Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 00:02, реферат
1. Что есть этический кодекс?
2. Этический кодекс Международной Тренинговой Корпорации «Резидент»
3. Этический кодекс Студенческого совета ГУУ
Этический кодекс организации
Содержание
1. Что есть этический кодекс?
2. Этический кодекс
3. Этический кодекс
1. Что есть этический кодекс?
Этический кодекс, по сути , является сводом правил и норм поведения, которые разделяют участники группы. С помощью кодекса задаются определенные модели поведения и единые стандарты отношений и совместной деятельности.
Первыми универсальными кодексами, представляющими собой набор общечеловеческих ценностей, были своды религиозных правил (Десять заповедей Ветхого завета). Одним из первых профессиональных этических кодексов стала клятва Гиппократа - кодекс врачей.
В настоящее время наиболее распространены два вида этических кодексов - профессиональные и корпоративные, которые регулируют отношения людей внутри данных групп.
Потребность в частных
кодексах (например, кодексы объединений,
профессий) возникла в связи с
тем, что универсальных норм было
недостаточно для регулирования
человеческого поведения в
Проблема взаимоотношений между работодателями, наемными работниками, предприятиями не нова. Еще в 1912 г. российскими предпринимателями был разработан свод этических правил - «Семь принципов ведения дел в России».
1. Уважай власть. Власть
— необходимое условие для
эффективного ведения дел. Во
всем должен быть порядок. В
связи с этим проявляй
2. Будь честен и правдив.
Честность и правдивость —
фундамент предпринимательства,
3. Уважай право частной
собственности. Свободное
4. Люби и уважай человека.
Любовь и уважение к человеку
труда со стороны
5. Будь верен своему
слову. Деловой человек должен
быть верен своему слову: «
6. Живи по средствам.
Не зарывайся. Выбирай дело
по плечу. Всегда оценивай
7. Будь целеустремленным.
Всегда имей перед собой ясную
цель. Предпринимателю такая цель
нужна как воздух. Не отвлекайся
на другие цели. Служение «двум
господам» противоестественно. В
стремлении достичь заветной
цели не переходи грань
Первопричина этических
проблем в бизнесе - противоречия
в интересах заинтересованных групп.
Бизнес включает в себя экономические
отношения между многими
В трудовых отношениях периодически
возникают ситуации, когда сталкиваются
представления людей о морали,
т.е. каждый индивид имеет свое понимание
плохого и хорошего, справедливости,
долга и ответственности. Кодекс
корпоративной этики должен быть
встроен в систему бизнеса
и выступать носителем
И.Стернин, эксперт департамента
организационной культуры и внутренних
коммуникаций Центра коммуникативных
технологий «PRопаганда» (участвовал в
проектах разработки и внедрении
этических кодексов в компаниях
«РУСАЛ», «ТНК-ВР», «Киришская ГРЭС», «УралСиб»),
считает, что этический кодекс компании
– это «свод корпоративных
ценностей и поведенческих
Наталья Панферова, руководитель департамента организационной культуры и внутренних коммуникаций ЦКТ «PRопаганда», выделяет три основные функции этического кодекса.
1. «Повышение качества
взаимоотношений между
2. «Усиление корпоративной
идентичности». Например, крупным
предприятиям с многочисленным
штатом сотрудников «важно
Кодекс корпоративной этики - значимый фактор развития корпоративной культуры. Кодекс может транслировать ценности компании всем сотрудникам, ориентируя их на единые корпоративные цели, тем самым повышая корпоративную идентичность.
3. «Репутационная составляющая»,
демонстрация прозрачности
Западные компании давно осознали необходимость внедрения этического кодекса, определяющего основы делового поведения, что позволяет им достичь преимущества в бизнесе. В нашей стране в силу недостаточного государственного контроля и сложившихся традиций этике делового поведения на предприятии не уделяют должного внимания.
«Этический кодекс появляется
в компании, когда она расширяется
и перед Генеральным Директором
возникает необходимость
Также известно, что в трудовом контракте любого предприятия имеют место острые углы, которые скрываются. С другой стороны, есть КЗоТ, документ, делающий и работника, и компанию уязвимыми перед официальными органами. Для разрешения этого противоречия, компания создает перечень этических норм. Принимая его новый сотрудник, или работник, продлевающий трудовой контракт, знает, что принято, а что не принято делать в компании. Подписывая документ они знают, чего им ждать от работы в компании.
Для разработки и внедрения этического кодекса компании могут выбрать один из трех путей.
1. Привлечь внешних экспертов-
2. Разработать и внедрить
кодекс этики с помощью
3. Собственными силами
разрабатывать и внедрять
На деле часть компаний обращаются в консалтинговые агентства, консультанты которых собирают мнения и предложения коллектива, анализируют их и через 1-4 месяца предлагают руководству компании «корпоративную конституцию».
Другие компании заимствуют типовые кодексы той или иной отрасли (кодексы медиков, психологов, кадровиков, преподавателей), редактируют их и получают собственный свод внутрикорпоративных правил.
При подготовке этического кодекса руководители компании высшего и среднего звена знакомятся с аналогичными документами, действующими на других предприятиях, выявляют традиции, которые сложились в компании, этические моменты, имеющиеся в корпоративной культуре, привносят то, что хотелось бы видеть в идеале.
Основная задача этического кодекса заключается в создании комфортных условий труда, благоприятного психологического климата в компании. С помощью этического кодекса можно сплотить всех членов коллектива, сформировать корпоративную культуру. Сотрудникам, усвоившим законы фирмы, проще разобраться в сложных рабочих ситуациях, а новичку легче влиться в коллектив и понять, чего от него здесь ждут.
Разрабатывать и внедрять этический кодекс рекомендуется в четыре этапа.
1. Исследование. В компании
проводится диагностика
2. Разработка концепции.
Руководство компании создает
«образ идеального сотрудника»
– описывает его желаемое
Таким образом создается база собственных представлений об этических нормах в компании.
Дальнейшая работа поручается
службе персонала, которая формулирует
основные положения этического кодекса.
При разработке этического кодекса
целесообразно вовлечь в
3. Обсуждение, корректировка
и принятие. Всех сотрудников
знакомят с проектом кодекса,
проясняют его необходимость
для каждого работника и
4. Внедрение. Создается
система исполнения кодекса
Весь свод этических правил
полностью принимается
После принятия и внедрения этического кодекса, при необходимости, в него можно вносить изменения. Например, у компании появился новый вид деятельности или открылся филиал в другой стране. К кодексу этики необходимо сделать дополнения, которые снизят вероятность возникновения конфликтов и этических проблем, связанных с новыми направлениями деятельности. Изменения оформляются приложением к основному тексту этического кодекса.
За основу «внутрифирменной конституции» берутся общие этические принципы, сформированные Национальным фондом «Российская деловая культура» в конце 1990-х годов. Документ получил название «12 принципов ведения дела в России» и был положен в основу этических норм многих отечественных фирм.
12 ПРИНЦИПОВ ВЕДЕНИЯ ДЕЛА В РОССИИ
Личные принципы
1. Прибыль важна, но честь дороже прибыли.
2. Уважай участников общего дела – это основа отношений с ними и самоуважения.
3. Воздерживайся от насилия
и угрозы применения насилия
как способов достижения