Этически приоритетные аспекты государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 22:57, реферат

Описание работы

Государственная служба представляет собой профессиональную деятельность граждан в органах государства по исполнению должностных обязанностей, направленных на реализацию государственных задач и функций в различных областях общественной жизни. Именно эти граждане – государственные служащие – выполняют те практические задачи, которые общество возлагает на государство как на особую организацию политической власти.

Файлы: 1 файл

Etika_1_6.docx

— 41.62 Кб (Скачать файл)

Вопрос 4. Этически приоритетные аспекты государственного управления.

Государственная служба представляет собой профессиональную деятельность граждан в органах государства по исполнению должностных обязанностей, направленных на реализацию государственных задач и функций в различных областях общественной жизни. Именно эти граждане – государственные служащие – выполняют те практические задачи, которые общество возлагает на государство как на особую организацию политической власти.

 

Эффективность реализации государственными аппаратами их полномочий зависит от профессионализма должностных лиц, замещающих должности государственной службы. Государственная служба тем и характеризуется, что это профессиональная деятельность, предполагающая наличие у лица соответствующего образования и стажа работы, определенных знаний и навыков, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также моральных, деловых и психологических качеств. Несение государственной службы является выражением особого доверия со стороны общества и государства, предъявляя высокие требования нравственности, этике и моральному облику государственных служащих. Общество рассчитывает, что государственный служащий будет вкладывать все свои силы, знания и опыт в осуществляемую им профессиональную деятельность, беспристрастно и честно ему служить. В связи с чем нравственный аспект в вопросах государственного управления в решающей степени определяет цели государственной службы, ее ведущие принципы и нормы.

 

Вместе с тем, организация и эффективность работы государственных служащих органов государственной власти различных уровней недостаточно удовлетворяет российское общество, что в свою очередь является одной из причин продолжающегося реформирования системы государственного управления и системы государственной службы. Внедрение эффективных технологий и современных методов кадровой работы, направленных на повышение профессиональной компетентности и мотивации государственных служащих является одной из задач федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 – 2013 годы)».

 

В специальной литературе указывается, что этика государственной службы, как один из видов профессиональной этики, представляет собой систему морально-нравственных норм, предписывающих определенный тип человеческих взаимоотношений на государственной службе. Этика государственной службы включает в себя принципы, правила и нормы, выражающие моральные требования к нравственной сущности должностного лица, к характеру его отношений с государством, государственными служащими, гражданским обществом.

 

Морально-этическая составляющая государственной службы определяет уровень развития государства и его правовых институтов. В современных условиях трансформации социально-политической системы и экономических отношений вопросы совершенствования системы государственной службы требуют особого внимания, поскольку имеющиеся негативные явления, в том числе связанные и с переоценкой ценностей, отражаются и на моральном облике государственных служащих, от профессионализма и уровня нравственности которых во многом зависит авторитет власти, эффективность реализации стратегических целей и конкретных решений на всех уровнях государственного управления.

 

В целях поддержания и защиты авторитета государства и уважения к его служащим со стороны общества каждый государственный служащий в рамках персональной ответственности обязан соблюдать требования таких стандартов поведения, которые соответствуют его высокому статусу.

 

Представляется, что среди всех механизмов, способствующих формированию профессиональной этики на государственной службе, наиболее эффективным является специально разработанный и нормативно закрепленный «этический кодекс» в виде системы нравственных стандартов и свода конкретных правил поведения в сфере публичных правоотношений, необходимых для успешной деятельности граждан, должностные обязанности которых связаны с обеспечением реализации государственных задач и функций.

 

Вопросы этики и поведения государственных служащих признаются международным сообществом одним из приоритетных направлений деятельности, которое в последние годы приобретает все большую значимость. В 2000 году Комитет Министров Совета Европы принял Рекомендации о кодексах поведения для государственных служащих, где главный акцент сделан на привлечение внимания общественности и продвижение этических ценностей как важнейших механизмов по предупреждению коррупции. Принятие и соблюдение этики поведения государственных служащих будет способствовать предотвращению ущерба, наносимого коррупцией государственным интересам и повышению качества принятых официальных решений.

 

В Российской Федерации общие принципы служебного поведения государственных служащих определены Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 и представляют собой краткие основы поведения, которыми государственным служащим надлежит руководствоваться при исполнении должностных (служебных) обязанностей.

 

Дальнейшее развитие вопрос требований к служебному поведению государственных служащих получил в положениях Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и указах Президента Российской Федерации, регламентирующих деятельность комиссий государственных органов по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

 

1 февраля 2007 года Россия  присоединились к «Группе государств против коррупции» (ГРЕКО), став полноправным участником этой международной организации, созданной для мониторинга антикоррупционных стандартов. С целью выполнения рекомендаций, выработанных ГРЕКО по итогам оценки состояния борьбы с коррупцией в России в 2008 году, сегодня создана и функционирует законодательная база противодействия коррупции, приняты организационные меры по предупреждению коррупции и активизирована деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней.

 

В рамках этой работы в мае 2010 года Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации разработан проект типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих. Решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. федеральным органам государственной власти поручено разработать и утвердить в соответствующих ведомствах «этические кодексы».

 

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 апреля 2011 г. № 555 утвержден Кодекс этики и служебного поведения гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации (далее – Кодекс).

 

Кодекс, представляя собой совокупность общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации, призван повысить эффективность выполнения ими своих должностных обязанностей. По форме он состоит из общих положений и нескольких разделов об основных принципах и правилах служебного поведения, рекомендательных этических правилах служебного поведения, а также ответственности за нарушения положений Кодекса. По своему содержанию нормы Кодекса условно можно разделить на три типа: предписывающие (как требуется с точки зрения профессиональной морали гражданского служащего поступать в определенных ситуациях), запретительные (что конкретно не разрешается в рамках служебного поведения) и рекомендательные (как следует себя вести в той или иной нравственной ситуации). Например, гражданские служащие призваны исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы военного ведомства. Гражданским служащим запрещается использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера. Кроме того, гражданские служащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом. Им рекомендуется быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами. Тем самым Кодекс является основой для формирования взаимоотношений в сфере гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, основанных на нормах морали и уважительном отношении к ней в общественном сознании, а также выступает в качестве института самоконтроля служащих ведомства.

 

Таким образом, проблема профессиональной этики и соблюдения требований к служебному поведению служащих связана с тем, что деятельность гражданских служащих должна отвечать не только положениям законодательства о государственной службе, но общепринятым моральным принципам и нормам российского общества и государства. Наиболее действенным механизмом, способствующим формированию надлежащей нравственности гражданских служащих, является разработка и нормативное закрепление на государственном уровне специальных «этических кодексов», положения которых не просто опираются на служение общественным интересам и демократическим ценностям, но и конкретизируют их требования в соответствии со спецификой правового статуса должностных лиц и особенностями их служебной деятельности.

 

Вопрос 8. Процессы глобализации как этическая проблема современного цивилизованного мира.

роблема глобализации в современных условиях приобретает особую остроту и актуальность, что обусловлено выявлением общих тенденций мирового развития. О глобализации как социальном феномене, о возможных ее последствиях сегодня много пишут и говорят. Вполне правомерно, что размышления о глобализации, прежде всего, направлены на осмысление данного явления, на выяснение причин возникновения глобализации и характеристику основных ее признаков.

 

Глобализацию следует рассматривать как новую стадию транснационализации экономической жизни планеты, выражающуюся в усилении взаимозависимости национальных экономик. Ее суть – в перемещении экономической власти с национально-государственного уровня на глобальный. Это значит, что ведущую роль в экономическом регулировании играет мировой рынок, а национальные рынки попали под его чуть ли не тоталитарный контроль и зависимость. При этом следует подчеркнуть, что на данном этапе своего развития глобализация приобрела именно рыночный характер, базируется на признании ценностей рыночной экономики и системы свободной торговли, т.е. выступает как глобальный либерализм, обладающий всеохватывающей властью и силой.

 

Глобализация представляет собой процессы политико-экономической и интерсоциальной гиперсоциальной гипервзаимозависимости различных обществ, за счет выхода властных полномочий, действий и интересов за пределы национальных границ и государственных территорий, что влечет за собой стандартизацию миропонимания, навязывание поведенческих и ценностных стереотипов. Другими словами, глобализация подразумевает образование международного правового и культурного информационного поля.

 

Глобализация – это социальный процесс, в котором ограничения, налагаемые географией на социальное и культурное устройство, ослабевают, и в котором люди это ослабление осознают. Территориальность уже перестает быть организующим принципом социальной и культурной жизни, глобализирующиеся социальные практики освобождаются от локальных рамок и свободно пересекают пространственные границы. Принцип национальной территориальности сменяется принципом политерриториальности, порождающим транснациональное социальное пространство, образованное взаимодействием разнообразных транснациональных организаций, органов, личностей.

 

Транснациональное социальное пространство породило множество противоречий и латентных конфликтов, к которым можно отнести появление новой социальной стратификации – возникновение глобально богатых и локально бедных; глобальную экономическую угрозу; новую власть глобальной виртуальной индустрии; автоматизацию труда, порождающую безработицу; появление класса людей, которые не могут быть востребованы современным обществом в силу образовательного ценза и ценза интеллектуальных способностей, что в целом приводит к подрыву принципа интеграции различных жизненных опытов.

 

Социум становится все боле неопределенным, оставляя без норм и правил все более обширные сферы поведения, постоянно меняется, лишая людей возможности определить свою самобытность, а виртуальное пространство сетей порождает ощущение бездомности и безродности.

 

Бывший глава европейского банка реконструкции и развития Жак Аттали в книге “Линия горизонта” раскрывает различные уровни развития современной глобализации. Он пишет “о мировом порядке силы и мировом порядке денег”. Современный этап глобализации Аттали характеризует как мировой порядок денег.

 

Понятно, что при таком порядке главной ценностью становятся деньги, а власть измеряется их количеством, контролируемом вначале, как отмечает Аттали, посредством силы, а затем посредством закона, а высшей формой нового общества будет общество людей, лишенных чувства Родины, почвы, веры предков. Это общество людей, живущих только интересами потребления и зрелищ, которые им несут телевиденье, и горе тому, кто оказывается лишенным денег, или угрожает мировому порядку, оспаривая способ распределения благ. Данное общество Аттали называет обществом кочевников, в котором давление на человека будет таким, что у “него останется только один выбор: либо подстраиваться под “общество кочевников”, либо быть из него исключенным. Поистине книгу Аттали можно назвать программным документом “современной глобализации”.

 

Как известно, современная западная экономическая система представляет собой очень сложную финансовую пирамиду, постоянно балансирующую на грани гигантской экономической катастрофы. В потоке денежных знаков и ценных бумаг только 10-15% носит материальный характер, т.е. обеспечивают реальное производство товаров и услуг. Остальные 85-90% - это виртуальный, фиктивный капитал, не обеспеченный реальными ценностями. С точки зрения нормальной экономики это ростовщический капитал, превративший в экономических рабов большую часть населения мира.

 

Безусловно, лидером “глобализации” в экономике являются США, где сосредоточены “штабы” крупнейших транснациональных корпораций, определяющих ход мировых процессов и характер глобализации. Американская экономика, потребляя 40% общечеловеческих ресурсов, использует особый финансовый механизм, суть которого в создании фиктивных ценностей и неравноправной по отношению к другим странам системой обмена товарами и услугами.

Информация о работе Этически приоритетные аспекты государственного управления