Этическое поведение и культура поведения социального работника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 16:01, контрольная работа

Описание работы

Стандарты этического поведения социального педагога и социального работника определяют нормы их профессиональной деятельности в соответствии с этическими ценностями, принципами и правилами социальной работы. Эти стандарты не носят исчерпывающего характера.
Этическое поведение по отношению к профессии социального педагога и социального работника.
Социальный работник:
а) соблюдает Кодекс этики, утверждает ценности и правила, принципы и стандарты этического поведения, отстаивает, совершенствует и популяризирует их;

Содержание работы

1. Этическое поведение и культура поведения социального работника.
2. Понятие «этика» и «мораль» и их соотношение.
3. Категории морали: честность и справедливость.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Этика в социальной работе.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)

Исследуя природу  морали, этика взаимодействует с  другими разделами философии, а  также с другими науками (социологией, психологией, богословием и др.). Целостное изучение этого феномена предполагает проникновение не только в сферу разума человека, но также в сферу его чувств, так как в осмыслении нравственной жизни большую роль играют нравственные чувства человека, его вера в торжество добра и справедливости. Поэтому мораль исследуется психологией. Не менее значимыми в изучении морали являются социологические исследования, позволяющие выявлять механизмы изменения моральных ценностей в определённом социокультурном контексте. Этим, безусловно, не исчерпывается роль конкретнонаучных исследований морали в общем познавательном процессе, общей чертой которых является исследование в морали какой-либо стороны (воспитательной, психологической и т.д.). Этика же, являясь философской наукой, координирует усилия других наук в изучении морали, но в отличие от них исследует мораль как целостное явление.

 

3.   Категории морали: честность и  справедливость.

 

Среди высших нравственных ценностей немаловажное значение имеет  правда и тесно связанное с  ней понятие правдивости.

Слово «правда» перекликается с другими родственными ему словами – «правый», «правильный» и имеет, по меньшей мере три смысла.

Во-первых, оно  означает некоторый образцовый порядок  бытия и человеческих отношений, которому необходимо неукоснительно следовать  для того, чтобы на земле воцарилась гармония между людьми. В этом ракурсе содержание слова «правда» совпадает с понятием справедливости, хотя, пожалуй, в большей степени акцентирует момент идеальности и онтологической укоренённости названного образцового порядка. Именно в таком случае говорят «надо жить по правде» или «правда восторжествует». Правда является здесь чем-то вроде высшей инстанции, выносящей в конце концов свой приговор.

Второй смысл  понятия «правда» означает соответствие наших представлений объективному положению дел. Все знают с  детства, что надо «говорить правду», то есть не лгать, не искажать реальной картины событий, не сочинять небылиц, которые выдаются за факты. Тот, кто в этом смысле следует правде – не лжет и не обманывает, является правдивым человеком. Правдивость – это освещение событий или высказывание своих взглядов такими, как они есть, без подмены и камуфляжа. «То, что вчера произошла драка, – это правда» – в данном случае правдой является факт, о котором спрашивают, имел ли он место. Или: «То, что я люблю вас, – это правда» – правдивое признание утверждает факт внутренней жизни говорящего. Правда внешних и внутренних фактов позволяет индивидам общаться в рамках единого поля понимания, без недоумений, опасений и смыслового тумана. Правдивость делает индивидов доступными друг другу для совместного переживания и действия.

Есть еще  и третий смысл, в котором употребляется  слово «правда». Он указывает нам  на то, что «высшая правда» –  не абстрактна и каждый прикасается  к ней по-своему и со своих позиций.

Здесь уместно  сравнить правду и истину – два  понятия, которые, казалось бы, говорят нам об одном и том же. Однако между ними есть существенные различия. Об истине мы говорим, прежде всего, в теоретическом и научном знании. Истина – одна для всех, это устоявшееся представление о неких законах или законе, которые характерны для той или иной сферы действительности. Научной истине противостоит не обман, а заблуждение – неадекватное представление, возникшее в ходе познания, однако без чьего бы то ни было злого умысла. Заблуждение непреднамеренно, это лишь результат «блуждания ума», который в поисках истины забрел немного не туда. Старым истинам могут противостоять гипотезы, высказывающие «новые истины», но за гипотезами не стоит особый партикулярный интерес. Научные истины базируются на фактах, но не сводятся к ним, и, наконец, научные истины не переживаются остро эмоционально. При всей страстности отдельных ученых теоретические исследования – сфера разума и рассудка.

Впрочем, у вопроса  о лжи и правде есть и другая сторона. Всякую ли правду надо говорить в глаза человеку? Надо ли инвалиду громко объявлять, что он – инвалид, а некрасивой женщине, что она – некрасива? Можно ли создать что-нибудь на основе «правды», которая ранит и убивает? Это чисто нравственная проблема, которая может быть сформулирована так: зачем в каждом конкретном случае мы говорим правду и как мы ее говорим?

Бывают люди, которые очень любят «резать  правду-матку», попирая при этом чужое достоинство, унижая собеседника, мрачно сгущая обстоятельства и выставляя  на первый план свое превосходство. Но в этом случае речь не идет о правде, а только о злостном самоутверждении под флагом правды. Бедная, бедная правда, какие только пороки не рядятся в ее одежды! Видимо, о правде в подлинном смысле слова речь может идти только тогда, когда мы сообщаем об обстоятельствах максимально объективно, даем самую широкую панораму возможных следствий из наличной ситуации, поддерживаем уверенность и достоинство другого, какую бы правду мы ему ни сообщали. Глубоко правы философы Востока, которые считают, что правда должна быть всегда подана в достаточно приятной, вежливой форме, в противном же случае она из правды превращается в «кривду», а то и в откровенную ложь.

Справедливость в обществе понимается в различных аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость – категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием[2].

Аристотель  впервые разделил справедливость на уравнительную (справедливость равенства) и распределительную (справедливость пропорциональности). Эти аспекты справедливости сохраняют свое значение и в современных условиях.

Несправедливость  противоположна справедливости. Она  там, где человек принижен, его  права и достоинство не обеспечены, между людьми нет равенства, а блага, воздаяние за добро и зло распределяются непропорционально.

Справедливость  главенствует в профессиональной деятельности юристов. Само понятие "юстиция" по латыни означает справедливость (justitia). Юрист, таким образом, "представитель справедливости".

Справедливость  – этическая и правовая категория. "Эта категория, – пишет Е. А. Лукашева, – подчас объявляется  этиками как специфически моральная, а юристами – как специфически правовая".

Идея справедливости, требование справедливости пронизывают законодательство современного демократического общества. Правовое выражение требования справедливости содержится во Всеобщей декларации прав человека, в том числе применительно к деятельности суда. В частности, ст. 10 Декларации гласит: "Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом". Ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, формулируя общее требование справедливости к судам при производстве по уголовным и гражданским делам, конкретизирует его в виде минимума процессуальных гарантий для каждого обвиняемого в уголовном преступлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1.    Ананьев  Г.М. Социальная психология –  М., 1980

2.  Демидова Т.Е. Модель  социального общения: теория и  практика социальной работы –  М., 1993

3.   Демидова Т.Е. профессиональное общение социального работника – М., 1994

4.   Сафьянов В.И.  Этика общения – М., 1991

5.   Ханжина Е.В. Основы  социальной работы – М., 2001.

6.   Матюшин Г. Г."Этика.  Курс лекций" 2007.

7.   Максимов Л.В.  «Этическая мысль». - Вып. 4. - М.: ИФ РАН. 2003.

8.  Ефимов В.Т. Этика  и моралеведение // Вопросы философии. 1982.

 

 


Информация о работе Этическое поведение и культура поведения социального работника