Эстетика как система категорий законов понятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 10:36, контрольная работа

Описание работы

Необходимо, в первую очередь, обозначить ту проблему, которая избрана для исследования в качестве магистральной. Речь идёт о специфике такой научной дисциплины, как эстетика, о своеобразии ее концептуального поля. Таков диапазон исследовательской проблемы, предопределяющий основные направления работы.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Специфика эстетики как системы категорий, законов, понятий 4
1.1. Основополагающие категории эстетики 4
1.2. Магистральные законы эстетики 9
1.3. Понятия эстетики: предметное поле явления 11
Заключение 15
Список использованной литературы 16

Файлы: 1 файл

Эстетика как система категорий законов понятий.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

«Феномен комического – один из древнейших в истории культуры. Он предполагает возбуждение смеховой реакции человека, смеха, однако не сводится только к нему. При этом речь идет об особом смехе, – не о чисто физиологической реакции на раздражение специальных нервных центров (как при щекотке или нервическом смехе), но о смехе, вызванном интеллектуально-смысловой игрой. Шутки, остроты, высмеивание человеческих недостатков, нелепых ситуаций, безобидные обманы издревле сопровождали жизнь человека, облегчая ее тяготы и невзгоды, помогая снимать психические стрессы», – говорится в учебнике В.В. Бычкова.8

Исследователи относят к числу  эстетических категорий и «иронию». Ирония (от греч. eironeia – притворство) в большей мере вписывается в смысловое поле комического, хотя тоже полностью не совпадает с ним, а в ХХ в. столь существенно расширила свое действие за пределы комического, что вышла на уровень самостоятельной и значимой категории. В эстетику ирония пришла из античной риторики, где занимала место среди главных фигур красноречия, и реализовалась в основном в словесных искусствах и вообще в вербальных текстах, хотя в ХХ в. духом иронии пронизана практически вся духовная культура, особенно постмодернистской ориентации.

В течение всего столетия искусство, художественные и мыслительные практики с самым серьезным видом разворачивались в ироническом модусе, создавая некое бескрайнее ироническое поле, в котором уживаются бесчисленные (и часто существенные) противоречия и напряжения между всей традиционной культурой, как бы иронически отрицаемой техногенной цивилизацией, и самыми крайними эпатажными новациями, как бы иронически утверждаемыми в качестве новейших ценностей. Позиция, которая, пожалуй, является оптимальной для столь глобального переходного периода в культуре, который начался в ХХ в. и завершение которого пока не предвидится.

Следует сказать и о том, что  значимой эстетической категорией, имеющей  непосредственное отношение к сущности эстетического, эстетического опыта, его предельной реализацией является понятие катарсиса (греч. katharsis – очищение). «Так в эстетике обозначается высший, или оптимальный, духовно-эмоциональный результат эстетического отношения, эстетического восприятия в целом, эстетического воздействия искусства на человека. Термин в его эстетическом значении возник еще в античной культуре», – пишет В.В. Бычков.9

Внутреннее потрясение, просветление и духовное наслаждение, которые  характеризуют состояние катарсиса  и во многом близки к состояниям мистического катарсиса и экстаза  как этапов на путях мистического опыта, свидетельствуют о более глубоком духовном опыте, чем психофизиологические процессы в человеке, высокие эмоциональные состояния или интенции к социально-нравственному совершенствованию. Наряду со всеми этими сопутствующими моментами в катарсисе выражается самая суть эстетического опыта, как одного из путей приобщения человека к Духовному универсуму.

Таковы основные категории эстетики.

1.2. Магистральные законы эстетики

Необходимо также обратиться к  рассмотрению магистральных законов эстетики. Эстетика нормативна, поскольку она обобщает законы самого искусства. Ее выводы имеют силу объективных законов. Однако законы искусства не абсолютны – они исторически изменчивы.

Основоположник балетного театра как самостоятельного вида искусства Ж. Ж. Новерр подчеркивал: «Правила хороши до некоего предела... Надобно уметь следовать им, но уметь также отказываться от них и вновь к ним возвращаться... Горе холодным художникам, цепляющимся за узкие правила своего искусства».10

Ю.Б. Бореев приводит следующий пример. Когда Бетховен ввел в симфонию хор, его сочли безумцем. Великий художник раздвигает устоявшиеся рамки творчества. Но он не может отменить законы, в которых сосредоточен весь предшествующий художественный опыт человечества. Он лишь вносит в них продиктованные новой действительностью, новым опытом коррективы или формирует (открывает) новые законы.

Современная историческая эстетика осмысляет  искусство и его особенности  в их движении.

Тем самым, законы эстетики тесно переплетены  с законами искусства, законами художественного творчества:

  • основу искусства как особой человеческой деятельности составляет мимесис — специфическое и разнообразное подражание;
  • cущность миметического искусства в целом составляет изоморфное (сохраняющее определенное подобие форм) отображение, или выражение с помощью образов;
  • дух реципиента к духовной реальности возводит художественный символ (о символах, их значении размышлял выдающийся исследователь А.Ф. Лосев);
  • для ряда эпох и направлений в искусстве, где преобладающим был художественный символ, а не образ, видную роль в процессе творчества играло каноническое художественное мышление, нормативизация творчества, канонизация системы изобразительно-выразительных средств и принципов;
  • закон соотношения формы и содержания;

Метазаконы эстетической деятельности характеризуют сущность процесса эстетического  освоения мира и сводятся к следующему: эстетические свойства действительности возникают благодаря тому, что  в процессе деятельности человек  включает явления мира в сферу своей практики и ставит их в определенное ценностное отношение к человечеству, при этом выявляется степень их освоенности, исторически обусловленная степень владения ими человеком и мера его свободы. Эстетическая деятельность:

  • осуществляется в соответствии с внутренней мерой осваиваемого предмета и идеалами человека;
  • стремится к созданию непреходящей общечеловеческой ценности;
  • имеет антиотчуждающий социальный эффект, поскольку результат творчества есть сфера свободы творца и потребителя эстетического продукта.

Высшая форма эстетического  освоения – искусство, где действуют  помимо метазаконов и специфические  законы. К ним относятся законы художественного творчества, социального  бытия искусства, художественного  восприятия и художественного процесса. Законы художественного творчества раскрывают существенные и необходимые связи творческой «генетики», «антропологии» и гносеологии искусства. Процесс творчества характеризуется следующим образом:

  • он осуществляется художественно одаренной личностью или коллективом,
  • он протекает на основе определенного художественного метода,
  • процесс творчества протекает в форме образного мышления,
  • в процессе творчества создается неповторимо оригинальный художественный мир,
  • он отражает реальность и воплощающий личность автора.

Законы социального бытия искусства раскрывают существенные и необходимые морфологические, семиотические и коммуникативные связи онтологии и социологии искусства.

Таковы основные законы искусства, сопряженные с концептуальным полем  эстетики.

1.3. Понятия  эстетики: предметное поле явления

Необходимо подойти и к предметному полю эстетики, соотнесенному с понятийным аппаратом.

Ю.Б. Бореев отмечает: «В систему эстетики входят не только эстетические категории, но и понятия, не имеющие столь широкого значения, как категории. Понятия отражают стороны эстетических категорий (грациозное, например, одно из проявлений прекрасного) или характеризуют негенеральные для данной эпохи эстетические свойства жизни и искусства».11

Понятия эстетики используются для  характеристики категорий. Так, например, В.В. Бычков отмечает: «В процессе описания категории эстетического мы использовали понятия эстетический опыт, эстетическое сознание, эстетическая культура <…>».12

Эстетический опыт – это совокупность неутилитарных интуитивно-действенных отношений субъекта к реальности, имеющих созерцательный, игровой, выражающий, изображающий, декорирующий характер. При этом имеется в виду как опыт отдельной личности, так и опыт, характерный для конкретных социальных образований определенных этапов культуры, сопровождающийся или завершающийся в конечном счете духовным наслаждением субъекта; или – позитивной аксиологической реакцией субъекта на основе чувства удовольствия. Эстетический опыт помогает человеку обрести свое место в Универсуме, ощутить себя органической частью Природы, не сливающейся с ней, но обладаю щей своей личностной самобытностью в общей структуре бытия.

Феноменологический аспект эстетического  опыта основательно исследовал французский  эстетик М. Дюфрен в своем двухтомном труде «Феноменология эстетического опыта» (1953); он относил эстетический опыт исключительно к искусству, художественному освоению действительности и видел в нем «начало всех путей, которыми проходит человечество». Он был убежден, что только эстетический опыт делает человека настоящим человеком, порождая из себя познавательные и нравственные отношения, гармонизируя в человеке все противоположные интенции и примиряя его с внешним миром, выявляя сущностные основания бытия на каком-то глубинном, не поддающемся вербализации уровне.

Эстетическое сознание характеризует  духовную составляющую эстетического  опыта. Им обозначается совокупность рефлективной вербальной информации, относящейся к сфере эстетики и эстетической сущности искусства, плюс поле духовно-внесознательных, как правило, невербализуемых или трудно вербализуемых процессов, составляющих сущность эстетического опыта (человека или определенной социокультурной общности), эстетического отношения, эстетического события. Эстетическое сознание является необходимым компонентом человеческого сознания, человека как homo sapiens. Однако в силу крайне сложной его структуры и выполняемых функций оно долгое время не выходило на уровень философской рефлексии.

Эстетический опыт был с древности  присущ человеку и находил выражение  в зачаточных формах древнего искусства, украшениях тела, предметов обихода, оружия, в культовых обрядах, плясках, ритмической организации труда и т.п. На более поздних этапах культуры – в древних цивилизациях Востока и в античной Европе начинается осмысление отдельных компонентов эстетического опыта и соответственно эстетического сознания, появляется специальная терминология для их обозначения (прежде всего термины красота, прекрасное, гармония, порядок, возвышенное и др.), которая в дальнейшем составила основу категориального аппарата науки эстетики. Однако вербально-рефлективный уровень эстетического сознания до сих пор остается недостаточно развитым для адекватного выражения и описания его сущности – тех глубинных духовных процессов, которые собственно и составляют его основу, приводят эстетический субъект в состояние духовного наслаждения, к катарсису, но не поддаются достаточно точной вербализации и формализации.

В.В. Бычков уточняет: «Под эстетической культурой понимается совокупность феноменов, институтов, практик, поведения, мироощущения, текстов, так или иначе относящихся к актуализации, реализации, фиксации эстетического опыта человечества определенного этапа культурно-исторического бытия или отдельного человека».13 Наиболее полное воплощение эстетическая культура получает в художественной культуре (совокупности всех искусств) своего времени, тем не менее, ее аура охватывает практически все основные сферы жизни и особенно творческой деятельности человека. Поэтому историческая классификация эстетической культуры фактически совпадает с классификацией истории искусства, но охватывает более широкий круг явлений культуры и практического опыта человека, чем искусствоведение. Эстетическая культура является одним из главных объектов науки эстетики.

Современная наука употребляет и понятие «художественно-эстетическая культура». В этом случае речь идет не обо всей эстетической культуре и не о всех явлениях искусства того или иного этапа культуры, но только об эстетически значимом ядре (или поле) художественной культуры, т.е. только о совокупности собственно художественных феноменов искусства, в то время как понятие «художественная культура» традиционно охватывает все поле искусств, включая и их внехудожественные, внеэстетические компоненты.

Ю.Б. Бореев пишет: «Эстетические понятия в ходе художественного развития человечества нередко перерастают в категории. Когда какое-либо эстетическое свойство в ведущих художественных явлениях эпохи выступает на первый план, эстетика выделяет его в особую эстетическую категорию».14

Как известно, искусству Средних веков с его аскетизмом была чужда прелестность. В искусстве же Возрождения стремление к удовлетворению изысканных эстетических потребностей породило поиски «не столько красоты, сколько прелести». Прелестное начинает обретать категориальное значение в связи с интересом искусства к обнаженной натуре, лишенной к тому же холодной бесстрастности прошлого; сквозь призму прелестного воспринимаются пейзаж и бытовые вещи. Прелестное использовалось искусством Возрождения как аргумент против средневекового аскетизма. Прелестное – чувственно-привлекательное, чувственно-красивое – выделяется из прекрасного не как его оттенок, а как самостоятельная эстетическая категория. Чем более красота освобождается от физического элемента и проникается духовным, тем она возвышеннее; наоборот, чем более преобладает в ней чувственный принцип, тем она прелестнее. Рескин, Липпс, Сурио выделяют прелестное как самостоятельное эстетическое свойство, для осмысления которого необходима особая эстетическая категория.

Еще одно понятие – чудесное (как свойство трагедии) ввел в научный обиход Аристотель. Позже Тассо считал, что чудесное – главное понятие (тем самым категория) важнейшего жанра искусства – поэтической эпопеи. По Дидро, чудесное должно стать основным предметом искусства, стремящегося ныне к философичности и обобщению жизни; чудесные обстоятельства важны для раскрытия прекрасного.

Без чудесного, например, невозможно осознать эстетику народной сказки. Оно важно и для осмысления поэтики произведений Гофмана, и для раскрытия своеобразия гоголевского «Носа», и для анализа романов Ф.М. Достоевского.

Таково предметное поле понятийного  аппарата эстетики.

 

Заключение

Итак, на основании проведённой  исследовательской работы можно  сделать целый ряд выводов.

Информация о работе Эстетика как система категорий законов понятий