Этические проблемы трансплантологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:38, практическая работа

Описание работы

Одна из таких ситуаций - стремительный выход трансплантации на уровень массовой практики и столь же стремительный рост деклараций и документов этического характера, принимаемых профессиональными ассоциациями, инструкций и новых законов, которые разрабатывает и предлагает современное право и принимают современные государства Европы и Америки, Азии и Африки.

Файлы: 1 файл

Этические проблемы трансплантологии.pptx

— 986.07 Кб (Скачать файл)

Этические проблемы трансплантологии

В.В. Розанов  утверждал: "Смерть так же метафизична, как и зачатие». Для религиозного сознания это очевидно. Для антропоцентризма данное суждение приобретает смысл  лишь в конкретных ситуациях.

Одна из таких ситуаций - стремительный выход  трансплантации на уровень массовой практики и столь же стремительный  рост деклараций и документов этического характера, принимаемых профессиональными  ассоциациями, инструкций и новых  законов, которые разрабатывает  и предлагает современное право  и принимают современные государства  Европы и Америки, Азии и Африки. В 1992 году в России также начинает действовать специально разработанный  Закон РФ "О трансплантации органов  и (или) тканей человека".

Нельзя не обратить внимание, что даже такие  выдающиеся открытия, как изобретение, например, шприца и игл, или использование  рентгеновского излучения, или открытия микробиологии и бактериологии, и даже формирование "эры антибиотиков", не сопровождались созданием и принятием  новых законодательных актов. Это  свидетельствует о том, что выход  трансплантации на уровень "физического" управления смертью человека является не узкоспециальным, частным медицинским  вопросом, но серьезной социокультурной  проблемой.

В чем заключается  это "физическое" управление?  
Биологическая смерть определяется как "состояние необратимой гибели организма" и традиционно исчисляется единством трех признаков: прекращением сердечной деятельности (исчезновение пульса на крупных артериях; прекращение биоэлектрической активности сердца); прекращением дыхания; исчезновением всех функций центральной нервной системы. В 1959 году французские невропатологи Моллар и Гулон описали состояние запредельной комы, что было началом становления концепции "смерти мозга".

В течение 20 лет вопрос о тождестве понятий "биологическая смерть" и "смерть мозга" не стоял. Это четко зафиксировано  в Большой Медицинской Энциклопедии: "Понятие "смерть мозга" не идентично  понятию "биологическая смерть", хотя наступление биологической  смерти в этих случаях неизбежно". В 80-е годы под влиянием целей  и задач трансплантологии начинается процесс сближения этих понятий. Н.В. Тарабарко констатирует, что  в 80-х годах "концепция смерти мозга как биологической смерти индивидуума применительно к  задачам трансплантации была законодательно закреплена во многих странах"

Если общество принимает "прагматическую смерть мозга", то нет оснований не придерживаться аналогичной логики и при решении  вопроса об искусственном поддержании  умершего в его жизненных функциях до тех пор, пока его органы не станут необходимы, и лишь после "забора" или "изъятия" (опять же искусственно) обеспечить смерть, теперь уже биологическую.

"Прагматический" исход трансплантации в значительной  степени способствует формированию  у медицины, наряду с традиционно  здравоохранительной, новой функции  - смертеобспечения. А это, в свою очередь, равнозначно принципиальной переоценке отношения общества к медицине и здравоохранению, пациента к врачу, переосмыслению традиционного социального доверия к этической безупречности врачевания. 
 

В настоящее  время трансплантация - одно из направлений  практического здравоохранения. По данным IX Всемирного конгресса трансплантологов (1982 г.) пересажено сотни сердец (723), десятки тысяч почек (64000) и т.д. Пока трансплантологические операции исчислялись единицами и носили экспериментальный характер, они вызывали удивление и даже одобрение.

Расширение  практики трансплантологии не снимает  антропологическую "остроту" и  сопровождается усилением этико-правовой напряженности вокруг этого вида медицинской деятельности.

Этика-правовые принципы трансплантации человеческих органов  
 
С 1937 года по 1992 годы в России действовало Постановление Совнаркома "О порядке проведения медицинских операций", согласно которому тела граждан после смерти становились как бы собственностью государства и практически автоматически обслуживали "интересы науки и общества".

В 1992 году законодательство России в сфере медицины было приведено  в соответствие с принципами защиты прав и достоинства человека, разработанными Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).  
Основываясь на рекомендациях ВОЗ, Закон РФ "О трансплантации органов и(или) тканей человека" вводит презумпцию согласия (неиспрошенное согласие), согласно которой забор и использование органов из трупа осуществляется, если умерший при жизни не высказывал возражений против этого, или если возражения не высказывают его родственники. Отсутствие выраженного отказа трактуется как согласие, т.е. каждый человек практически автоматически превращается в донора после смерти, если он не высказал своего отрицательного отношения к этому.

"Презумпция  согласия" является одной из  двух основных юридических моделей  регулирования процедурой получения  согласия на изъятие органов  от умерших людей.

Второй моделью  является так называемое "испрошенное  согласие", которое означает, что  до своей кончины умерший явно заявлял о своем согласии на изъятие  органа, либо член семьи четко выражает согласие на изъятие в том случае, когда умерший не оставил подобного  заявления.  
Доктрина "испрошенного согласия" предполагает определенное документальное подтверждение "согласия". Примером подобного документа являются "карточки донора", получаемые в США теми, кто высказывает свое согласие на донорство. Доктрина "испрошенного согласия" принята в законодательствах по здравоохранению США, Германии, Канаде, Франции, Италии.

Состояние "дефицита донорских  органов"  
хроническое несоответствие между их «спросом» и «предложением» заставляет специалистов-трансплантологов искать, определять и прокладывать "пути" к стабильным источникам донорского материала.

Один из путей приводит к необходимости  определения "момента смерти", что значительно расширит, с точки  зрения специалистов, возможности получения  органов для трансплантации. Еще  одним путем становится "ранняя констатация смерти мозга" и выявление "потенциальных доноров".

Эти два  пути определяют движение в направлении  к прагматическому отношению  к смерти человека.  
Оно связано с возможностью таких, например, последствий, как утверждение прагматико-потребительного отношения к человеку, тело или части тела которого становятся объектом коммерческих сделок. Характерно, что сами трнсплантологи на основании несложных расчетов приходят к выводу: "Приобретение и использование живых почек и роговиц оказывается значительно доходнее, чем промышленное предпринимательство"

Формой противостояния коммерциализации трансплантации является запрет на трансплантацию донорских  органов от живых неродственных  индивидуумов в Законе "О трансплантации". 
запрет на куплю-продажу органов (или) тканей человека, зафиксированный в статье 1 Закона РФ "О трансплантации"

Либеральная позиция!

Либеральная позиция сводится к оправданию, обоснованию, пропаганде трансплантации как нового направления в медицине. В качестве характерного примера либерального основания донорства может быть приведена концепция "физиологического коллективизма", разработанная в 30-е годы А. Богдановым, организатором  первого в мире Института переливания  крови. 
 
Согласно этой концепции, донорство - это новая этическая и социальная норма, а переливание крови - один из способов "братания людей" (буквального) и создания из отдельных индивидуумов общества как (опять же буквального) единого "социального организма". 

Спасибо за внимание!

Информация о работе Этические проблемы трансплантологии