некоторых  его эстетических работах чувствуется  релятивистская позиция. Так, в статье “Прекрасное” он отказывается давать определение этому понятию. Для  негра прекрасное – черная кожа, приплюснутый нос; для черта –  пара рогов и хвост… Это понятно, считает Вольтер. Но вот если спросить философа, что такое прекрасное, он начнет городить невообразимую чепуху. Иронический тон Вольтера направлен против схоластических “рассуждательств” по поводу абстрактных понятий. В других эстетических статьях он оставляет иронически скептический подход и сам дает определения абстрактным понятиям. Например, в статье “Вкус” Вольтер определяет данное понятие как “чувствительность к прекрасному и уродливому в искусствах”, а в искусстве “есть истинные красоты” и “хороший вкус, который их различает”.

Извращенный вкус, по Вольтеру, проявляется довольно определенно: это все то, что противно просвещенному уму, например, предпочтение претенциозного и жеманного простому и естественному. Главными причинами дурного вкуса Вольтер считает отсутствие общественной жизни, церковь, недостатки ума и неразвитость некоторых видов искусств. Вкус, по его мнению, определяется различными социальными мотивами. Поэтому современный ему мир Вольтер называет лишенным хорошего вкуса. Путь к воспитанию вкуса – в просвещении и преобразовании жизни всех народов.

Воспитание хорошего вкуса  для Вольтера – лишь часть более  широкой проблемы – воспитательного  значения искусства. Искусство –  средство воспитания в людях добродетели. Он возлагает особенно большие надежды  на театр, который не только воспитывает, но и объединяет людей, делает их общительными.

Вольтер оказал огромное влияние  не только на французскую, но и на немецкую и русскую эстетическую мысль.

К раннему периоду французского Просвещения принадлежит крупный  писатель и известный социолог Шарль Луи Монтескье (1689–1755). Как и Вольтер, Монтескье был деистом, он признавал существование сверхприродного, Божественного начала, управляющего миром. Католические и другие религиозные учения о Боге он отвергал самым решительным образом.

Свои эстетические идеи Монтескье  сформулировал в трактате “Опыт  о вкусе в произведениях природы  и искусства”, написанном при участии  Дидро для “Энциклопедии”, в  “Персидских письмах” и в книге  “О духе законов”. Как и все просветители, он придавал большое значение воспитательной роли искусства. Из всех видов искусства  он отдавал явное предпочтение театру. Воспитание, как и все на свете, подчиняется естественным законам. Характер воспитания зависит от формы  правления: в монархиях предметом  воспитания будет честь, в республиках  – добродетель, в деспотиях –  страх. Сам философ сочувственно относился к республиканской  системе воспитания, где главной добродетелью считалась любовь к законам и отечеству.

Противоречия эпохи Просвещения  отразились в эстетических концепциях того периода. С одной стороны, это  требование абсолютной правдивости  художественных произведений, с другой – необходимость пропаганды новых  идеалов. Искусство в соответствии с этими требованиями изображало то отвратительного эгоиста, то моральную  абстракцию в роли идеального гражданина. Наиболее ярко противоречия эстетики Просвещения выявились у Дени Дидро (1713–1784), находившегося под большим влиянием идей английского Просвещения, в частности работ Шефтсбери. Он написал “Трактат о прекрасном”, в котором приходит к выводу: восприятие отношений – основа прекрасного. Вслед за англичанами Дидро осуществляет поиски объективной основы красоты.

Идеалистической эстетике Дидро  противопоставляет свою концепцию, базирующуюся на материалистической гносеологии. В качестве исходного пункта своей  эстетики Дидро формирует такое  положение: то, что чаще всего встречается  в жизни, является приоритетным образцом для искусства. Естественно, с природой ничто не может сравниться. Если наблюдение природы не стало преобладающей  склонностью писателя или художника, Дидро рекомендует не ждать от него ничего путного. И напротив, если художник изображает натуру, то от него можно ожидать чего-то значимого

Эстетический вкус философ также связывает с  ощущением и интересом. Он усматривает  скрытую зависимость между вкусами  народа и его интересами. Вкусы  полностью определяются изменениями  в форме правления или в  нравах народа.

Эстетические воззрения  французских просветителей отличаются острой социально-политической направленностью, проникнуты духом гуманизма, они  ориентировали искусство на реалистическое изображение действительности. Не случайно французские просветители оказали  сильнейшее влияние на немецкую, итальянскую, испанскую и русскую эстетическую мысль.


Информация о работе Эстетика французского Просвещения