Этический рационализм Сократа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 18:15, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение этического рационализма Сократа. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующую задачу: 1) рассмотреть этический рационализм Сократа.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Этический рационализм Сократа……………………………………………4
Заключение……………………………………………………………………….9
Список литературы…………………………………………………………….10

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ - ЭТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ СОКРАТА.docx

— 26.73 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

1. Этический рационализм  Сократа……………………………………………4

Заключение……………………………………………………………………….9

Список литературы…………………………………………………………….10

 

Введение

       Слова "этика", "мораль", "нравственность" часто употребляются как синонимы, и этому способствует перевод слов "этос" и "моралис" с греческого и латинского как "обычай", "уклад", "порядок", "нрав". Однако в философии сложилась традиция различения этих понятий. Термины "мораль", "нравственность" здесь означают определенную сферу общественной и личной жизни, сферу культуры, а под "этикой" понимается исследование, изучение морали и ее обоснование.

       Важно подчеркнуть, что этика  - не просто учение о морали, но и моральное учение, ибо в зависимости от того или иного понимания морали формируется и само моральное состояние субъекта.

       Особая природа эстетики как  науки заключается в ее междисциплинарном характере. Трудность владения эстетическим знанием состоит в том, что оно являет собою одновременно "лед и пламень" - единство логической конструкции, высоких обобщений, известной нормативности, совмещающихся с проникновением в живые импульсы художественного творчества, реальные парадоксы художественной жизни, эмпирику социального и культурного бытия произведения искусства.

       Предпосылки античной этики создавались на протяжении многих столетий в устном народном творчестве, в пословицах и поговорках, мифах и сказках. Моральное учение формировалось как житейская мудрость, требовавшая определенной гармонии, порядка, меры.

        Целью данной работы является изучение этического рационализма Сократа. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующую задачу:

       1) рассмотреть этический рационализм  Сократа.

       Для написания данной работы и решения поставленной задачи использовалась литература многих авторов.

1.  Этический рационализм Сократа

 

       СОКРАТ (Афины, 469-399 гг. до н.э.) - знаменитый античный философ, учитель Платона, воплощенный идеал истинного мудреца в исторической памяти человечества. С именем Сократа связано первое фундаментальное деление истории античной философии на до- и после - Сократовскую («Досократики»), отражающее интерес ранних философов VI-V вв. к натурфилософии, а последующего поколения софистов V в. - к этико-политическим темам, главная из которых - воспитание добродетельного человека и гражданина. Сократ был близок софистическому движению. Учение Сократа было устным; все свободное время он проводил в беседах с приезжими софистами и местными гражданами, политиками и обывателями, друзьями и незнакомыми на темы, ставшими традиционными для софистической практики: что есть добро и что - зло, что прекрасно, а что безобразно, что добродетель и что порок, можно ли научиться быть хорошим и как приобретается знание (знание - это обобщенное, систематизированное теоретически выраженное отражение бытия). Об этих беседах мы знаем в основном благодаря ученикам Сократа - Ксенофонту и Платону [1,с.12].

         Основной  философский интерес Сократа  сосредоточивается на вопросе  о том, что такое человек,  что такое человеческое сознание. "Познай самого себя" - любимое  изречение Сократа. (Это изречение  было написано на стене храма  Аполлона в Дельфах, и, вероятно, не случайно до нас дошло  предание, что дельфийский оракул, будучи спрошен о том, кто  является мудрейшим из эллинов,  назвал Сократа)

       Задача Сократа - обнаружить не только субъективное, но и объективное содержание сознания и доказать, что именно последнее должно быть судьей над первым. Эта высшая инстанция именуется разумом; она способна дать не просто индивидуальное мнение, а всеобщее, общеобязательное знание. Но это знание человек может обрести только собственными усилиями, а не получить извне в качестве готового. Отсюда стремление Сократа искать истину сообща, в ходе бесед (диалогов), когда собеседники, критически анализируя те мнения, что считаются общепринятыми, отбрасывают их одно за другим, пока не придут к такому знанию, которое все признают истинным. Сократ обладал особым искусством - знаменитой иронией, с помощью которой он исподволь порождал у своих собеседников сомнение в истинности традиционных представлений, стремясь привести их к такому знанию, в достоверности которого они убедились бы сами. Целью критической работы ума Сократ считал получение понятия, основанного на строгом определении предмета. Так, он пытался определить, что такое справедливость, что такое добро, в чем состоит лучшее государственное устройство и т.д [4,с.175].

       Сократ не случайно столь много  внимания уделял выяснению содержания  таких понятий, как "справедливость", "добро", "зло" и т.д.  В центре внимания у него, как  и у софистов, всегда стояли  вопросы человеческой жизни, ее  назначения и цели, справедливого  общественного устройства. Философия  понималась Сократом как познание  того, что такое добро и зло.  Поиск знания о добром и  справедливом сообща, в диалоге  с одним или несколькими собеседниками  сам по себе создавал как  бы особые этические отношения  между людьми, собиравшимися вместе  не ради развлечения и не  ради практических дел, а ради  обретения истины [2,с.94].

       Сократ вел пропаганду своего этического рационализма. Разработка идеалистической морали составляет основное ядро философских интересов и занятий Сократа. В беседах и дискуссиях Сократ обращал внимание на познание сути добродетели. Как может человек жить, если он не знает, что такое добродетель? В данном случае познание сути добродетели, познание того, что есть "нравственное", являлось для него предпосылкой нравственной жизни и достижения добродетели. Сократ отождествлял мораль со знанием. Нравственность - знание того, что есть благо и прекрасное и вместе с тем полезное для человека, что помогает ему достичь блаженства и жизненного счастья. Нравственный человек должен знать, что такое добродетель. Мораль и знание с этой точки зрения совпадают. Для того, чтобы быть добродетельным, необходимо знать добродетель как таковую, как "всеобщее", служащее основной всех частных добродетелей.

       Таким образом, одним из отличительных признаков истинной философии и подлинного философа являлось по Сократу, признание единства знания и добродетели. И не только признание, но также стремление к реализации этого единства в жизни. Сообразно с этим, философия в понимании Сократа не сводилась к чисто теоретической деятельности, но включала в себя также практическую деятельность – правильный образ жизни, благие поступки. Эта позиция Сократа получила в философии определение – этический рационализм [5,с.132].

       Но философия - любовь к знанию - может рассматриваться как нравственная  деятельность в том только  случае, если знание само по  себе уже и есть добро. Именно  такой этический рационализм  составляет сущность учения Сократа.  Безнравственный поступок Сократ  считает плодом незнания истины: если человек знает, что именно  хорошо, то он никогда не поступит  дурно - таково убеждение греческого  философа. Дурной поступок отождествляется  здесь с заблуждением, с ошибкой,  а никто не делает ошибок  добровольно, полагает Сократ. И  поскольку нравственное зло идет  от незнания, значит, знание - источник  нравственного совершенства. Вот  почему философия как путь  к знанию становится у Сократа  средством формирования добродетельного  человека и соответственно справедливого  государства. Знание доброго - это, по Сократу, уже и значит  следование доброму, а последнее  ведет человека к счастью.

       Однако судьба самого Сократа, всю жизнь стремившегося путем знания сделаться добродетельным и побуждавшего к тому же своих учеников, свидетельствовала о том, что в античном обществе V века до н.э. уже не было гармонии между добродетелью и счастьем.

       Сократ, пытавшийся найти противоядие от нравственного релятивизма софистов, в то же время пользовался многими из приемов, характерных для них. В глазах большинства афинских граждан, далеких от философии и раздраженных деятельностью приезжих и своих собственных софистов, Сократ мало отличался от остальных "мудрецов", подвергавших критике и обсуждению традиционные представления и религиозные культы. В 399 году до н.э. семидесятилетнего Сократа обвинили в том, что он не чтит богов, признанных государством, и вводит каких-то новых богов; что он развращает молодежь, побуждая юношей не слушать своих отцов [3,с.162].

       За подрыв народной нравственности Сократа приговорили на суде к смертной казни. Философ имел возможность уклониться от наказания, бежав из Афин. Но он предпочел смерть и в присутствии своих друзей и учеников умер, выпив кубок с ядом. Тем самым Сократ признал над собой законы своего государства - те самые законы, в подрыве которых он был обвинен.

Характерно, что, умирая, Сократ не отказался от своего убеждения в том, что только добродетельный человек может быть счастливым: как повествует Платон, Сократ в тюрьме был спокоен и  светел, до последней минуты беседовал  с друзьями и убеждал их в том, что он счастливый человек.

       Сократ пытался найти в самом  сознании человека такую прочную  и твердую опору, на которой  могло бы стоять здание нравственности, права и государства после  того, как старый - традиционный - фундамент  был уже подточен индивидуалистической  критикой софистов.

       Современному человеку, окруженному со всех сторон благами, полученными как раз за счет исследования природы, тяжело понять врага изучения природы («космоса»). Но для Сократа все было наоборот. Он служил лучшим примером, чего может достичь человек, следующий его учению – познанию человеческого духа. Достаточно вспомнить образ жизни Сократа, нравственные и политические коллизии в его судьбе, его мудрость, воинскую доблесть и мужество, трагический финал. Слава, которой Сократ удостоился еще при жизни, легко переживала целые эпохи и, не померкнув, сквозь толщу двух с половиной тысячелетий дошла до наших дней.

 

 

Заключение

 

 

       Сократ был цельным человеком, для которого собственная жизнь была философской проблемой, а важнейшим из проблем философии был вопрос о смысле жизни и смерти. Не отделяя философии от действительности, от всех прочих сторон деятельности, он еще меньше повинен в каком бы то ни было расчленении самой философии. Его мировоззрение было столь же цельным, земным, жизненным, столь же полным и глубоким выражением духовной жизни и античного мира.

       В различные времена и вплоть до наших дней Сократа оценивали и оценивают по разному. Для одних он был и остается великим философом, для других – скучным моралистом, для третьих – политическим реакционером, который «за свою деятельность, направленную против афинской рабовладельческой демократии…был приговорен к смертной казни», для четвертых – передовым деятелем, который «и для теперешнего и для будущего поколений будет всегда источником жизни, нравственной силы и свободы».

       Не смотря на столь различные мнения о Сократе, Сократ и сегодня остается актуален.

 

Список  литературы

 

1)  Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для ВУЗов. – М.: ТЕИС, 1996.

2) Кессиди Ф.Х. Сократ. 2-е изд. М., 1988.

3) Нерсесянц В.С. Сократ. М., 1984.

4) Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарика, 1998.

5) Философия: Учебник для вузов/Под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2005.

 


Информация о работе Этический рационализм Сократа