Этические основы социальной работы с неполными семьями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 12:50, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление этических особенностей социальной работы с неполными семьями. Задачи:
- описать и проанализировать понятие, сущность и основные характеристики неполных семей;
- дать характеристику неполной семьи, выделить основные проблемы в таких семьях;
- рассмотреть и проанализировать этические проблемы социальной работы с неполной семьей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….……..3
1 Неполная семья: понятие, основные проблемы……….………………….….4
1.1 Понятие, сущность, основные характеристики неполных семей……...4
1.2 Проблемы неполных семей……………………………………..……….9
2. Этические особенности социальной работы с неполной семьей………...13
Заключение………………………………………………………………….……18
Список использованных источников………………………………………...…19

Файлы: 1 файл

Koscheeva.docx

— 49.34 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«СИБИРСКИЙ  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра теории и методики социальной работы

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

Этические основы социальной работы с неполными семьями

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель      __________   канд.социол.наук, доцент    Е.В. Жижко

                              подпись, дата               должность, ученая степень         

 

 

 

Студент   ЮС11-02Б        161104900         __________        Е.В. Кощеева

                         номер группы       номер зачетной книжки       подпись, дата        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….……..3

1 Неполная семья: понятие, основные проблемы……….………………….….4

1.1 Понятие, сущность, основные характеристики неполных семей……...4

1.2 Проблемы неполных семей……………………………………..……….9

2. Этические особенности социальной работы с неполной семьей………...13

Заключение………………………………………………………………….……18

Список использованных источников………………………………………...…19

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

Семья - один из самых важных институтов государства, поскольку именно она является основной средой формирования личности. В последнее время институт семьи испытывает определенный кризис. Именно в семье закладываются характер и личность ребенка.

Как отмечает В.М. Целуйко, жизнь и условия воспитания ребенка в неполной семье существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Помимо материальных трудностей, которые постоянно присутствуют в неполных семьях, одинокие матери не в состоянии одновременно реализовать материнскую и отцовскую позиции. Такие условия жизни ребенка влияют на личностное его развитие[1, С. 28]. Жизнь и условия воспитания ребенка в неполной семье существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Поэтому, именно такие семьи более всего требуют внимания как со стороны государства в целом, так и со стороны работников социальных служб в частности.

Целью курсовой работы является выявление этических особенностей социальной работы с неполными семьями

Задачи:

- описать и проанализировать понятие, сущность и основные характеристики неполных семей;

- дать  характеристику неполной семьи,  выделить основные проблемы в  таких семьях;

- рассмотреть и проанализировать этические проблемы социальной работы с неполной семьей.

 

1 Неполная семья: понятие,  основные проблемы

 

1.1 Понятие, сущность, основные  характеристики неполных семей 

 

 

Семья имеет большие преимущества в социализации личности по сравнению  с другими социальными институтами  благодаря особой нравственно-эмоциональной  психологической атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости. Дети, воспитывающиеся  вне семьи, имеют более низкий уровень эмоционального и интеллектуального  развития. У них заторможена способность  любить ближнего, способность к сочувствию и сопереживанию.

В настоящее время российская семья переживает сложный, кризисный период развития. Так, по мнению Н.М. Николаева, число разводов по стране приближается к числу браков. Каждый третий ребенок воспитывается в неполной семье. В последние годы семья как основа жизнеобеспечения детей быстро изменяет свою стратегию в соответствии с социально-экономическими изменениями [2, С. 56 ] . Таким образом, на современном этапе развития семью больше всего волнуют вопросы выживания, улучшения материального положения, что сокращает ее возможности в выполнении воспитательной и оздоровительной функции. Большинство семей не обладает достаточными духовными, экономическими и информационными ресурсами для обеспечения нормальной жизнедеятельности и развития каждого члена семьи, и в особенности ребенка.

Гончарова Г. С. фиксирует нарастающий  «разрыв семейного единства, нарушение структуры социальных ролей, когда один или более членов семьи не могут точно выполнять свои ролевые обязанности». В качестве наиболее распространенных отклонений от идеальной модели семьи выступают:

- неполная семейная группа, в которой изначально нет одного  из членов (одинокая мать с  ребенком);

- распавшаяся семья из-за  намеренного ухода одного из  супругов; аннулирование брака, развод;

- семья, переживающая  кризис, вызванный внешними событиями:  смерть одного из супругов, заключение  в тюрьму и т. д.;

- семья «как пустая  оболочка», когда супруги живут  вместе, но поддерживают лишь  минимальные контакты друг с  другом [3, С. 52-53]. Исходя из этого, можно сделать вывод, что рост внебрачных рождений, с одной стороны, и незарегистрированных фактических супружеских союзов – с другой, означают тенденцию разделения институтов брака и семьи. Эту тенденцию еще предстоит осознать ученым, занимающимся изучением семьи. Однако очевидно, что распад или ослабление семейных связей, рост числа неполных семей в стране самым неблагоприятным образом сказываются на выполнении семьей основных функций.

Согласно  статистике, в России на 2012 год насчитывается 6,2 миллиона неполных семей: 5,6 миллиона матерей-одиночек и 634,5 тысячи одиноких отцов [4]. Принимая во внимание изложенное выше, можно предположить, что неполные семьи будут формироваться и в будущем.

Совокупность  неполных семей многообразна и крайне неоднородна. Источниками их возникновения  традиционно считались разводы, овдовение (смерть одного из родителей), внебрачная рождаемость. Так по мнению С.И. Голода, неполную семью нельзя приравнивать к материнской из-за их различного происхождения, ибо «материнская семья изначально безбрачна, а неполная – «осколок» моногамии» [5, С. 112]. При этом необходимо отметить, что в настоящее время число неполных семей пополняется распадом браков вследствие не оформленного юридически раздельного проживания супругов, практикой усыновления ребенка (детей) одиноким родителем, опекой или попечительством в случае сиротства, т.е. смерти родителей ребенка, или социального сиротства при живых родителях, бросивших своих детей или лишенных родительских прав; временно неполными семьями (например, при призыве на службу в действующую армию молодого родителя, а также при объявлении в розыске одного из родителей, как правило, отца ребенка).

Как отмечает В.М. Целуйко, неполная семья представляет собой группу ближайших родственников, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими детьми несовершеннолетнего возраста[1, С. 27]. Таким образом, «неполная» семья понимается как семья, в которой забота о детях и защита их интересов осуществляется либо одним из родителей, либо родственниками и иными лицами, проживающими совместно с этими детьми. Установить истинное число неполных семей весьма трудно и возможно только всеобщей переписью населения.

В неполной семье не только чаще возникают материальные проблемы, отражающиеся на хозяйственно-организаторской  функции, но, что более опасно, возникает  дефицит полноценных семейных отношений. При отсутствии одного из родителей  ребенок не всегда может получить полноценное общение, удовлетворить  в полной мере потребности в совместном проведении досуга, почувствовать психологическую  защищенность.

Кроме того, в неполной семье в урезанном  виде реализуется функция социализации, поскольку ребенок лишен положительного образца для подражания в освоении роли семьянина. Чтобы не повторить  в будущем неудачи в организации  семейной жизни, детям из неполных семей  приходится учиться на собственных  ошибках и на ошибках своих  родителей.

По мнению Г.С. Гончаровой, одинокая мать имеет более выраженную установку на воспитание детей, чем мать в полной семье. Процесс воспитания и вся система отношений матери с детьми эмоционально более насыщена [3, С. 58]. Таким образом, мать стремится своим влиянием, своей любовью, своей заботой компенсировать то, что по ее мнению, дети недополучают из-за отсутствия отца. По отношению к детям такая мать занимает опекающую, охранительную, контролирующую, сдерживающую инициативу ребенка позицию. Это способствует формированию эмоционально ранимой, безынициативной, несамостоятельной, поддающейся внешним влияниям, «извне управляемой» эгоистической личности.

Нельзя сбрасывать со счетов и влияния  внешней среды. Как отмечает Л.И. Савинов, ребенок из неполной семьи чаще оказывается объектом нравственно - психологического давления со стороны детей из благополучных полных семей, что ведет к формированию чувства неуверенности, а нередко и озлобленности, агрессивности. [6, С. 99]. Таким образом, родителю необходимо понимать, что у такого ребенка может не сформироваться альтруистические и гуманистические качества, черты, без которых невозможно создание уже собственной благополучной семейной обстановки. Формирование личности ребенка еще более осложняется в том случае, если он был свидетелем или участником всех семейных конфликтов и скандалов, которые привели его родителей к разводу.

Отсутствие мужчины в семье  особенно деформирует процесс социализации мальчиков, для которых в ней  не оказывается естественной социальной модели для подражания. Как отмечает Н.И. Башкирова, еще сложнее процесс социализации детей происходит там, где мать настойчиво пытается «устроить» свою судьбу. В семье часто появляются новые «дяди». Некоторые из них поселяются в квартире, перестраивают на свой лад их семейный быт, требуют от ребенка определенного отношения к себе, а потом уходят. Их место занимают другие, и все начинается сначала [7, С.153]. Необходимо отметить, что в данной ситуации ребенок оказывается заброшенным. Он чувствует себя никому не нужным. В таких условиях не исключено формирование личности человеконенавистника, правонарушителя, преступника.

Таким образом, в обыденном сознании «неполная» семья понимается как семья, в  которой забота о детях и защита их интересов осуществляется либо одним  из родителей, либо родственниками и  иными лицами, проживающими совместно  с этими детьми. Установить истинное число неполных семей весьма трудно и возможно только всеобщей переписью населения.

В неполной семье не только чаще возникают материальные проблемы, отражающиеся на хозяйственно-организаторской  функции, но, что более опасно, возникает  дефицит полноценных семейных отношений. При отсутствии одного из родителей  ребенок не всегда может получить полноценное общение, удовлетворить  в полной мере потребности в совместном проведении досуга, почувствовать психологическую  защищенность.

 

 

 

1.2 Проблемы неполных  семей 

 

Семья является одним из главных институтов воспитания ребенка, поскольку именно в семье ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из других институтов воспитания не может сравниться с семьей. Но на сегодняшний день наблюдается стремительный рост количества разводов как в России, так на Западе.

Так, по данным статистики, за последние годы резко возрастает число детей дошкольного возраста, которые воспитываются в неполных семьях, где, в подавляющем большинстве, воспитателем является мать [4]. Отсюда и многочисленные проблемы, с которыми сталкиваются одинокие родители, мать не в состоянии реализовать одновременно обе родительские позиции - материнскую и отцовскую. В свою очередь, эти особые условия жизни ребенка отражаются на особенностях его личностного развития.

Среди проблем  неполных семей в большинстве  случаев особенно остро стоит  проблема экономического характера (материальные трудности, испытываемые семьей).

Так, по мнению Л.М. Волковой, женщина - мать, воспитывающая ребенка без отца, чаще всего сама должна нести ответственность за благосостояние своей семьи. Это связано с тем, что размер социальных выплат, осуществляемый государством (пособия и проч.) остается низким. С другой стороны, размер алиментов и регулярность их получения также остается невысокой. Как результат этого - женщина в отсутствие помощи со стороны, вынуждена ориентироваться на обеспечение материального благополучия семьи [8, С. 104]. Исходя из этого, женщине приходится посвящать довольно много времени работе и гораздо меньше детям. Из-за такой чрезмерной занятости и трудовой перегруженности матери дети предоставлены сами себе.

По данным Л.М. Волковой дети из неполных семей значительно чаще, чем дети из полных, подвержены острым и хроническим заболеваниям, протекающим в более тяжелой форме [8, С. 107]. Это связано не столько с влиянием послеразводного стресса, а с низкой медицинской активностью одного из родителей. Оказавшись один, родитель вынужден заботиться о материальной стороне благополучия семьи в ущерб обязанностям воспитания и укрепления здоровья детей.

У детей  из неполных семей наблюдается также  деформация идентификации с родителями. Так, по мнению Е.Р. Ярской-Смирновой, около 40% детей из неполных семей категорически не желающих быть похожими на кого-либо из родителей, в то время как дети из полных семей – менее 30%. [9, С. 70]. Анализируя вышесказанное, можно отметить, что данные показатели отражают проблемы воспитания, имеющие место в семьях с одним родителем. Среди них - заниженный авторитет как совместно проживающего с ребенком родителя, так и отсутствующего в семье. Все это повышает степень риска при взаимодействии детей из неполных семей с социальным окружением, деформируют развитие личности ребенка.

Изучение  детей из неполных семей также  свидетельствуют, что такие дети испытывают затруднения в следовании полоролевым моделям, соответствующим  полу. Так, по мнению Д.Н. Журавлева, у мальчиков, потерявших отца до пяти лет, это проявляется в большей психологической зависимости от окружающих, пониженном уровне самоконтроля, импульсивности, невысоком предпочтении мужских видов деятельности. У девочек наблюдаются сложности в сфере гетеросексуальных отношений (в дальнейшем они могут испытывать трудности в установлении взаимоотношений с мужчинами). С другой стороны, у девочек, которых воспитывает одна мать, могут создать искаженное представление о мужчинах [10, С. 215]. Таким образом, если у девочки воспитывалось представление о мужчине по принципу неприязненного отношения матери к бывшему мужу, то у ребенка может возникнуть общее деформированное представление об интимных отношениях. Но даже и без такого воспитания существует опасность, что девочка из-за отсутствия собственного отца создаст свой идеал мужчины, чаще всего мало реалистичный, больше похожий на образы героев художественных произведений, кинофильмов или телепередач.

Информация о работе Этические основы социальной работы с неполными семьями