Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 16:06, контрольная работа
В истории человечества существовало множество культур - самобытных, не похожих одна на другую. Борьба между умирающей и зарождающейся новой культурой сопровождалась адекватной сменой эстетических принципов и устоев общества.
Введение……………………………………………………………………...3 стр.
1.Эпоха Просвещения и ее прогрессивная роль в эстетическом
развитии общества………………………………………………… ………..4 стр.
2. Эстетика в различных формах Просвещения…………………………...10стр.
Заключение………………………………………………………………….19 стр.
Список использованной литературы………………………………………20 стр.
ОГОУ ВПО «СМОЛЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ИНСТИТУТ ИСКУССТВ»
ФАКУЛЬТЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу «ЭСТЕТИКА»
Тема: «ЭСТЕТИКА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЕ»
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ – Цаплина С. П., доцент
Исполнитель:
студентка группы 5-10
Веригина Мария
Специальность – Режиссура театрализованных представлений и праздников
Квалификация – Режиссер театрализованных представлений и праздников, преподаватель.
Место работы: МБУК ДК «Шарм»
Должность: культорганизатор
Контрольная работа принята: «____» ______________2014 г.
Методист факультета: _______________________
Отметка о зачёте:
« ___» ______________________2014г.
Преподаватель: ______________________
Смоленск, 2014
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение…………………………………………………………
1.Эпоха Просвещения и ее прогрессивная роль в эстетическом
развитии общества………………………………………………… ………..4 стр.
2. Эстетика в различных формах Просвещения…………………………...10стр.
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………20 стр.
Введение
В
истории человечества существовало
множество культур - самобытных, не
похожих одна на другую. Борьба между
умирающей и зарождающейся
В ХVII веке в Англии зародилась идеология Просвещения, получившая в дальнейшем широкое распространение во Франции, Германии, несколько позже в Северной Америке, странах Восточной и Юго-Восточной Европы, а также в России.
Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном и эстетическом развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной прежде всего к человеку вне зависимости от его социальной принадлежности системы эстетических ценностей, которая органически вошла в кровь и плоть западной цивилизации.
1. Эпоха Просвещения и ее
Просвещение - идейное, общественное, культурное и эстетическое движение в странах Европы и Америки, связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений. Условно исторические рамки эпохи Просвещения могут быть ограничены 1689-1789 гг. Первая- дата из английской истории. В 1688 г. совершилась, по выражению западных историков, "славная революция" в Англии. Вторая дата - начало Французской революции, воспринимавшейся современниками как воплощение просветительских идей Свободы, Равенства, Братства, ставших ее лозунгами.
Предпосылкой и первопричиной эстетической эволюции общества явились те изменения, которые оставило Просвещение в науке, культуре, искусстве, политике, идеологии стран и народов.
Деятели Просвещения боролись за установление "царства разума", прежде всего обеспечиваемого развитием науки. Основой его должно быть "естественное равенство", а отсюда- политическая свобода и гражданское равенство.
При всем многообразии мнений большинство мыслителей сходились в оценке Просвещения как передового новаторского явления. Иммануил Кант понимал Просвещение как попытку использовать разум в интересах интеллектуального, морального и эстетического раскрепощения личности, а Фридрих Энгельс усматривал в нем идеологическую подготовку буржуазных революций.
Просветителями были материалисты и идеалисты, сторонники рационализма (признавшие разум основой познания и поведения людей), сенсуализма (считавшие таковой ощущением) и даже божественного провидения (уповавшие на волю Бога). Часть из них верила в неизбежный прогресс человечества, другая - рассматривала историю как общественный регресс.
Как течение общественной мысли Просвещение представляло собой некое единство. Заключалось оно в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях. Это прежде всего цели и идеалы Просвещения - такие, как свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др., а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода.
Эстетическим предпочтениями данного времени стало обращение к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности.
Научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь распространяется вширь, выходя за пределы университетов и лабораторий, в светские салоны Лондона и Парижа, становясь предметом обсуждения уже не только ученых, но и литераторов, популярно излагающих последние достижения науки и философии.
Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе науки, создающем условия для экономического и социального благоденствия - пафос эпохи Просвещения.
Просветители убеждали, что просвещением масс воспитанные монархи приведут к уничтожению бесправия и несправедливости.
Просветители происходили из разных классов и сословий: аристократии, дворян, духовенства, служащих, торгово-промышленных кругов; разнообразны были и условия, в которых они жили. В каждой стране просветительское движение носило отпечаток национальной самобытности.
В
Англии в XVII--XVIII вв. после революции
и гражданских войн сгладились резкие
противоречия в обществе. Развитие
парламентаризма привело к
В основных чертах политическая программа английского Просвещения была сформулирована философом Джоном Локком (1632--1704). Основное его сочинение - "Опыт о человеческом разуме"- содержало позитивную программу, воспринятую не только английскими, но и французскими просветителями. К неотчуждаемым правам человека, считал Локк, принадлежат три основных права: на жизнь, свободу и собственность. Право на собственность он тесно связывал с высокой оценкой человеческого труда. Воззрения Локка близки к трудовой теории стоимости Адама Смита: как и представители классической буржуазной политэкономии, он убежден в том, что собственность каждого человека есть результат его труда. Правовое равенство индивидов является необходимым следствием принятия трех неотчуждаемых прав. Как и большинство просветителей, Локк исходит из идеи неотъемлемых прав изолированных индивидов и их частных интересов: правопорядок должен обеспечить возможность получения выгоды каждым, но так, чтобы при этом соблюдались также свобода и частный интерес всех остальных.
Просвещение способствовало закреплению в характере англичан таких черт, как предприимчивость, изобретательность, практицизм.
На
шотландское Просвещение
Выдающиеся представители французского Просвещения - Вольтер (1694--1778), Жан-Жак Руссо (1712-1778), Дени Дидро (1713- 1784), Шарль Монтескье (1689--1755), Поль Анри Голь-бах (1723-1789), Жорж Луи де Бьюффон (1697- 1788) и др.
Во Франции уделом просветителей было своего рода "отщепенчество", порождавшее в их среде политический радикализм и мессианские настроения, оппозицию существующему строю. Порой их протест принимал форму атеизма, иногда он проявлялся в идеализации прошлого, например, республиканского строя античных государств.
С именем Руссо связан целый этап в развитии просветительского движения Франции -- радикальный пересмотр некоторых его фундаментальных целей и идеалов. Радикализм Руссо основывался на его этических воззрениях. В противоположность философам, считавшим себялюбие и эгоизм совместимыми с общественным благом, он требовал подчинения личности благу общества.
Французские просветители вошли в историю как энциклопедисты, создатели французской Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел, открывшей новую эпоху в познании и истолковании природы и общества. Организатор и редактор Энциклопедий -- Дени Дидро, убежденный противник абсолютизма, церкви, клерикального мировоззрения. Один из энциклопедистов-- естество-испытатель Бюффон, автор многотомной Естественной истории, в которой выдвинул положение о единстве растительного и животного мира.
Эпоху Просвещения во Франции называют иногда эпохой Вольтера. Вольтеровская критика абсолютизма, прославление разума, борьба за веротерпимость и права человека сделали его угодным французскому королевскому двору. В своих исторических трудах он впервые представил историю не как описание судеб государства и его правителей, а как развитие самих народов, их экономики, науки, культуры, политики и эстетики.
"Целью
государства любой формы
Выдающимся представителем немецкого Просвещения был Иммануил Кант (1724--1804). Знаменитые вопросы Канта: "Что я могу знать?", "Что я должен делать?", "На что я могу надеяться?" -- были подготовлены предшествующей философией.
Славу модного писателя принесла Канту работа "Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного". Эстетические категории "прекрасное" и "возвышенное" служит для него стержнем, на который он нанизывает свои наблюдения о человеческом в человеке. Предметом теоретической философии, по Канту, должно быть не изучение самих по себе вещей -- природы, мира, человека, а исследование деятельности, установление законов человеческого разума и его границ.
В трактате "Ответ на вопрос: что есть Просвещение" Кант подытоживает основные идеи Просвещения, которое стремится освободить людей из-под гнета и призывает их к тому, чтобы мерилом решений был их собственный разум. «Будь смел ... и используй собственный разум. Это девиз Просвещения».
Особенно значителен вклад Канта в разработку теории правового государства. Он обосновал правовые формы и методы борьбы за изменение государственного и общественного строя, которые предполагают путь постепенных реформ и исключают грубое насилие. Не случайно в Германии XVIII в. называют «веком Канта».
Русское Просвещение унаследовало проблематику Просвещения европейского, осмысляло и развивало ее вполне самобытно, в контексте той уникальной исторической ситуации, которая сложилась в российском обществе того времени.
По мнению просветителей, величие человека, его отличие от Других существ, порожденных природой, заключается в разуме. Человек, наделенный разумом, способен творчески трудиться, обеспечивая тем самым прогресс человечества. Это восхищение человеком как совершеннейшим созданием природы свойственно всей просветительской мысли. Но особенно ярко звучит оно в оде "Человек» И.П. Пнина (1773--1805), просветителя, поэта, последователя А.Н. Радищева. Это своеобразный гимн его величию, тем деяниям, свершая которые человек преодолевает в себе раба.
Просветители создают особую нравственную философию, с помощью которой они определяют основные принципы этики, поведения людей в обществе. Главные положения нравственной философии изложены в работе А.П. Куницына (1783--1840) "Право естественное". Нравственность в этом сочинении рассматривается как естественное проявление человеческой природы. Русские просветители задумывались и над тем, почему свободомыслие как глубинная потребность человека с таким трудом реализуется в реальных условиях. Свобода или свободолюбие рассматривается русскими просветителями как абсолютная ценность. Без свободы человек существовать не может, все его поступки продиктованы стремлением обрести свободу.
Огромное место в трудах русских просветителей отводилось переустройству общества. Цель свободного общества, по мнению просветителей -- благополучие граждан. «Государство только тогда счастливо, когда оно любимо своими соотечественниками», -- писал А.Ф. Бестужев (1761--1810), отец декабристов братьев Бестужевых. Живя в обществе, основанном на свободе и счастье, человек должен быть его достойным гражданином. Поэтому интерес просветителей к проблеме воспитания личности был огромен. Этой теме посвящен трактат А.Ф. Бестужева "О воспитании", опубликованный в "Санкт-Петербургском журнале", который он издавал вместе с И.П. Пниным.
Философско-антропологическая мысль русских просветителей отличалась значительным разнообразием, глубиной и самобытностью. Она охватывала широкий спектр политических, мировоззренческих и эстетических проблем и такую острую проблему российской действительности, как положение крестьян.