Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 19:11, доклад
Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога. Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний и в то же время защитить психологов и практическую психологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвекцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством.
Этический кодекс педагога-психолога
Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России
Общие положения
Данный
Этический кодекс распространяется
на все профессиональные виды деятельности
педагога-психолога системы
Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога. Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний и в то же время защитить психологов и практическую психологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвекцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством.
Изучение Этического кодекса входит в базовую профессиональную подготовку практического психолога образования.
Для решения
возникающих этических проблем
создается Комиссия по этике в
составе регионального научно-
Основные этические принципы деятельности психолога
Этические принципы призваны обеспечить:
Основными этическими принципами являются:
1. Принцип конфиденциальности.
2. Принцип компетентности.
3. Принцип ответственности.
4. Принцип
этической и юридической
5. Принцип
квалификационной пропаганды
6. Принцип благополучия клиента.
7. Принцип профессиональной кооперации.
8. Принцип
информирования клиента о
Данные
принципы согласуются с
1. Принцип конфиденциальности
1. Информация,
полученная психологом в
2. Лица,
участвующие в психологических
исследованиях, тренингах и
3. Участие
обучающихся, воспитанников,
4. Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности.
5. Отчеты
о профессиональной
6. На
присутствие третьих лиц во
время диагностики или
7. Администрация
органа управления
2. Принцип компетентности
1. Психолог
четко определяет и учитывает
границы собственной
2. Психолог
несет ответственность за
3. Принцип ответственности
1. Психолог
осознает свою
2. Проводя исследования,
психолог заботится прежде
3. Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством.
4. Психолог несет
профессиональную
5. Психолог в
публичных выступлениях не
6. Психолог
может не информировать
7. При
принятии решения об оказании
психологической помощи
4. Принцип этической и
1. Психолог
планирует и проводит
2. В случае расхождения между нормами данного Кодекса и обязанностями, вменяемыми ему администрацией образовательного учреждения, психолог руководствуется нормами данного Кодекса. Подобные случаи доводятся до сведения администрации учреждения, где работает психолог, и профессиональной психологической общественности (методического объединения) или областного научно-методического совета службы практической психологии.
3. Нормы
данного Кодекса
4. Психолог
может выполнять свои
5. Принцип квалифицированной
1. В любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих психологического образования, следует избегать избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов его работы. Подобная информация возможна только в сообщениях для специалистов.
2. Во всех сообщениях психолог должен отражать возможности методов практической психологии в соответствии с реальным положением дел. Следует воздерживаться от любых высказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания от психолога.
3. Психолог обязан пропагандировать достижения психологии профессионально и точно в соответствии с действительным состоянием науки на данный момент.
6. Принцип благополучия клиента
1. В
своих профессиональных
2. Психолог
в ходе профессиональной
3. В
профессиональной деятельности
психолога образования приорите
4. Психолог
придерживается
7. Принцип профессиональной
1. Работа
психолога основывается на прав
2. Психолог
воздерживается от публичных
оценок и замечаний о
3. Если
этическое нарушение не может
быть устранено неформальным
путем, психолог может вынести
проблему на обсуждение
8. Принцип информирования
1. Психолог информирует клиента о целях и содержании психологической работы, проводимой с ним, применяемых методах и способах информации, чтобы клиент мог принять решение об участии в этой работе. В случаях, когда психологическая процедура осуществляется с детьми до 16 лет, согласие на участие в ней ребенка должны дать родители или лица, их заменяющие.
2. В процессе профессиональной деятельности психолог высказывает собственные суждения и оценивает различные аспекты ситуации в форме, исключающей ограничение свободы клиента в принятии им самостоятельного решения. В ходе работы по оказанию психологической помощи должен строго соблюдаться принцип добровольности со стороны клиента.
3. Психолог
должен информировать
4. Для
получения согласия клиента на
психологическую работу с ним
психолог должен использовать
понятную терминологию и
5. Заключение по результатам обследования не должно носить категорический характер, оно может быть предложено клиенту только в виде рекомендаций. Рекомендации должны быть четкими и не содержать заведомо невыполнимых условий.
6. В
ходе обследования психолог