Этические аспекты работы социальных служб

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 18:32, реферат

Описание работы

Социальная работа является одним из механизмов, обеспечивающих нормальное социальное функционирование личности. Ее деятельность направлена на то, чтобы клиент социальной службы перестал им быть. Конечным результатом социальной работы может являться только нормализация социального функционирования клиентов.

Содержание работы

1. Введение.
2. Основные этические дилеммы в социальной работе, подходы к их решению.
3. Этические аспекты исследований в социальной работе.
4. Этическое воспитание социального работника.
5. Этические аспекты оказания социально-психологической и социально-бытовой помощи клиенту.
6. Участие в разработке социальной политики.
7. Участие в политической деятельности.
8. Этика взаимоотношений с клиентами–инвалидами и пожилыми людьми.
9. Вывод.
10. Источники информации.

Файлы: 1 файл

торицына данилова эоср.docx

— 36.25 Кб (Скачать файл)

Мнения по этому вопросу можно разделить на две группы.

Первая группа мнений. Социальный работник как представитель государства должен сохранять определенную лояльность по отношению к нему. В функции и задачи социальной работы политическая деятельность не входит. Социальная работа призвана избавляться от негативных явлений в социальной жизни неполитическими средствами, способствовать реализации конституционных прав своих клиентов с помощью законодательно установленных возможностей.

 Вторая группа мнений. Социальная работа не располагает достаточными возможностями для организации условий реализации клиентами всех их конституционных прав. Долг социальной работы способствовать совершенствованию системы, и наиболее действенным средством для этого является участие в политической деятельности.

Вопрос: Какое из этих мнений вы считаете более справедливым? Выскажите свою точку зрения.

Социальные работники имеют право участвовать в политической деятельности как представители профессии, чья непосредственная задача — стремиться улучшить условия жизнедеятельности клиентов и, таким образом, способствовать уменьшению количества клиентов. Формы такой политической деятельности могут быть различными — от активного участия в формировании основных направлений социальной политики и разработки социальных программ до акций протеста мирного характера на основе конституционных и гражданских прав.

Однако при этом необходимо четко разграничить участие социального работника в политической деятельности как гражданина и как представителя соответствующей структуры. Принимая участие в политической деятельности, социальный работник должен четко осознавать, что он остаивает интересы свои, своих клиентов или социальной службы. Включаясь в активную политическую деятельность от имени социальной службы или системы социальной защиты, социальный работник должен делать это с полного согласия и одобрения своих коллег, совместно с ними. Если же он представляет интересы клиента, то делать это он должен от имени и по прямому поручению клиента. Нарушением норм профессиональной этики будет считаться представление в различных политических акциях, партиях или движениях интересов клиентов или профессиональной группы без их согласия и одобрения.

 

 

 

 

8.Этика взаимоотношений с клиентами–инвалидами и пожилыми людьми.

Дети-инвалиды – это дети с особой, очень ранимой душой, их желания, стремления, мечты, восприятие мира могут отличаться от здоровых детей, их очень легко ранить, обидеть, поэтому к ним нужен особый подход.

Проблема инвалидности – это всегда проблема и детей и родителей.

Тяжелые заболевания детей могут отразиться на развитии привязанности между родителями и ребенком. Для родителей неполноценность их ребенка – большое и тяжелое испытание в их жизни. Уход за беспомощным ребенком опустошает физически и эмоционально. Родителей подстерегают частые стрессы. Возникают конфликты и проблемы во взаимоотношениях супругов.

Этика взаимоотношений с клиентами-инвалидами, особенно с инвалидами -детьми, требует от социального работника особой тактичности, внимательности. Очень важно наладить отношения с родителями, ведь им тоже необходима психологическая помощь и поддержка. Социальные работники должны способствовать тому, чтобы родители давали выход накопившимся чувствам горя и озлобления, но только в том случае, если родители склонны выражать свои чувства.

Социальный работник всегда должен быть честным и откровенным. Родители должны быть осведомлены о реальных альтернативах и участвовать в поиске имеющихся возможностей ухода за ребенком, его воспитания и обучения. Будущее следует рассматривать с точки зрения максимального использования потенциала ребенка и не пытаться “нормализовать” ребенка. Стремление к “нормальности” может привести к разочарованию и огорчению, а в результате породить чувства неудачи и неадекватности.

Инвалидность среди взрослых людей

Молодые и пожилые становятся инвалидами в результате самых разнообразных заболеваний и несчастных случаев. Превращение человека в зрелом возрасте в инвалида, помимо эмоционального переживания, влечет за собой множество проблем физического, социального и внешнего характера. Чуткое отношение практического социального работника к гамме стрессовых переживаний инвалида – решающее качество, позволяющее ему быть полезным. Кроме того, социальные работники должны побороть в себе негативные чувства (страх, брезгливость, жалость, дискомфорт) по отношению к взрослым с физическими недостатками.

Неполноценность влечет за собой утрату физических или умственных функций организма (или сразу обеих). Физическая или психическая неполноценность может приводить к различного рода психологическим проблемам.

В результате утраты способностей, неосуществленных надежд и желаний, увеличения физической зависимости от других людей, потери контроля над собственной жизнью может возникнуть депрессия. Депрессия – характерный спутник большинства

Немалое значение для семей инвалида приобретают проявления агрессивности. Считается недопустимым сердиться на больных людей.

Эти и многие другие проблемы определяют характер взаимоотношений между социальными работниками и инвалидом.

Социальный работник должен помочь инвалиду адаптироваться к окружающей среде. Необходимо сделать среду его обитания максимально для него доступной, т.е. приспособить среду к возможностям инвалида, чтобы он чувствовал себя на равных со здоровыми людьми и на работе, и дома, и в общественных местах.

Очень важно проводить консультирование семьи инвалида. Проблемы, возникающие в семьях физически недееспособных людей, чаще всего включают в себя озлобление и фрустрацию, а также горе – естественные проявления эмоций со стороны близких родственников.

Определение больного в стационар, когда домашний уход становится слишком обременительным, является чрезвычайно болезненным шагом для всех участников ситуации. Чуткость социального работника по отношению к нуждам и настроению больного и его семьи в момент принятия подобного решения может определить успех либо неудачу адаптации к помещению больного в стационар.

В любом случае при работе с инвалидами социальный работник должен не только оказывать материальную, бытовую помощь, но и учитывать психологические аспекты общения с инвалидом, членами его семьи. В ходе этой работы социальному работнику нужно руководствоваться принципом гуманизма. Это подразумевает огромную веру в человека, в его силы, способности.

Люди пожилого возраста.

Изменение социального статуса человека в старости, вызванное прежде всего прекращением или ограничением трудовой деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновением различных затруднений как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям, диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми.

Тенденция роста численности пожилых людей требует коренного изменения социальной политики в отношении этой, наиболее социально незащищенной категории общества, особенно сейчас, в условиях перехода к рыночной экономике.

В организации социальной работы с пожилыми людьми необходимо учитывать всю специфику их социального статуса не только в целом, но и каждого человека в отдельности, их нужды, потребности, биологические и социальные возможности, определенные региональные и другие особенности жизнедеятельности.

Следует отметить, что к проблеме старости и ее определения, ученые и практики подходили и подходят с разных точек зрения биологической, физиологической, психологической, функциональной, хронологической, социологической и др. А отсюда и специфика решения проблем общественного и социального положения, роли и места в семье, организации социального обеспечения и обслуживания, социальной реабилитации, социального попечительства над пожилыми людьми и т.д.

Нельзя забывать и о том, что процесс старения у отдельных групп населения и индивидов происходит далеко неодинаково.

Таким образом, характеризуя категорию пожилых людей как социальную или вернее, как социально-демографическую, необходимо принимать во внимание возрастные особенности внутри смой группы людей.

Для социального работника чрезвычайно важное значение имеет также целый ряд факторов социального и психологического характера, связанных с образом и уровнем жизни пожилых людей, положением в семье, возможностью и желанием трудиться, состоянием здоровья, социально-бытовыми условиями и др.

Практика свидетельствует о том, что пожилые - это очень разные люди. Среди них есть здоровые и больные; проживающие в семьях и одинокие; довольные уходом на пенсию и жизнью и несчастные, отчаявшиеся в жизни; малоактивные домоседы и жизнерадостные, оптимистически настроенные люди, занимающиеся спортом, ведущие активный образ жизни и т.д.

Поэтому для того, чтобы успешно работать с пожилыми людьми, социальному работнику нужно знать их социально-экономическое положение, особенности характера, материальные и духовные потребности, состояние здоровья, быть хорошо осведомленным о достижениях науки и практики в этом направлении. Изменение социального статуса человека в старости, как показывает практика, прежде всего негативно сказывается на его моральном и материальном положении, отрицательно влияет на психическое состояние, снижает его сопротивляемость к заболеваниям и адаптацию к изменениям окружающей среды.

С переходом в категорию пожилых людей, пенсионеров, зачастую коренным образом изменяется не только взаимоотношения человека и общества, но и такие ценностные ориентиры, как  смысл жизни, счастье, добро и зло и др. Меняется и сам образ жизни, распорядок дня, цели и задачи, круг общения.

Старость приносит с собой и изменение привычных жизненных стандартов, и болезни, и тяжелые душевные переживания. Пожилые люди оказываются на обочине жизни. Речь идет не только и не столько о материальных трудностях (хотя и они играют существенную роль), сколько о трудностях психологического характера. Уход на пенсию, потеря близких и друзей, болезни, сужение круга общения и сфер деятельности - все это ведет к обеднению жизни, уходу из нее положительных эмоций, чувству одиночества и ненужности. Ситуация, однако, такова, что с ростом продолжительности жизни и снижением рождаемости значительную часть населения составляют люди пожилого возраста и, следовательно, есть необходимость специальной организации помощи пожилому человеку.

Одиночество пожилого человека – большая социальная проблема: дети выросли, стали самостоятельными, многие сверстники ушли из жизни, вместо работы – заслуженный отдых. Одинаковые, бесцветные дни заполнены нескончаемыми телесериалами. Помочь человеку справиться с проблемами одиночества может и должно государство в лице социального работника.

 

Вывод.

Социальная работа является гарантом нормального существования и функционирования общества. Более того, ее деятельность направлена в конечном счете на то, чтобы расширить круг социального общения клиента, активизировать его самостоятельность, т. е. на то, чтобы клиент социальной службы перестал им быть. Следовательно, в этом смысле конечным результатом социальной работы может являться только результат внешний — нормализация деятельности и социального функционирования клиентов. О профессиональной деятельности отдельного социального работника можно сказать, что он представляет учреждение социальной защиты и поэтому зависим от общих установок данной службы, ее целей и задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники:

1. Медведева Г. П.

М42 Этика социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 г.

2. http://socialpol.ru/shpargalka-etika-socialnoj-raboty-eticheskie-dilemmy-i-protivorechiya-v-socialnoj-rabote-i.html

3. http://vrn36ccss.narod.ru/kursovie81.htm

4. http://soc-work.ru/article/536

 

 

 


Информация о работе Этические аспекты работы социальных служб