Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 18:22, курсовая работа
Целью данного исследования является анализ профессиональной этики, нравственных и моральных норм, регулирующих отношения в сфере государственной службы.
Задачи исследования:
Определить содержание понятий профессиональная этика, мораль и нравственность в системе государственной службы.
Выявить этические и общие нормы и принципы служебной деятельности государственных служащих.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие профессиональной этики, морали, нравственности в системе государственной службы………………………………………………5
1.1 Основные понятия профессиональной этики государственной службы……………………………………………………………………………5
1.2 Морально-нравственные основы гражданско-служебной деятельности……………………………………………………………………..9
Глава 2. Этические и общие нормы и принципы служебной деятельности государственных служащих…………………………………………………….13
2.1. Нравственные принципы служебной деятельности государственных служащих……………………………………………………13
2.2 Этические правила и требования к государственным служащим……………………………………………………………………….20
Заключение…………………………………………………………………… 26
Список использованной литературы ………………………………………28
Четвертое требование данного
принципа – это открытый, "прозрачный"
характер государственной службы. Принцип
гласности должен стать для нее
основополагающим. Данное требование
предполагает, что современная
Анализ проблемы показывает,
что основными условиями
Прежде всего, это строгое проведение в жизнь демократического принципа разделения ветвей государственной власти, то есть разделение федеральной государственной службы на три ветви: государственную службу законодательных органов власти (аппарат Государственной Думы и аппарат Совета Федерации), государственную службу исполнительных органов власти (аппарат Правительства, федеральные министерства и ведомства) и государственную службу судебной власти (аппараты Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда и Прокуратуры РФ).
Второе условие –
Третье условие повышения качества служения государству и обществу – взаимодействие государства и гражданского общества, социальный контроль за системой государственной службы. В демократическом обществе государственная служба не может не быть институтом, открытым для общественного контроля. Многолетний отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что ни государственная служба в целом, ни каждый чиновник в частности не могут находиться вне такого контроля.
2.2 Этические правила
и требования к
Практика служебных отношений позволяют сформулировать основные правила этического поведения государственных служащих, которыми они должны руководствоваться в своей повседневной профессиональной деятельности. В этических правилах гражданских служащих выражаются одновременно и общечеловеческие, и специфические качества, составляющие нравственный облик современного чиновника. Каких отношений в процессе общения служащих требует государственная служба? Прежде всего, отношений, вытекающих из общечеловеческих норм морали и нравственности .
Первое – государственная служба требует от гражданских служащих взаимной честности и правдивости. Это дает моральное право служащему замещать предоставленную ему должность государственной службы. Обман, сделка с совестью – это не просто личная слабость чиновника, это нанесение урона государственному органу. Кроме того, без точной правдивой информации невозможно принимать адекватные управленческие решения, верно анализировать ситуацию.
Второе – в отношениях служащих должны быть чуткость, доброжелательность, отзывчивость. Ежедневно работники государственного аппарата сталкиваются с проблемами, жалобами и предложениями людей. Важно понять человека, учесть мотивы его действий. Часто одной логики бывает мало, необходимы доброжелательность и отзывчивость. Такие же качества должны проявляться и в отношениях между сотрудниками, внутри служебного коллектива.
Третье – скромность гражданского служащего и искренность, исключающие высокомерие, зазнайство, двойные стандарты в отношениях с людьми. Скромный человек никогда не выпячивает своё "Я", не признает за собой никаких исключительных достоинств и особых прав. Он проявляет толерантность, необходимую терпимость к окружающим, критически относится к своим заслугам и недостаткам. Для гражданского служащего недопустимы самоуверенность, нетерпимость и хамство к подчиненным и посетителям. Искренний человек верит в то, что говорит и что делает. Это одно из главных требований нравственности современного управленца.
Четвертое – вежливость и корректность в обращении. Данное правило предъявляет следующие требования. Гражданский служащий на службе и в быту должен быть тактичен, уважителен, деликатен. Его речевое поведение должно быть направленно на предотвращение возможных конфликтов интересов на службе и конфликтных ситуаций в коллективе. Необходимо проявлять сдержанность и уравновешенность в дискуссиях, стараться понять оппонента. Человека нельзя считать профессиональным госслужащим, если он постоянно прерывает партнера по диалогу, не умеет слушать, позволяет себе агрессивный тон и неуместные замечания. Следует спокойно и выдержанно реагировать на критику. Золотое правило - чем критичнее вопрос, тем корректнее на него надо отвечать.
Специфическим правилами этики гражданских служащих являются правила субординации, доступности, паритетности 12.
Служебная субординация – одно из основных этических и организационных правил взаимоотношений в органах государственной власти. Субординация с латыни означает "приведение в порядок". Это система строгого служебного подчинения младших старшим, основанная на нормах служебной дисциплины. Данное правило предполагает подчинение вышестоящим руководителям в соответствии с иерархией должностей гражданской службы, точное и своевременное выполнение их распоряжений и поручений.
Доступность гражданского служащего
– важное нравственное правило государственной
службы. Быть доступным для людей
– значит быть постоянно готовым
к общению с ними, готовым выслушать
их вопросы, предложения, пожелания. Несмотря
на свою занятость гражданские
Паритетность - этическое
правило, нацеленное на демократизм
общения между служащими и
повышение эффективности их коммуникативного
общения. Паритет означает равенство.
Паритетный диалог предполагает свободное
высказывание сотрудниками собственных
мыслей и идей, конструктивный и
доброжелательное обсуждение всех поступивших
предложений в коллективе, учет их
при выработке общего решения. Даже
расхождения в политических взглядах
не должны переходить в личную неприязнь,
мешающую находить верные решения. Тем
более не стоит применять метод
"конструирования противника",
когда взгляды собеседника
Нравственные требования,
предъявляемые к
При практическом применении понятия и принципы профессиональной этики государственной службы обретают форму этических требований. Из них основные, которые должны предъявляться к государственному служащему как при поступлении на государственную службу, так и при исполнении государственно-служебных полномочий:
Проступком, позорящим честь
и достоинство государственного
служащего, может признаваться такое
действие или бездействие, которое,
хотя и не является преступным, но по
своему характеру несовместимо с
высоким званием
Заключение
Формирование эффективных управленческих команд в сфере государственного управления – важнейшая и крайне актуальная задача. Изучая кадровые проблемы, многие ученые, аналитики и политики обращают внимание на отсутствие механизмов, позволяющих на практике осуществлять качественный подбор и рациональную расстановку кадров, в том числе и с учетом их социальной сущности, нравственных ориентиров, моральности сознания, этики.
Термин "этика" - древнегреческого
происхождения, берущий свое начало
от слова "этос" - жилище, логово, гнездо.
Позднее это понятие
Профессиональная этика государственного служащего помогает конкретизировать, реализовать моральные ценности в условиях, подчас весьма сложных, необычных. Профессиональная этика не формирует новые принципы и понятия морального сознания, она как бы "приспосабливает" уже известные принципы, понятия к специфическим сферам жизнедеятельности человека.
Рост социальной значимости этического момента в деятельности государственных служащих современной России обусловлен многими причинами политического, экономического и социального характера.
Трансформация социально-политической системы, экономических отношений, переоценка ценностей создают множество нестандартных ситуаций, которые не регулируются правовыми нормами ввиду их отсутствия или устаревания. От профессионализма и уровня нравственности государственных служащих как проводников политики государства во многом зависит не только авторитет власти, эффективность реализации стратегических целей и конкретных решений на всех уровнях управления, но и социальное самочувствие общества.
Этические принципы и нормы
в наиболее общей форме выражают
требования к нравственной сущности
государственного служащего, назначению
его деятельности, к характеру
его взаимоотношений с