Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 12:50, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление этических особенностей социальной работы с неполными семьями. Задачи:
- описать и проанализировать понятие, сущность и основные характеристики неполных семей;
- дать характеристику неполной семьи, выделить основные проблемы в таких семьях;
- рассмотреть и проанализировать этические проблемы социальной работы с неполной семьей.
Введение…………………………………………………………………….……..3
1 Неполная семья: понятие, основные проблемы……….………………….….4
1.1 Понятие, сущность, основные характеристики неполных семей……...4
1.2 Проблемы неполных семей……………………………………..……….9
2. Этические особенности социальной работы с неполной семьей………...13
Заключение………………………………………………………………….……18
Список использованных источников………………………………………...…19
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра теории и методики социальной работы
КУРСОВАЯ РАБОТА
Этические основы социальной работы с неполными семьями
Руководитель __________ канд.социол.наук, доцент Е.В. Жижко
подпись, дата должность, ученая степень
Студент ЮС11-02Б 161104900 __________ Е.В. Кощеева
номер группы номер зачетной книжки подпись, дата
Красноярск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Неполная семья: понятие, основные проблемы……….………………….….4
1.1 Понятие, сущность, основные характеристики неполных семей……...4
1.2 Проблемы неполных семей……………………………………..……….9
2. Этические особенности социальной работы с неполной семьей………...13
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………...…
ВВЕДЕНИЕ
Семья - один из самых важных институтов государства, поскольку именно она является основной средой формирования личности. В последнее время институт семьи испытывает определенный кризис. Именно в семье закладываются характер и личность ребенка.
Как отмечает В.М. Целуйко, жизнь и условия воспитания ребенка в неполной семье существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Помимо материальных трудностей, которые постоянно присутствуют в неполных семьях, одинокие матери не в состоянии одновременно реализовать материнскую и отцовскую позиции. Такие условия жизни ребенка влияют на личностное его развитие[1, С. 28]. Жизнь и условия воспитания ребенка в неполной семье существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Поэтому, именно такие семьи более всего требуют внимания как со стороны государства в целом, так и со стороны работников социальных служб в частности.
Целью курсовой работы является выявление этических особенностей социальной работы с неполными семьями
Задачи:
- описать и проанализировать понятие, сущность и основные характеристики неполных семей;
- дать
характеристику неполной семьи,
- рассмотреть и проанализировать этические проблемы социальной работы с неполной семьей.
1 Неполная семья: понятие, основные проблемы
1.1 Понятие, сущность, основные характеристики неполных семей
Семья имеет большие преимущества
в социализации личности по сравнению
с другими социальными
В настоящее время российская семья переживает сложный, кризисный период развития. Так, по мнению Н.М. Николаева, число разводов по стране приближается к числу браков. Каждый третий ребенок воспитывается в неполной семье. В последние годы семья как основа жизнеобеспечения детей быстро изменяет свою стратегию в соответствии с социально-экономическими изменениями [2, С. 56 ] . Таким образом, на современном этапе развития семью больше всего волнуют вопросы выживания, улучшения материального положения, что сокращает ее возможности в выполнении воспитательной и оздоровительной функции. Большинство семей не обладает достаточными духовными, экономическими и информационными ресурсами для обеспечения нормальной жизнедеятельности и развития каждого члена семьи, и в особенности ребенка.
Гончарова Г. С. фиксирует нарастающий «разрыв семейного единства, нарушение структуры социальных ролей, когда один или более членов семьи не могут точно выполнять свои ролевые обязанности». В качестве наиболее распространенных отклонений от идеальной модели семьи выступают:
- неполная семейная группа,
в которой изначально нет
- распавшаяся семья из-за намеренного ухода одного из супругов; аннулирование брака, развод;
- семья, переживающая кризис, вызванный внешними событиями: смерть одного из супругов, заключение в тюрьму и т. д.;
- семья «как пустая
оболочка», когда супруги
Согласно статистике, в России на 2012 год насчитывается 6,2 миллиона неполных семей: 5,6 миллиона матерей-одиночек и 634,5 тысячи одиноких отцов [4]. Принимая во внимание изложенное выше, можно предположить, что неполные семьи будут формироваться и в будущем.
Совокупность неполных семей многообразна и крайне неоднородна. Источниками их возникновения традиционно считались разводы, овдовение (смерть одного из родителей), внебрачная рождаемость. Так по мнению С.И. Голода, неполную семью нельзя приравнивать к материнской из-за их различного происхождения, ибо «материнская семья изначально безбрачна, а неполная – «осколок» моногамии» [5, С. 112]. При этом необходимо отметить, что в настоящее время число неполных семей пополняется распадом браков вследствие не оформленного юридически раздельного проживания супругов, практикой усыновления ребенка (детей) одиноким родителем, опекой или попечительством в случае сиротства, т.е. смерти родителей ребенка, или социального сиротства при живых родителях, бросивших своих детей или лишенных родительских прав; временно неполными семьями (например, при призыве на службу в действующую армию молодого родителя, а также при объявлении в розыске одного из родителей, как правило, отца ребенка).
Как отмечает В.М. Целуйко, неполная семья представляет собой группу ближайших родственников, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими детьми несовершеннолетнего возраста[1, С. 27]. Таким образом, «неполная» семья понимается как семья, в которой забота о детях и защита их интересов осуществляется либо одним из родителей, либо родственниками и иными лицами, проживающими совместно с этими детьми. Установить истинное число неполных семей весьма трудно и возможно только всеобщей переписью населения.
В неполной семье не только чаще возникают материальные проблемы, отражающиеся на хозяйственно-организаторской функции, но, что более опасно, возникает дефицит полноценных семейных отношений. При отсутствии одного из родителей ребенок не всегда может получить полноценное общение, удовлетворить в полной мере потребности в совместном проведении досуга, почувствовать психологическую защищенность.
Кроме того,
в неполной семье в урезанном
виде реализуется функция
По мнению Г.С. Гончаровой, одинокая мать имеет более выраженную установку на воспитание детей, чем мать в полной семье. Процесс воспитания и вся система отношений матери с детьми эмоционально более насыщена [3, С. 58]. Таким образом, мать стремится своим влиянием, своей любовью, своей заботой компенсировать то, что по ее мнению, дети недополучают из-за отсутствия отца. По отношению к детям такая мать занимает опекающую, охранительную, контролирующую, сдерживающую инициативу ребенка позицию. Это способствует формированию эмоционально ранимой, безынициативной, несамостоятельной, поддающейся внешним влияниям, «извне управляемой» эгоистической личности.
Нельзя сбрасывать со счетов и влияния внешней среды. Как отмечает Л.И. Савинов, ребенок из неполной семьи чаще оказывается объектом нравственно - психологического давления со стороны детей из благополучных полных семей, что ведет к формированию чувства неуверенности, а нередко и озлобленности, агрессивности. [6, С. 99]. Таким образом, родителю необходимо понимать, что у такого ребенка может не сформироваться альтруистические и гуманистические качества, черты, без которых невозможно создание уже собственной благополучной семейной обстановки. Формирование личности ребенка еще более осложняется в том случае, если он был свидетелем или участником всех семейных конфликтов и скандалов, которые привели его родителей к разводу.
Отсутствие мужчины в семье
особенно деформирует процесс
Таким образом, в обыденном сознании «неполная» семья понимается как семья, в которой забота о детях и защита их интересов осуществляется либо одним из родителей, либо родственниками и иными лицами, проживающими совместно с этими детьми. Установить истинное число неполных семей весьма трудно и возможно только всеобщей переписью населения.
В неполной семье не только чаще возникают материальные проблемы, отражающиеся на хозяйственно-организаторской функции, но, что более опасно, возникает дефицит полноценных семейных отношений. При отсутствии одного из родителей ребенок не всегда может получить полноценное общение, удовлетворить в полной мере потребности в совместном проведении досуга, почувствовать психологическую защищенность.
1.2 Проблемы неполных семей
Семья является одним из главных институтов воспитания ребенка, поскольку именно в семье ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из других институтов воспитания не может сравниться с семьей. Но на сегодняшний день наблюдается стремительный рост количества разводов как в России, так на Западе.
Так, по данным статистики, за последние годы резко возрастает число детей дошкольного возраста, которые воспитываются в неполных семьях, где, в подавляющем большинстве, воспитателем является мать [4]. Отсюда и многочисленные проблемы, с которыми сталкиваются одинокие родители, мать не в состоянии реализовать одновременно обе родительские позиции - материнскую и отцовскую. В свою очередь, эти особые условия жизни ребенка отражаются на особенностях его личностного развития.
Среди проблем неполных семей в большинстве случаев особенно остро стоит проблема экономического характера (материальные трудности, испытываемые семьей).
Так, по мнению Л.М. Волковой, женщина - мать, воспитывающая ребенка без отца, чаще всего сама должна нести ответственность за благосостояние своей семьи. Это связано с тем, что размер социальных выплат, осуществляемый государством (пособия и проч.) остается низким. С другой стороны, размер алиментов и регулярность их получения также остается невысокой. Как результат этого - женщина в отсутствие помощи со стороны, вынуждена ориентироваться на обеспечение материального благополучия семьи [8, С. 104]. Исходя из этого, женщине приходится посвящать довольно много времени работе и гораздо меньше детям. Из-за такой чрезмерной занятости и трудовой перегруженности матери дети предоставлены сами себе.
По данным Л.М. Волковой дети из неполных семей значительно чаще, чем дети из полных, подвержены острым и хроническим заболеваниям, протекающим в более тяжелой форме [8, С. 107]. Это связано не столько с влиянием послеразводного стресса, а с низкой медицинской активностью одного из родителей. Оказавшись один, родитель вынужден заботиться о материальной стороне благополучия семьи в ущерб обязанностям воспитания и укрепления здоровья детей.
У детей из неполных семей наблюдается также деформация идентификации с родителями. Так, по мнению Е.Р. Ярской-Смирновой, около 40% детей из неполных семей категорически не желающих быть похожими на кого-либо из родителей, в то время как дети из полных семей – менее 30%. [9, С. 70]. Анализируя вышесказанное, можно отметить, что данные показатели отражают проблемы воспитания, имеющие место в семьях с одним родителем. Среди них - заниженный авторитет как совместно проживающего с ребенком родителя, так и отсутствующего в семье. Все это повышает степень риска при взаимодействии детей из неполных семей с социальным окружением, деформируют развитие личности ребенка.
Изучение детей из неполных семей также свидетельствуют, что такие дети испытывают затруднения в следовании полоролевым моделям, соответствующим полу. Так, по мнению Д.Н. Журавлева, у мальчиков, потерявших отца до пяти лет, это проявляется в большей психологической зависимости от окружающих, пониженном уровне самоконтроля, импульсивности, невысоком предпочтении мужских видов деятельности. У девочек наблюдаются сложности в сфере гетеросексуальных отношений (в дальнейшем они могут испытывать трудности в установлении взаимоотношений с мужчинами). С другой стороны, у девочек, которых воспитывает одна мать, могут создать искаженное представление о мужчинах [10, С. 215]. Таким образом, если у девочки воспитывалось представление о мужчине по принципу неприязненного отношения матери к бывшему мужу, то у ребенка может возникнуть общее деформированное представление об интимных отношениях. Но даже и без такого воспитания существует опасность, что девочка из-за отсутствия собственного отца создаст свой идеал мужчины, чаще всего мало реалистичный, больше похожий на образы героев художественных произведений, кинофильмов или телепередач.
Информация о работе Этические основы социальной работы с неполными семьями