Этические кодексы социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 10:49, реферат

Описание работы

Профессионально - этический кодекс социального работника России принят Межрегиональной ассоциацией работников социальных служб 22 мая 1994 г. В 2003 г. на основе рекомендаций Международной федерации социальных работников разработан Кодекс этики социального работника.
Настоящий Кодекс представляет собой документ, в котором излагаются основные, базовые принципы и ценности социальной работы, связанные с реализацией специалистами социальной сферы своих профессиональных обязанностей. Главная цель Кодекса этики социального работника - определить и обозначить этические принципы и нравственные (моральные) позиции человека (клиента), специалиста (социального работника) и общества (различных институтов социума) в процессе их взаимодействия при удовлетворении социальных потребностей клиента.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 30.98 Кб (Скачать файл)

Социальный работник обязан выполнять свои задачи честно и умело.  Он признает свои обязанности не только для того, чтобы улучшить свои знания и навыки, но и в целях развития профессионального знания в целом. Это предполагает постоянную переоценку методов и образа действий в контексте меняющихся условий, а также сотрудничество тех, от кого зависит благополучие клиента.

Каждый член профессионального объединения выполняет следующие правила:

1. Способствовать формированию  и реализации мер социальной  политики, обеспечивающей благополучие  человека, и не допускать применение  своих знаний, навыков и опыта  в негуманных целях.

2. Уважать личность своего  клиента и гарантировать его  достоинство и права, независимо  от его происхождения, положения, пола, возраста и вклада в общественное  развитие.

3. Способствовать расширению  возможностей клиента и развитию  его способностей самостоятельно  принимать решения.

4. Не отвергать своего  клиента, даже если приходится  защищать от него других, или  необходимо признать свою неспособность  помочь ему.

5. Признавать приоритет  профессиональной ответственности  перед личными интересами.

6. Знать, что продолжение  профессионального образования  является основой практики социальной  работы, и чувствовать собственную  ответственность за уровень предоставляемых  услуг.

7. Достичь сотрудничества  с другими в интересах своих  клиентов.

8. В случае публичного  заявления или участия в общественной  деятельности разъяснить, действует  он от имени организации или  от себя лично.

9. Понимать, что информация, используемая в одном случае, не должна быть применима для  других целей без соответствующих  санкций. Уважать личную жизнь  клиентов и информацию о них.

10. Создавать и поддерживать  в службах социальной работы  условия, которые позволяют социальным  работникам выполнять предписания  этого кодекса.

Этические кодексы, принимаемые в различных странах ассоциациями и союзами социальных работников, непременно содержат требования к качествам личности специалиста. Личность специалиста, ее нравственные качества играют, как уже отмечалось важнейшую роль в повседневной практической деятельности, оказывают воздействие на социальное самочувствие и психологический статус клиента, влияют на моральный уровень всего общества. Понимая это, специалисты обоснованно предъявляют повышенные моральные требования к себе и своим коллегам и вносят в профессиональные этические кодексы требования к качествам личности специалиста.

Личностные качества, необходимые профессиональному социальному работнику, могут быть сведены в две основные группы:

- качества, необходимые в практической деятельности (работе с клиентом или группой клиентов, взаимодействии с коллегами);

- качества, необходимые для профессионального и личностного роста социального работника, его самосовершенствования.

Ряд авторов выносят в отдельную, третью группу волевые качества социального работника. Однако нам представляется, что волевые качества необходимы социальному работнику как в работе с клиентом, так и в работе над собственным профессионально-квалификационным и духовно-нравственным уровнем, поэтому они должны органично входить в обе группы качеств.

При всем различии профессиональных этических кодексов, принятых социальными работниками разных стран, все они имеют общие цели и задачи, чем и обусловлено их сходство. Вместе с тем, этические кодексы не могут не иметь различий, связанных со спецификой менталитета различных народов, их национальными обычаями и традициями, уровнем социально-экономического развития и статусом социальной работы в обществе.

Если действия и поведение социального работника в повседневной практической деятельности, ведущие качества его личности, отвечают требованиям профессиональной морали, систематизированной в этическом кодексе, можно сделать вывод, что они соответствуют также понятиям справедливости и добра, общественного и личного блага. Такое соответствие означает, что действия, поведение и личностно-нравственный облик социального работника отвечают требованиям господствующей в обществе морали, ожиданиям общества по отношению к профессии и ее отдельным представителям. Все это дает  возможность говорить о социальной работе как о существенном факторе повышения уровня общественной морали. Подобная функция социальной работы осуществляется благодаря ее положительному моральному влиянию как непосредственно на участников процесса деятельности — самих социальных работников, их клиентов и ближайшего окружения, так и опосредованно, на социум в целом.

 

 

 

Заключение

Профессиональная этика социального работника строится на основе уважения прав личности, специфики социальной работы как профессиональной деятельности и социального института. Она предполагает не только знание норм и принципов взаимодействия и взаимоотношений, но и присутствие определенных личностных качеств специалиста, поскольку профессиональные моральные требования не могут охватить всего многообразия ситуаций, возникающих в процессе деятельности. Многие этические проблемы социальный работник решает, руководствуясь своими собственными понятиями о долге, о добре и зле, т. е. своими собственными нравственными принципами. Высокий уровень нравственности формируется у специалиста при наличии определенных черт, развиваемых им в процессе самовоспитания и обучения профессиональной деятельности. Сегодня для социальной работы все большее значение приобретает вопрос о необходимости определения этических критериев ответственности каждого социального работника за свою профессиональную деятельность, что требует создания единого подхода к установлению моральных принципов и норм, однозначного их понимания, выработки единой системы ценностей и идеалов. Таким образом, в этических нормах социальной работы отображаются основополагающие требования и меры поведения и действий социального работника, продиктованные характерными условиями и содержанием его труда. Этика социальной работы строится на моральных нормах, получаемых обществом в качестве одного из главных регуляторов коллективной деятельности.

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Бойко Ж.В. Этические  основы социальной работы: учебное  пособие. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2012. – 94с.

2. Медведева Г.П. Этика  социальной работы: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М.: Гуманит. Изд.центр Владос

3. Электронный ресурс  [soc-work.ru] Этический кодекс социального работника.

 

 

 


Информация о работе Этические кодексы социальной работы