Эстетика служебных ритуалов в органах внутренних дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 07:04, реферат

Описание работы

Построение правового демократического государства требует высококвалифицированного, юридически грамотного корпуса государственных служащих во всех институтах власти и, особенно, в правоохранительных органах. Наше общество остро нуждается в качественном улучшении подготовки таких специалистов для социокультурной сферы, какими являются юристы - посредники между личностью и обществом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Служебные ритуалы
2. Служебный этикет как составляющая служебного ритуала
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы

Файлы: 1 файл

служебный этикет.doc

— 57.50 Кб (Скачать файл)

Эстетика служебных  ритуалов в органах внутренних дел

Построение правового  демократического государства требует  высококвалифицированного, юридически грамотного корпуса государственных  служащих во всех институтах власти и, особенно, в правоохранительных органах. Наше общество остро нуждается в качественном улучшении подготовки таких специалистов для социокультурной сферы, какими являются юристы - посредники между личностью и обществом. Немаловажное значение при этом имеют нравственные начала, такие как эстетика служебных ритуалов, тем более это важно для сотрудников органов внутренних дел.

Ритуалы - это совокупность обрядов, сопровождающих какой-либо церемониальный акт и составляющих его внешнее оформление; это выработанный обычаем или установленный общественным мнением, нормами закона порядок торжественного совершения какого-либо мероприятия1.

Ритуалы имеют  свою давнюю историю, но возрождение  определенных из них, например, религиозных ритуалов, стало заметно в последние годы среди казачества, личного состава военнослужащих внутренних войск и спецподразделений МВД РФ, а обрядовых - среди сотрудников органов внутренних дел, прокуратуры, суда, при поступлении на работу путем принятия Присяги или иных ритуальных действий (при погребении погибших, при исполнении служебного долга сотрудников, при охране верующих осужденных сотрудниками уголовно-исполнительных учреждений). Они вырабатывают в коллективе чувство сопричастности к порученному делу, воспитывают в нем моральное единство, развивают элементы нравственности и понятие долга.

 

 

 

1. Служебные ритуалы

Служебные ритуалы  органов внутренних дел - это исторически сложившийся, передающийся из поколения в поколение вид традиций.

Ритуалы призваны формировать  у сотрудников личную ответственность  перед гражданами за добросовестное исполнение служебного долга, воспитывать гордость за принадлежность к службе в органах внутренних дел, способствовать пропаганде героики милицейской профессии и поддерживать позитивный имидж солдата правопорядка в обществе2.

В органах и подразделениях системы МВД служебные ритуалы проводятся в соответствии с многовековыми традициями, обычаями и особенностями национального менталитета. Для ритуалов российской милиции характерно их постоянное развитие и совершенствование.

К торжественным  служебным ритуалам относятся:

  • ритуал посвящения в сотрудники органов внутренних дел;
  • вручение удостоверения или погон сотрудникам;
  • вручение оружия;
  • торжественное принятие присяги;
  • проводы сотрудников на пенсию;
  • вручение сотрудникам государственных наград, нагрудных знаков, объявление поощрений.

Рассмотрим более подробно некоторые из ритуалов.

 

Можно бесконечно рассуждать, что для каждого означает Присяга. Но без сомнений, для любого, это  одно из самых торжественных, самых  священных мероприятий в их жизни. Торжество по принятию Присяги уже давно стало традицией, со своей собственной историей, это своеобразный «ритуал посвящения». Клятва верности служения народу, закону, Отечеству возложит на плечи молодых курсантов обязанности сотрудника органов внутренних дел.

После принятия Присяги, у многих сотрудников правоохранительных органов появляется чувство, что они стали полноправными сотрудниками милиции, которым предстоит пройти долгий и нелегкий путь познания своей профессии, познакомиться с задачами, стоящими перед ними.

По традиции ритуал принятия Присяги проходит в торжественной обстановке.

Под звуки марша в  исполнении оркестра «Солдаты правопорядка»  перед строем будущих блюстителей  закона пронесут знамя. 

Что касается вручения сотрудникам  государственных наград, нагрудных  знаков, объявление поощрений, то одним  из ярких примеров является поощрение руководством ГУВД Свердловской области лучших милиционеров. В соответствии с приказом начальника главка, за хорошую работу лучшие будут награждены - денежными премиями, почетными грамотами, благодарственными письмами и отмечены нагрудными знаками «Отличник милиции».  

Одной из славных традиций, которую также можно отнести  к эстетике служебных ритуалов можно  назвать вручение именных стипендий.

Церемония вручения стипендий  начинается с исполнения курсантами  старинного студенческого гимна «Гаудеамус». Это поощрение  не только материального характера, но  и  морального стимула студентов.

Положение о стипендиях Губернатора Свердловской области аспирантам, студентам учреждений среднего и высшего профессионального образования было утверждено указом от 8 декабря 2003 года № 659- УГ. Стипендия вручается с 1997 года.

Всем  стипендиатам вручаются Свидетельства о назначении стипендии Губернатора и памятный знак установленного образца.

 

 

2. Служебный этикет как составляющая служебного ритуала

Служебный этикет - не формальность (хотя может при неправильном понимании стать формальностью), а необходимость. Это тот неписаный свод правил, который помогает ориентироваться во взаимоотношениях с людьми, не совершить оплошности, не попасть в неловкое положение самому и не поставить в такое положение другого3.

Есть свой этикет, свои правила  поведения в семье, в гостях, на улице, в транспорте, в общественных местах, Есть и служебный этикет, предписывающий нам тот стиль общения, те нормы вежливости, которые способствуют созданию здоровой морально-психологической атмосферы в коллективе, Соблюдение этих норм особенно необходимо в наше время, когда от каждого требуется максимум собранности и внутренней самодисциплины.

С чего начинается служебный этикет? Пожалуй, с внешнего вида, На работе неуместна слишком бросающаяся в глаза, так называемая "остро модная" одежда, яркая косметика, обилие украшений. Но точно также неуважением к сотрудникам, к посетителям учреждения была бы небрежность в одежде, неаккуратность, неряшливость. Деловой стиль - это стиль подтянутый, не спорящий с модой, но и не идущий на ее острие.

Учтем это каждый для себя. Но не забудем и того, что не следует на работе обсуждать стиль одежды другого. Разве уж если он очень несовместим с профессиональными функциями. Тогда об этом следует сказать, но в деликатной форме, наедине, проявить служебный этикет.

Точно так же (и в еще большей мере!) не подлежат обсуждению подробности личной жизни коллег по работе.

А как же общественное мнение? Оно, несомненно, очень важно  и может играть огромную воспитательную роль, если примет достойную форму  выражения.

Руководствоваться можно простым и четким правилом: не говорить за спиной человека ничего такого, что вы не могли бы сказать ему прямо.

Совместная работа, конечно, немыслима без диалога, без необходимости  обращаться друг к другу. И первое, что мы говорим, явившись на работу, это, конечно, "Здравствуйте!".

Здороваться необходимо независимо от того, в каких отношениях находятся люди, симпатизируют они  друг другу или нет в этом тоже нужно проявить служебный этикет.

Первым здоровается входящий - таково правило. И, кстати, если накануне создалось между ним и кем-то некое напряжение, то именно это короткое, обязательное приветствие часто помогает снять его безболезненно для самолюбия.

Тактичная форма общения, отказ от неуважительности, панибратства - обязательное требование служебного этикета. Оно не отменяется и тогда, когда надо выразить неудовлетворение и даже покритиковать.

Искусство делать замечания - тонкое искусство. И им обязан владеть не только руководитель, но и любой член коллектива, ибо в большей или меньшей степени каждому приходится оценивать работу товарища, наставлять молодых, обучать менее опытных.

Замечание, должно быть, разумеется, справедливо по существу, компетентно, конструктивно, чтобы человек понял, что именно он сделал неверно и как исправить ошибку. Для этого можно найти любую форму, вплоть до беззлобной шутки и легкой иронии, но недопустимо унижать достоинство того, к кому обращена критика. Язвительность, грубость, награждение нелестными эпитетами оскорбительны и именно потому достигают цели гораздо хуже, чем замечание, сделанное в корректной форме.

Нужно проявить служебный  этикет, иначе оскорбление человек  воспринимает как несправедливость, у него возникает потребность  в самозащите, в восстановлении ущемленного  чувства самоуважения.

И на таком эмоциональном  фоне негативно воспринимается не только форма, но и сущность того, о чем идет речь; доминирующим становится желание оправдаться, отвергнуть обвинение, а не вникнуть в его суть.

Нужно ли в  деловом общении соблюдать субординацию? Безусловно. Демократический стиль руководства этого не отменяет. Не могут быть забыты и те особенности, которые должно иметь общение старшего и младшего, мужчины и женщины.

Взаимоотношения людей, работающих вместе, их связи и контакты сложны, многоплановы. В любом коллективе есть работники более знающие и менее знающие, более способные и менее способные. Воспитанный человек не позволит себе подчеркивать свое превосходство, и будет соблюдать служебный этикет. Нескромность люди прощают труднее, чем многие другие недостатки. И понятно почему: кто возвышает себя, тот сознательно или бессознательно принижает других.

Этика не терпит высокомерного "премьерства", ее закон - дружеская взаимопомощь и поддержка. Надо уметь радоваться успехам сотрудника или сослуживца.

 Иным людям это  дается труднее, чем сочувствие неудачам. Но только сочетание способности "со-печалиться" и "со-радоваться» можно назвать истинной чуткостью и вниманием к людям.

Служебный этикет предполагает не только внешнюю вежливость, но и деловую обязательность, точность. Неэтично, неуважительно по отношению к товарищам опаздывать на совещания, небрежно делать какую-то часть совместной работы, сваливая ее на других, забывать о мелких поручениях, обещаниях что-то выяснить, кому-то помочь,

Иными словами - соблюдение служебного этикета помогает эффективной работе, личному успеху и авторитету, успеху всего коллектива. При этом служебный этикет является одной из составляющих этически-нравственных начал, без которых невозможно соблюдение служебных ритуалов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, ритуалы оказывают на их участников огромное эмоционально-психологическое воздействие. Им присущи торжественная приподнятость, красота и величественность. Чем выразительнее форма ритуала, тем сильнее его влияние на чувства и сознание сотрудников.

Служебные ритуалы органов внутренних дел отличает эмоциональность, целостность, точность в выражении содержания. Они призваны обеспечить выполнение важнейшей задачи - достижения высшей степени мотивационной готовности личного состава к безусловному выполнению оперативно-служебных задач.

Использование ритуальных мероприятий - существенное стимулирующее средство для воспитания нравственности и общезначимых ценностей у всех членов коллектива, а потому их следует широко использовать в деятельности правоохранительных органов.

 

 

 

 

 

 

 

1Эстетика: Учебник/Ю.Б. Бореев – М.: Высш. шк., 2002.

2Венедиктова В.И. Деловая репутация: личность, культура, этика, имидж делового человека. М. 1996.

3Назаров В.Н., Мелешко Е.Д. Этика: словарь афоризмов и изречений. М. 1995.




Информация о работе Эстетика служебных ритуалов в органах внутренних дел