Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 13:32, реферат
Одним из основных способов внедрения этических норм и принципов в деловую практику, а также механизмом формирования корпоративной культуры являются этические кодексы.
Этический кодекс(лат. codex - книга) — свод нравственных норм, предписываемых к исполнению. В современных условиях в кодексе формулируются основные принципы и правила делового поведения.
В литературе обычно выделяют корпоративные, профессиональные, национальные и всемирные этические кодексы.
Регламент– совокупность правил, определяющих порядок деятельности предприятия.
Регламент можно классифицировать:
· Регулирующие деятельность предприятия (устав, учредительный договор)
· По информационному обеспечению: формы документов – делопроизводство
· Регулирующие порядок работы с техникой управления (паспорт, инструкция к эксплуатации, размещение)
· Нормирование процесса управления – организационные процессы, графики производства
· Регулирующие работу персонала – положения о подразделениях, модели рабочих мест, должностные инструкции, трудовые контракты. Если данные положения отсутствуют, то для наёмника есть крайне большой риск.
Особое место в этой группе имеют правила внутреннего трудового распорядка. Они регламентируют:
· порядок приема и увольнения, время труда и отдыха
· основные обязанности сотрудника и администрации
· меры поощрения и взыскания
Если вы прошли отбор, то вы должны ознакомиться с положением о внутреннем трудовом распорядке (ПВТР). Это может отражаться в контрактах. Для составления правил используются конституция, гражданский кодекс, устав, договор учредителей, постановления правительства по труду и социальным вопросам (ниже установленного минимума).
Правила внутреннего трудового распорядка:
1. Порядок приема-увольнения
2. Время труда и отдыха. Необходимая полная рабочая неделя от 40 часов. Если наблюдается работа по выходным, то зарплата за эти дни повышается в 2 раза от установленного минимума, или за их счет увеличивается количество отгулов, которые могут быть приурочены к отпуску. Если ежедневно работаете более (на 2-3 часа) 8 часов, то есть график ненормированный, то можете требовать соответствующих поощрений. Существует ежегодный отпуск, который может быть увеличен по решению администрации. Также отпуска могут предоставляться в связи с вступлением в брак (себя самого или близких родственников), смертью, рождением ребенка.
Меры поощрения и взыскания – объявляются приказом и заносятся в трудовую книжку. Существует несколько типов наказаний:
· замечание
· выговор
· строгий выговор
· увольнение
Опоздание 1 раз – письменное объяснение, иначе – выговор.
При приеме на работу необходима запись в трудовой книжке. Именно она характеризует дальнейшее поведение человека в организации. Отсутствие правомерно оформленной книжки ведет к нарушению закона. А это в свою очередь подвергает опасности безопасность государства.
Регламент управления персонала:
· положения о подразделениях
· правила
· должностные инструкции
· контракты
Положения о подразделениях крайне важны для службы управления персоналом. Так как именно она координирует работу по управлению и совершенствованию систем управления персоналом. Это положение регламентирует назначение, место подразделения предприятия, права и ответственность работников, форма поощрения работников предприятия. Но оно сочетается с реализацией, только когда они подписаны руководителем предприятия, есть его печать и прошиты, как и ПВТР.
17. Современные технологии социального развития персонала
Реализация современных технологий развития персонала организации может осуществляться в следующей последовательности:
I. Развитие персонала.
II. Оценка персонала проверенными методами, моделирование компетенций.
III. Управление эффективностью работы (Performance Management).
1. развитие персонала.
Услуги и продукты в области развития персонала, разработанные британской консалтинговой компанией A&DC и успешно применяемые во многих компаниях:
- Центры Развития используются для обучения и повышения эффективности работы уже действующих сотрудников, предварительно получив объективную оценку их сильных и требующих развития сторон из соответствующего набора компетенций. Основной результат Центра Оценки - решение о приеме на работу лучших из числа претендентов. Основной результат Центра Развития - обратная связь и планирование индивидуального развития. Другими словами, Центр Развития является начальным этапом обучения.
- Индивидуальный план развития составляется на основе таких процедур как: Центр Развития, Аттестация персонала, Оценка «360 градусов»
Преимущества Индивидуального плана развития для организации:
· поставленные в плане цели достигаются с большей вероятностью и наиболее эффективным способом;
· подчиненный чувствует заботу о себе и заинтересованность со стороны руководителя;
· происходит направленное развитие работника.
Преимущества Индивидуального плана развития для сотрудника:
· помогает согласовать и связать индивидуальные цели развития с целями отдела, региона и бизнеса;
· повышает мотивацию сотрудника в управлении собственным развитием;
· помогает сотруднику развиваться непрерывно, выбирая удобные для него способы обучения (самостоятельно, с наставником, видео- и аудиоматериалы и т. д.).
- Программы развития - возможность обучаться непрерывно, самостоятельно выбирая метод обучения и переключаясь с одного метода на другой в удобном для них режиме.
- Продукты по развитию:
- Практические рекомендации по развитию компетенций. Эти рекомендации содержат различные способы развития тех или иных компетенций. В них входят рекомендуемые действия и модели поведения, полезная литература, видео- и аудиоматериалы, которые помогут достичь успеха и развития необходимых компетенций.
- Эти руководства
В настоящее время готовые руководства охватывают следующие компетенции:
- лидерство;
- работа в команде;
- понимание бизнеса;
- убедительность в общении;
- креативность;
- планирование и организованность;
- анализ проблем;
- рациональность и
- межличностное понимание;
- стрессоустойчивость;
- ориентация на клиентов.
К современным программным продуктам по развитию персонала следует отнести Career Master. Это уникальный, инновационный процесс управления карьерой и личным развитием, включающий руководство по самообучению и простые в использовании инструменты управления данными. Career Master помогает пользователям планировать свою будущую карьеру и управлять ею с целью полностью реализовать свой потенциал и принести пользу, как себе, так и организации.
Career Master реализует пятиэтапный процесс RAPIDTM (Review, Analyze, Plan, Implement, Deliver- изучение, анализ, планирование, реализация, результат). Для наиболее эффективного использования руководства, как правило, проводится тренинг, состоящий из трех однодневных модулей.
Career Master может помочь сотрудникам концентрироваться на вкладе в деятельность компании на компетенциях, которые они должны демонстрировать на пути к личному и корпоративному успеху.
29. Сопротивления переменам
Изменения – это крайне трудный и болезненный процесс. Чем более глубокие и радикальные изменения происходят в организации, тем выше вероятность сопротивления
им. Причины сопротивления могут быть экономическими, организационными, личностными, социальными, политическими и др. Наиболее распространенными из них являются:
• чувство неопределенности будущего положения вследствие недостатка информации, пессимистичной оценки перспектив;
• ощущение угрозы социальным отношениям;
• нежелание изменять сложившиеся трудовые навыки. Формы сопротивления изменениям могут быть различны, например, неприкрытая оппозиция и возмущение, жалобы, равнодушие, снижение интенсивности труда, уход с работы и др. Они приведены в таблице 12.
Таблица 12
Формы сопротивления работников изменениям
Виды сопротивления |
Факторы сопротивления |
Логические, рациональные возражения |
Время, необходимое для адаптации |
Возможность создания нежелательных условий, например понижения квалификации | |
Экономические издержки в результате изменений | |
Сомнения в технической целесообразности изменений | |
Психологические, эмоциональные установки |
Страх неизвестности |
Неумение адаптироваться к переменам | |
Антипатия к менеджменту и другим агентам перемен | |
Неверие в других людей | |
Потребность в безопасности, желание сохранить статус-кво ("Сохранить статус-кво — значит оставить всё так, как есть".) | |
Социологические факторы, групповые интересы |
Политические коалиции |
Поддержка групповых ценностей | |
Локальные ограниченные интересы | |
Желание сохранить дружеские отношения |
Для преодоления сопротивления организационным изменениям и нововведениям
менеджеру рекомендуется использовать следующие принципы управления:
− следует максимально привлекать к управлению изменениями всю лояльно на-
строенную часть персонала;
− необходимо любым способом заинтересовать в изменениях лидеров неформальных групп;
− изменения нельзя начинать при временной напряженности в работе;
− изменения не должны быть неожиданными для персонала;
− первая информация об изменениях обязательно должна исходить от авторитетного источника;
− изменениями не должны руководить лица, лично материально в них заинтересованные (или полностью незаинтересованные);
− персонал должен знать все выгоды от изменений;
− следует открыто обсуждать идеи и направления изменений;
− менеджер должен любым путем облегчить персоналу тяготы изменений (трудоустраивать, направлять на переподготовку, давать дополнительное время для отдыха и т.п.);
− в разумных размерах необходимо использовать «подкуп», т.е. обещать материальные выгоды, замораживание сокращения штатов и др.;
− в состав инициативных рабочих групп следует вводить авторитетных, но скептически настроенных лиц;
− следует составлять и оглашать жесткие графики действий, формируя у персонала
установку на неизбежность организационных изменений;
− в отдельных случаях следует огласить санкции за сопротивление изменениям
Большое влияние на то, в какой мере руководству удается устранить сопротивление организационным изменениям, оказывают методы преодоления сопротивления. Набор этих методов варьируется от мягких (косвенное воздействие на сотрудников) до жестких (принуждение). В практическом менеджменте применение каждого метода требует анализа конкретной ситуации с учетом целей, задач, сроков, характера изменений, сложившегося в организации баланса сил.
Проведение изменений должно завершиться установлением статус-кво в организации. Поэтому важно не только устранить сопротивление изменениям, но и добиться, чтобы оно было поддержано сотрудниками организации и стало реальностью.
Одним из основных методов снижения уровня и распространенности сопротивления изменениям со стороны сотрудников организации считается привлечение их к процессу изменений на самом раннем этапе – при подготовке и принятии решений о них.