СОДЕРЖАНИЕ
1 Этический кодекс психолога России
3
2 Нарушение этического кодекса
России
15
3 Клятва российского психолога
16
Библиографический список
17
1. ЭТИЧЕСКИЙ
КОДЕКС ПСИХОЛОГА
Настоящий Этический
кодекс психолога принят “14” февраля
2012 года V съездом Российского психологического
общества.
Преамбула
Этический кодекс психолога
Российского психологического общества составлен
в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, Федеральным законом Российской
Федерации № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года «О
персональных данных», Уставом Российского
психологического общества, Всеобщей
декларацией прав человека, Хельсинкской
декларацией Всемирной медицинской ассоциации
«Этические принципы проведения медицинских
исследований с участием людей в качестве
субъектов исследования», международной
Универсальной декларацией этических
принципов для психологов, Этическим метакодексом
Европейской федерации психологических
ассоциаций.
Консультативным и регулирующим
органом Российского психологического
общества по вопросам профессиональной
этики психолога является Этический
комитет Российского психологического общества.
В настоящем Этическом
кодексе термин «Психолог» относится
к лицу, имеющему высшее психологическое
образование.
В настоящем Этическом
кодексе термин «Клиент» относится
к лицу, группе лиц или организации,
которые согласились быть объектом
психологических исследований в личных, научных,
производственных или социальных интересах
или лично обратились к Психологу за психологической
помощью.
Действие данного Этического
кодекса распространяется на все
виды деятельности психологов, определенные
настоящим Этическим кодексом. Действие данного
Этического кодекса распространяется
на все формы работы Психолога, в том числе
осуществляемые дистанционно или посредством
сети Интернет.
Профессиональная деятельность
психолога характеризуется его
особой ответственностью перед клиентами, обществом и психологической
наукой, и основана на доверии общества,
которое может быть достигнуто только
при соблюдении этических принципов профессиональной
деятельности и поведения, содержащихся
в настоящем Этическом кодексе.
Этический кодекс психологов служит: для внутренней
регуляции деятельности сообщества психологов;
для регуляции отношений психологов с
обществом; основой применения санкций
при нарушении этических принципов профессиональной
деятельности.
1. Этические принципы психолога
Этика работы психолога
основывается на общечеловеческих моральных
и нравственных ценностях. Идеалы свободного
и всестороннего развития личности
и ее уважения, сближения людей, создания
справедливого, гуманного, процветающего
общества являются определяющими для деятельности психолога.
Этические принципы и правила работы психолога
формулируют условия, при которых сохраняются
и упрочиваются его профессионализм, гуманность
его действий, уважение людей, с которыми
он работает, и при которых усилия психолога
приносят реальную пользу.
1. Принцип уважения
Психолог исходит
из уважения личного достоинства,
прав и свобод человека, провозглашенных
и гарантированных Конституцией
Российской Федерации и международными
документами о правах человека.
Принцип уважения включает:
1. Уважение достоинства,
прав и свобод личности
- Психолог с равным уважением относится к людям вне зависимости от их возраста, пола, сексуальной ориентации, национальности, принадлежности к определенной культуре, этносу и расе, вероисповедания, языка, социально-экономического статуса, физических возможностей и других оснований.
- Беспристрастность Психолога не допускает предвзятого отношения к Клиенту. Все действия Психолога относительно Клиента должны основываться на данных, полученных научными методами. Субъективное впечатление, которое возникает у Психолога при общении с Клиентом, а также социальное положение Клиента не должны оказывать никакого влияния на выводы и действия Психолога.
- Психолог избегает деятельности, которая может привести к дискриминации Клиента по любым основаниям.
- Психологу следует так организовать свою работу, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили вреда здоровью и социальному положению Клиента и связанных с ним лиц.
2. Конфиденциальность
- Информация, полученная Психологом в процессе работы с Клиентом на основе доверительных отношений, не подлежит намеренному или случайному разглашению вне согласованных условий.
- Результаты исследования должны быть представлены таким образом, чтобы они не могли скомпрометировать Клиента, Психолога или психологическую науку.
- Психодиагностические данные студентов, полученные при их обучении, должны рассматриваться конфиденциально. Сведения о Клиентах также должны рассматриваться конфиденциально.
- Демонстрируя конкретные случаи своей работы, Психолог должен обеспечить защиту достоинства и благополучия Клиента.
- Психолог не должен отыскивать о Клиенте информацию, которая выходит за рамки профессиональных задач Психолога.
- Клиент имеет право на консультацию Психолога или работу с ним без присутствия третьих лиц.
- Неконтролируемое хранение данных, полученных при исследованиях, может нанести вред Клиенту, Психологу и обществу в целом. Порядок обращения с полученными в исследованиях данными и порядок их хранения должны быть жестко регламентированы.
3. Осведомленность и добровольное
согласие Клиента
- Клиент должен быть извещен о цели работы, о применяемых методах и способах использования полученной информации. Работа с Клиентом допускается только после того, как Клиент дал информированное согласие в ней участвовать. В случае, если Клиент не в состоянии сам принимать решение о своем участии в работе, такое решение должно быть принято его законными представителями.
- Психолог должен сообщать Клиенту обо всех основных шагах или лечебных действиях. В случае стационарного лечения Психолог должен информировать Клиента о возможных рисках и об альтернативных методах лечения, включая непсихологические.
- Видео- или аудиозаписи консультации или лечения Психолог может делать только после того, как получит согласие на это со стороны Клиента. Это положение распространяется и на телефонные переговоры. Ознакомление третьих лиц с видео-, аудиозаписями консультации и телефонными переговорами Психолог может разрешить только после получения согласия на это со стороны Клиента.
- Участие в психологических экспериментах и исследованиях должно быть добровольным. Клиент должен быть проинформирован в понятной для него форме о целях, особенностях исследования и возможном риске, дискомфорте или нежелательных последствиях, чтобы он мог самостоятельно принять решение о сотрудничестве с Психологом. Психолог обязан предварительно удостовериться в том, что достоинство и личность Клиента не пострадают. Психолог должен принять все необходимые предосторожности для обеспечения безопасности и благополучия Клиента и сведения к минимуму возможности непредвиденного риска.
- В тех случаях, когда предварительное исчерпывающее раскрытие информации противоречит задачам проводимого исследования, Психолог должен принять специальные меры предосторожности для обеспечения благополучия испытуемых. В тех случаях, когда это возможно, и при условии, что сообщаемая информация не нанесет вреда Клиенту, все разъяснения должны быть сделаны после окончания эксперимента.
4. Самоопределение Клиента
- Психолог признает право Клиента на сохранение максимальной автономии и самоопределения, включая общее право вступать в профессиональные отношения с психологом и прекращать их.
- Клиентом может быть любой человек в случае своей несомненной дееспособности по возрасту, состоянию здоровья, умственному развитию, физической независимости. В случае недостаточной дееспособности человека решение о его сотрудничестве с Психологом принимает лицо, представляющее интересы этого человека по закону.
- Психолог не должен препятствовать желанию Клиента привлечь для консультации другого психолога (в тех случаях, когда к этому нет юридических противопоказаний).
2. Принцип компетентности
Психолог должен
стремиться обеспечивать и поддерживать
высокий уровень компетентности
в своей работе, а также признавать границы своей компетентности
и своего опыта. Психолог должен предоставлять
только те услуги и использовать только
те методы, которым обучался и в которых
имеет опыт.
Принцип компетентности
включает:
1. Знание профессиональной этики
- Психолог должен обладать исчерпывающими знаниями в области профессиональной этики и обязан знать положения настоящего Этического кодекса. В своей работе Психолог должен руководствоваться этическими принципами.
- Если персонал или студенты выступают в качестве экспериментаторов в проведении психодиагностических процедур, Психолог должен обеспечить, независимо от их собственной ответственности, соответствие совершаемых ими действий профессиональным требованиям.
- Психолог несет ответственность за соответствие профессионального уровня персонала, которым он руководит, требованиям выполняемой работы и настоящего Этического кодекса.
- В своих рабочих контактах с представителями других профессий Психолог должен проявлять лояльность, терпимость и готовность помочь.
2. Ограничения профессиональной компетентности
- Психолог обязан осуществлять практическую деятельность в рамках собственной компетентности, основанной на полученном образовании и опыте.
- Только Психолог осуществляет непосредственную (анкетирование, интервьюирование, тестирование, электрофизиологическое исследование, психотерапия, тренинг и др.) или опосредованную (биографический метод, метод наблюдения, изучение продуктов деятельности Клиента и др.) работу с Клиентом.
- Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психолого-педагогического воздействия на уровне, достаточном, чтобы поддерживать у Клиента чувство симпатии, доверия и удовлетворения от общения с Психологом.
- Если Клиент болен, то работа с ним допустима только с разрешения врача или согласия других лиц, представляющих интересы Клиента.
3. Ограничения применяемых средств
- Психолог может применять методики, которые адекватны целям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию Клиента, условиям эксперимента. Психодиагностические методики, кроме этого, обязательно должны быть стандартизованными, нормализованными, надежными, валидными и адаптированными к контингенту испытуемых.
- Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание. Выбор методов не должен определяться научными пристрастиями Психолога, его общественными увлечениями, личными симпатиями к Клиентам определенного типа, социального положения или профессиональной деятельности.
- Психологу запрещается представлять в результатах исследования намеренно искаженные первичные данные, заведомо ложную и некорректную информацию. В случае обнаружения Психологом существенной ошибки в своем исследовании после того, как исследование было опубликовано, он должен предпринять все возможные действия по исправлению ошибки и дальнейшему опубликованию исправлений.
4. Профессиональное развитие
- Психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности и свою осведомленность в области этики психологической работы (исследования).
5. Невозможность профессиональной деятельности
в определенных условиях
- Если какие-либо обстоятельства вынуждают Психолога преждевременно прекратить работу с Клиентом и это может отрицательно сказаться на состоянии Клиента, Психолог должен обеспечить продолжение работы с Клиентом.
- Психолог не должен выполнять свою профессиональную деятельность в случае, когда его способности или суждения находятся под неблагоприятным воздействием.
3. Принцип ответственности
Психолог должен
помнить о своих профессиональных и научных
обязательствах перед своими клиентами,
перед профессиональным сообществом и
обществом в целом. Психолог должен стремиться
избегать причинения вреда, должен нести
ответственность за свои действия, а также
гарантировать, насколько это возможно,
что его услуги не являются злоупотреблением.
Принцип ответственности
включает:
1. Основная ответственность
- Решение Психолога осуществить исследовательский проект или вмешательство предполагает его ответственность за возможные научные и социальные последствия, включая воздействие на лиц, группы и организации, участвующие в исследовании или вмешательстве, а также непрямой эффект, как, например, влияние научной психологии на общественное мнение и на развитие представлений о социальных ценностях.
- Психолог должен осознавать специфику взаимодействия с Клиентом и вытекающую из этого ответственность. Ответственность особенно велика в случае, если в качестве испытуемых или клиентов выступают лица, страдающие от медикаментозной зависимости, или лица, ограниченные в своих действиях, а также, если программа исследования или вмешательства целенаправленно ограничивает дееспособность Клиента.
- Если Психолог приходит к заключению, что его действия не приведут к улучшению состояния Клиента или представляют риск для Клиента, он должен прекратить вмешательство.
2. Ненанесение вреда
- Психолог применяет только такие методики исследования или вмешательства, которые не являются опасными для здоровья, состояния Клиента, не представляют Клиента в результатах исследования в ложном, искаженном свете, и не дают сведений о тех психологических свойствах и особенностях Клиента, которые не имеют отношения к конкретным и согласованным задачам психологического исследования.