Этические аспекты в правовом регулировании искусственного прерывания беременности в России и зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 08:26, контрольная работа

Описание работы

В современных условиях операция аборта приобрела большое социальное значение, так как, наряду с контрацепцией, рассматривается как метод регулирования роста народонаселения и планирования семьи. К сожалению, аборт является одним из распространенных методов регуляции рождаемости. В последние десятилетия аборт превратился в одну из наиболее интенсивно обсуждаемых проблем биоэтики. Вокруг столь сложной и деликатной темы сложились две противоположные точки зрения. Оппоненты задаются вопросом: имеет ли право женщина на «убийство» будущего человеческого существа, причем полностью беззащитного, бесправного?

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по Профессинальной этике.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Опыт западных стран в решении проблемы абортов и в правовом регулировании возникающих отношений.

 

          Законодательства об абортах в странах Западной Европы закрепляют три возможные модели отношения к абортам:

           •   почти полного запрета;

           •   системы показаний;

           •   системы сроков;

           • в некоторых западноевропейских странах действует система почти абсолютного или абсолютного запрета абортов. Ирландия к 1990 году осталась единственной европейской страной, полностью запрещающей аборты. Даже католическая Португалия в 1984 г. приняла закон, разрешающий по решению суда прерывание беременности, явившейся последствием изнасилования или угрожающей здоровью женщины. В 1985 г. аналогичный закон был принят в Испании. В Бельгии аборты были полностью запрещены до 1990 г., затем вступил в действие закон, легализующий прерывание беременности сроком до 12 недель, обусловленное тяжелым душевным состоянием женщины».

            В странах, частично легализовавших аборты, применяется система показаний или система сроков. Система показаний предполагает, что законодательно определен перечень обстоятельств, которые могут служить основанием для разрешения прерывания беременности. Довольно либеральная система показаний действует в Великобритании. При решении вопроса о допустимости прерывания беременности принимаются во внимание как исключительно медицинские, так и медико-социальные критерии: опасность для жизни беременной женщины, а также для ее физического и умственного здоровья, генетические показания, неблагоприятные последствия для уже родившихся детей.

           Система сроков применяется в Австрии, Норвегии, Франции, Швеции. В законодательстве этих стран закреплено право женщины на прерывание беременности до определенного срока (от 10 до 18 недель). Аборт может быть произведен только в государственном или частном медицинском учреждении, удовлетворяющем ряду требований. Прерывание беременности в сроки, превышающие установленные в законе, допускается только по медицинским или генетическим показаниям.

            В США вопрос о правомерности прерывания беременности неоднократно привлекал внимание законодательных собраний штатов и судебных органов. С конца XIX века до середины XX века в некоторых штатах были приняты законы, запрещающие не только аборты, но и использование противозачаточных средств. «Законодательство, криминализирующее употребление контрацептивов, было признано неконституционным как нарушающее право супругов на приватность, т. е. неприкосновенность частной жизни. В центре дискуссии об абортах в США всегда находился конфликт права будущего ребенка на жизнь и права беременной женщины на приватность, которое в данном случае выражается в возможности самостоятельно, без вмешательства извне принимать решение о сохранении или прерывании беременности».

           В 1973 г. Верховный суд США предпринял попытку разрешить этот конфликт при рассмотрении конкретного дела. Когда дело разрешалось Верховным судом, нежеланный ребенок истицы, родившийся потому, что у его матери не было денег на нелегальный аборт или поездку в другой штат, достиг уже трехлетнего возраста. Весь смысл процесса заключался в проверке конституционности законодательства штата Техас о запрещении абортов, кроме случаев, когда продолжение беременности угрожает жизни женщины. Суд признал ограничение прав женщины на аборт допустимым по мотивам охраны ее здоровья лишь на такой стадии беременности, когда аборт более опасен для ее здоровья, чем продолжение беременности и роды (конец первого триместра); ограничение этого права во имя защиты интересов эмбриона допустимо лишь с момента достижения им жизнеспособности (начало третьего триместра). Христианские организации потом начали обвинять государство в нарушении такими решениями судов права на жизнь. Межамериканская комиссия отвергла эти обвинения, ссылаясь на оговорку «как правило» и на норму «права человека ограничены правами других» — таким образом, праву эмбриона на жизнь противостоит право вынашивающей его женщины на жизнь, благополучие и приватность. Правило трех триместров долгое время сохраняло силу прецедента, но постепенно в судебной практике наметился отход от него. В некоторых штатах были приняты законы, защищающие право женщины на прерывание беременности (Миннесота, Коннектикут), другие штаты продемонстрировали стремление запретить или ограничить аборты. В Луизиане и Юте были дополнены и введены в действие разработанные ранее законы, практически полностью запрещающие аборты. Они были разрешены в срок, не превышающий 20 недель, в следующих случаях: если, по свидетельству врача, аборт необходим для спасения жизни или предотвращения существенного вреда здоровью женщины, недопущения рождения ребенка с серьезными дефектами, а также если беременность наступила в результате изнасилования или кровосмешения (необходимые условия — врачебный осмотр в течение 5 дней с момента совершения правонарушения и уведомление правоохранительных органов).

              Верховный суд США рассмотрел вопрос о конституционности законодательства Пенсильвании об ограничении абортов при разрешении конкретного дела. В своем решении суд установил, что вводимые штатами ограничения права на прерывание беременности до того момента, как плод стал жизнеспособным, не должны носить характера неоправданного бремени. Законы Луизианы и Юты, которые не только в большинстве случаев запретили аборты, но и создали ряд обременительных условий даже для жертв изнасилования, безусловно, не соответствовали требованию недопустимости неоправданного бремени.

             В той ситуации, когда законодательство различных стран об абортах столь несхоже, многие женщины предпочитают сохранению нежелательной беременности поездку в страну, где действует более либеральное правовое регулирование. В США в те годы, когда право на прерывание беременности не защищалось на федеральном уровне, около 40% абортов производилось за пределами штатов постоянного проживания женщин. До введения в действие нового германского законодательства немецким женщинам, желающим прервать беременность, приходилось выезжать в Нидерланды, ирландские женщины пользуются услугами английских медицинских учреждений. Аборты запрещены в Польше, и польки ездят в Калининградскую область РФ.

            Статистика свидетельствует, что меры по запрещению абортов оказываются направленными главным образом против малообразованных, несовершеннолетних, неимущих женщин, которые не знают о различии правового регулирования прерывания беременности в разных странах или не имеют средств на поездку в другую страну. Правда, блюстителями антиабортного законодательства предпринимались разнообразные меры для того, чтобы помешать женщинам воспользоваться возможностью сделать легальный аборт в другой стране.

            Например, в США в начале 70-х годов в штатах со строгим антиабортным законодательством были распространены судебные преследования адвокатов, врачей и редакторов газет за предоставление сведений о юрисдикциях с более мягким правовым регулированием в этой сфере. В Ирландии в 1988 г. были вынесены решения, запрещающие медикам предоставлять подобные сведения. В 1991 г. эти решения были расценены Европейской комиссией по правам человека как нарушение свободы слова, гарантированной ст. 10 европейской Конвенции о правах человека. В 1992 г. в Ирландии 14-летней жертве изнасилования было запрещено выехать в Англию для прерывания беременности, и только реальная угроза самоубийства несовершеннолетней вынудила Верховный суд Ирландии пересмотреть решение о запрете. В некоторых странах предпринимались попытки уголовного преследования женщин, выезжающих для производства аборта за рубеж. В соответствии с ранее действовавшим антиабортным законодательством Германии существовала практика принудительного медицинского осмотра женщин, возвращающихся из-за границы с целью выяснения, не был ли во время пребывания за рубежом произведен аборт, что могло бы повлечь уголовную ответственность.

              В перечисленных мерах нетрудно усмотреть нарушение ряда прав, получивших признание как на международном, так и на национальном уровнях: на приватность, телесную неприкосновенность, свободу передвижения и свободу слова. Можно предположить, что с распространением новых, менее агрессивных способов прерывания беременности на ее ранних стадиях (инъекции, оральные препараты, имплантаты) ряд запретов и ограничений, установленных в законодательстве некоторых государств, потеряет смысл, поскольку контроль их соблюдения станет практически невозможным. Однако необходимо учитывать, что медикаментозные аборты, которые в отличие от хирургических сопряжены с меньшим риском для здоровья женщины, проводятся только в условиях стационара, под наблюдением врачей. Препараты для прерывания беременности не продаются в аптеках. После фармакологического аборта обязательно проводится ультразвуковой контроль.

              Разрешение вопроса о допустимости абортов тесно связано с определением круга профессиональных обязанностей врача, имеющим важное правовое значение. В законодательстве ряда стран закреплено право врача в соответствии со своими убеждениями не участвовать в проведении аборта. Отказ участвовать в искусственном прерывании беременности не является нарушением профессиональных обязанностей. Вместе с тем представляется, что в случаях, когда продолжение беременности угрожает жизни и здоровью женщины, аборт должен быть отнесен к стандартным лечебным мерам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

           

              Проблема аборта стала одной из центральных проблем современной этики и позволила высветить целый комплекс сложнейших проблем. И, если бы не дискуссии вокруг аборта, многие их этих проблем никогда бы и не возникли. Но только таким сложным и трудным путем можно добыть новое знание о самом таинственном и загадочном явлении во вселенной - человеке, о его жизни и смерти.

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

 

1. Аборты, современные методы планирования семьи: учебно – методическое пособие/ Составитель: Л. И. Кудрявцева. – Самара, СВМИ; 2003г. – 98 стр.

2. Женщины, которые идут на аборт (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.aborti.ru/articles/womenabort

3. Попов, А.А. Искусственные аборты/ А.А. Попов. - М., 2002. – 256 с.

4. Юсупова, А.Н. Репродуктивное здоровье и поведение женщин России/ А. Н. Юсупова. - М.: Медицина, 2001. – 248 с.

5. Консультант Плюс (Электронный  ресурс) Основы Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

 

 


Информация о работе Этические аспекты в правовом регулировании искусственного прерывания беременности в России и зарубежных странах