Этический смысл счастья
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 17:17, статья
Описание работы
Счастье — состояние длительного удовлетворения от пережитого наслаждения и полноты жизни. Оно сопровождает каждый момент человеческой жизни человека как проявления высшей ценности. Поэтому оно тесно связано с судьбой человека. Именно в смысле цели всех устремлений человека счастье понималось в эпоху античности.
Файлы: 1 файл
Этический
смысл счастья
Счастье — состояние длительного удовлетворения
от пережитого наслаждения и полноты жизни.
Оно сопровождает каждый момент человеческой
жизни человека как проявления высшей
ценности. Поэтому оно тесно связано с
судьбой человека. Именно в смысле цели
всех устремлений человека счастье понималось
в эпоху античности.
Эвдемонизм (греч. eudemonia - блаженство)
— этическое направление, рассматривающее
счастье как мотив и цель всех стремлений
человека. Приверженцы эвдемонизма считали
счастливым того человека, чьи физические
и духовные способности могли беспрепятственно
развиваться. Благодаря всестороннему
развитию способностей человек достигал
высшего удовольствия, заслуживал уважения
современников и славную память потомков.
Представителями эвдемонизма в разное
время были Сократ, Эпикур, Б. Спиноза,
Г.В. Лейбниц, J1. Фейербах. Г. Спенсер и др.
Основы учения о счастье были
заложены и развиты античными школами
эпохи эллинизма: стоиками, эпикурейцами
и скептиками.
Счастье — бесстрастие и аскетический
образ жизни, сопровождающийся отречением
от земных чувств. В этом состоит суть
понимания природы счастья стоиками. Основным
принципом счастливой жизни, по их мнению,
должна стать апатия. Апатия (греч. apatheia - бесстрастие)
— независимость от чувств и страстей.
Поэтому счастливый образ жизни — удел
мудреца. Он всегда предан разуму, а его
высказывания правильны и беспристрастны.
Счастье — свобода от страстей и бесстрашие
перед смертью и смертельными муками.
Таков был идеал счастливой жизнискептиков. Он
основывался на принципе атараксии. Атараксия (греч. ataraxia - невозмутимость)
— нравственный принцип, согласно которому
счастье заключается в душевном спокойствии
и безмятежности. Путь к счастью лежит
через следование другому принципу —
принципу эпохе. Эпохе (греч. epoche - остановка
или начало развития) — воздержанность
от суждений, за которой следовала бестревожность.
Счастье — стремление к наслаждениям
и удовольствиям. Таково понимание счастья эпикурейцами, которые
выделяли два вида счастья:
высочайшее счастье, принадлежащее богам, его невозможно приумножить;
счастье, достижимое для человека и допускающее умножение.
Эпикурейцы видели не в каждом
наслаждении залог будущего счастья человека,
но только в тех из них, которые соответствуют
его разумной природе. Счастье невозможно
для человека, который живет неразумно,
так как разум — высшее благо для человека.
Нравственный смысл счастья
состоит в стремлении человека к радости,
наслаждениям и удовольствиям, но только
к тем, которые не наносят ущерба его духовному
и физическому здоровью. Счастье ведомо
человеческими желаниями, но не все они
нравственно оправданы и часто достигаются
в ущерб самому человеку и окружающим
его людям. В ином случае стремление к
счастью оборачивается несчастьем.
Несчастье — черта характера человека,
которая ведет к ошибкам, проступкам, невзгодам,
болезням или потерям близких людей. Погоня
за наслаждениями не гарантирует счастья
и, наоборот, самоотречение является более
близким путем к нему. В конечном итоге
счастье является результатом добродетельной
и согласующейся с нравственными ценностями
жизни.
Информация о работе Этический смысл счастья