Этические нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 03:15, доклад

Описание работы

Этические нормы регулируют обязательное соответствие речи как моральным законам общества, так и духовному миру человека, осознанию своего места в жизни и в обществе.
Задача этических законов — сплочение, объединение членов данного общества. Это основа культуры общения. Речь выполняет в этом плане важную социальную функцию.

Файлы: 1 файл

Культура поведения и этические нормы общения.docx

— 21.19 Кб (Скачать файл)

Этические нормы регулируют обязательное соответствие речи как моральным законам общества, так и духовному миру человека, осознанию своего места в жизни и в обществе.

      Задача этических  законов — сплочение, объединение  членов данного общества. Это  основа культуры общения. Речь  выполняет в этом плане важную  социальную функцию.

 

Критерии оценки этичности  речи

 

      Критериями оценки  этичности речи и речевого  поведения являются истина, добро,  красота. Доверие к говорящему, без которого невозможно общение,  возникает благодаря истинности, правдивости, желанию добра другим, поэтому все этические правила  содержат доброжелательность как  норму общения, норму речевой  культуры.

     Основные моральные качества личности, которые проявляются в общении, это честность, правдивость, уважительность к другим, справедливость, доброта, забота о других, доброжелательность, одобрение других, искренность в проявлении своих чувств и оценок, высокий общий уровень знаний, культура, вежливость как проявление этой культуры.

     В соответствии с  этими качествами личности основными  этическими достоинствами и этическими  нормами речевой культуры являются: правдивость, понятность ( речь должна быть доступна адресату, не должна заставлять его прилагать излишние усилия на её расшифровку), содержательность, целесообразность, краткость в меру необходимости, логичность, вежливость.

 

Обязательность этических  норм речевой культуры

 

     Этические нормы речевой  культуры способствуют правильному  общению, предупреждают этические  ошибки. В современном обществе  этической нормой являются доброжелательность, уважение к людям, к их мнению, терпимость. Неприемлемы притворство, неискренность, обман, грубость и т.п.

      Выделяется различная  степень обязательности соблюдения  этических норм. К обязательным для исполнения при любых условиях коммуникации и в любой сфере общения является запрет на причинение ущерба другому человеку. Причем, принцип : «Не навреди!» в этом плане касается в первую очередь морального ущерба. В эти нормы входят предписания сдерживать негативные эмоции и смягчать негативную информацию, не допускать унижения и оскорбления человеческого достоинства, грубости, зависти. Кроме того,  обязательная для исполнения норма – это требование всемерно проявлять уважение к людям.

Другие этические нормы можно  отнести к рекомендуемым. В первую очередь, это касается позиции говорящего относительно себя и своего места в общении. Этично иметь чувство собственного достоинства, быть скромным, не противопоставлять себя другим, не восхвалять себя. Из этого следует и уважительное отношение к другим: уважение чувства собственного достоинства других, умение видеть в людях прежде всего их достоинства.

 

Несоблюдение этических  норм

 

      Несоблюдение этических  норм приводит к моральному  ущербу не только для адресата (тот, кто говорит), но и для  адресанта ( тот, кому адресована речь), поскольку нравственный человек всегда, даже в случае невольного нарушения норм этики, испытывает стыд и угрызения совести. Кроме того, нарушение этических норм общения часто приводит к коммуникативным помехам и неудачам.

 

Специфика этических норм

 

      Специфика этических норм в том, что они действуют на всём протяжении речевой деятельности, а не только для оценки готового высказывания, а именно: этика определяет в речи мотивы, с которыми человек вступает в общение, далее цели, которые он ставит, средства для достижения этих целей и оценку результата речи, то есть этичность действий слушателя, предпринятых под влиянием данной речи.

     Общий этический принцип:  «Поступай с людьми так, как  тебе хотелось бы, чтобы поступали  с тобой». Другими словами, этические  нормы речевой культуры и правила  речи выводятся исходя из принципа  взаимного уважения и одобрения,  хотя прямо, словесно это в  речи может и не проявляться.

     Проблема этического  выбора возникает уже на этапе  формулирования целей речи. Этичные  мотивы и цели определяются  стремлением сказать что-то интересное  и важное. Доставить радость, сделать  человеку приятное, утешить, то  есть удовлетворить его духовные  потребности во внимании, заботе, уважении, любви.

     Этичные мотивы могут  быть не только эмоционально  положительными, но и эмоционально  нейтральными (например, сообщить информацию). Этичными могут быть даже отрицательные  эмоции в речи (например, возмущение, несправедливость, гнев, порицание  за неэтичный поступок), поскольку  эти эмоции проявляются на  основе более высоких этических  побуждений.

     В то же время,  если кто-то говорит исходя  из низких побуждений (например, обмануть, испортить настроение  кому-то, отомстить), то это нарушает  законы этики, хотя речевая  форма, в которую будет спрятано  это намерение, может вполне  соответствовать всем остальным  этическим нормам речевой культуры.

 

Основные тенденции поведения

 

     Поведение истинно  воспитанного человека основывается  на балансе двух основных тенденций,  которые характерны для каждой  личности. Это, с одной стороны,  тенденция к объединению, сплочению,  сближению, консолидации, а с другой  стороны, тенденция отделения  себя от других, к сохранению  своей индивидуальности. Эти тенденции  по-разному проявляют себя в  различных сферах общения, а  также в зависимости от ситуации  и  взаимоотношений партнёров.

    Общение всегда предполагает  духовное взаимодействие с другим  человеком, а также потребность  и необходимость в нем самом  как партнере для достижения  общей цели. И потребность эта  превращается в готовность согласования  своего личного поведения с  поведением партнера в стремлении  к содружеству, сотрудничеству.

 

 


КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ И ЭТИЧЕСКИЕ  НОРМЫ ОБЩЕНИЯ

 

Своеобразным барометром нашего общения  служит понятие культуры общения, которая  взаимосвязана с культурой поведения. Знание норм поведения и следование им, сдержанность и умение контролировать свои поступки, внимание и уважение к людям – одним словом, все, что принято считать в обществе хорошими манерами, относится к культуре поведения человека и регулируется этикетом.

Этикет (от фр. etiquette – ярлык, этикетка) – это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (формы обращения, поведение в общественных местах, манеры, одежда и т. д.), установленный порядок поведения, следование моральным, общественным нормам.

Поведение бывает реальным (практические действия и поступки) и вербальным (словесным). Эти два вида поведения  должны соответствовать друг другу. Нельзя быть вежливым или обязательным человеком только на словах. Культурным считается тот человек, у кого знание этических принципов, моральных  норм общества превратилось во внутреннее убеждение. Он поступает так не потому, что так нужно, а потому, что  не может поступать иначе.

 

К нормам культуры поведения относятся:

 

• вежливость – доброжелательность в процессе взаимоотношений с  окружающими людьми;

• корректность – умение вести  себя в рамках общепринятых приличий в любых ситуациях;

• тактичность – чувство меры, которое необходимо соблюдать в  разговоре, в личных и служебных  отношениях; умение «чувствовать границу», за которой слова и действия могут  вызвать обиду. Такт – это внутреннее чутье, позволяющее безошибочно  чувствовать реакцию другого  человека;

• деликатность – умение определять и учитывать индивидуальные особенности  людей;

• скромность – отсутствие позерства, умение во всех ситуациях сохранять  свою индивидуальность и не играть несвойственной себе роли;

• простота – отнюдь не отказ от общепринятых норм этикета, не фамильярность, а общение, при котором люди не задумываются, кто расположен «выше», а кто «ниже» на социальной лестнице;

• обязательность – умение выполнять  свои обещания, что свидетельствует  не только о честности, но и о надежности человека.

Безусловно, культура речевого поведения  формируется у человека в комплексе  с перечисленными нормами и положениями.

Не случайно в перечне норм культуры поведения первое место отведено вежливости: вежливость – основной постулат и условие общения в  социуме.

 

Первые попытки сформулировать правила поведения на Руси были сделаны в «Домострое», однако кодекс официального поведения появился в России при Петре I. В 1717 г. по его распоряжению была издана переводная книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению», в которой содержались правила поведения дома и в обществе. Другая книга – «Приклады, како пишутся комплименты разные» (1708) знакомила русского человека с жанрами почтовой переписки, в том числе переписки любовной. В этой книге приводились фразы, которыми следует начинать и заканчивать письмо, выражать свои чувства к даме и т. д.

 

Комплименты отнюдь не следует смешивать  с тем отвратительным пороком, который  называется лестью, и строго осуждается нравственным чувством. Комплименты  должны быть просты и естественны, преувеличение  и напыщенность отнимают от них все  достоинство.

 

Не начинайте разговора в  ту минуту, когда кто-нибудь намерен  говорить; не перебивайте его –  это не вежливо.

 

Обыкновенно бывает, что люди, мало знающие, говорят много, а люди, много  знающие, наоборот, говорят мало. Очень естественно, что невежда придает большое значение всему, что видит, говорит об этом всем и каждому, но человек сведущий, не охотно развертывает свой репертуар, ему пришлось бы говорить слишком много, а так как он знает, что есть еще многое, чего он не может сказать, то он и молчит».

 

Итак, что же такое культура поведения? Это поведение человека в соответствии с теми нормами и правилами, которые  выработало и которых придерживается данное общество. Это определенные манеры, принятые способы обращения  и общения с окружающими, умение правильно вести себя в различных  ситуациях. Таким образом, поведение  бывает реальным (практические действия и поступки) и вербальным (словесным). Эти два вида поведения должны соответствовать друг другу. Нельзя быть вежливым или обязательным человеком  только на словах. Культурным считается  тот человек, у кого знание этических  принципов, моральных норм общества превратилось во внутреннее убеждение.

 

Д. Ягер в книге «Деловой этикет»[17] изложила основные принципы делового этикета, объединяющие вербальное и реальное поведение, которые, думается, актуальны не только в деловой сфере, но и в повседневной жизни:

1. Делать все вовремя.

2. Не болтать лишнего.

3. Быть любезным, доброжелательным  и приветливым.

4. Думать о других, а не только  о себе.

5. Одеваться как положено.

6. Говорить и писать хорошим  языком.

Безусловно, культура речевого поведения  формируется у человека в комплексе  с перечисленными нормами и положениями. Требования, предъявляемые к хорошей  речи и сформулированные в книге  «Секреты хорошей речи»[18], неотделимы от общепринятых поведенческих норм – ведь нельзя быть «культурным  наполовину».

 

.


Информация о работе Этические нормы