Этическое учение Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:48, доклад

Описание работы

Учение Платона (427 - 347 до н. э.) - первая попытка систематизации этических идей, осуществленная на объективное-идеалистической основе. Разделяя рационалистическую установку своего учителя, Платон также ставит перед собой задачу определения общих понятий, избирая для этого дедуктивный метод исследования.
Сократ обнаружил несоответствие между существующим и должным в мире. Он выявил противоречие между общими моральными взглядами и их единичными воплощениями. Сократ так и не смог найти в реальном мире аналогов добра и красоты самих по себе. Платон продолжил исследование данной проблемы.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 15.11 Кб (Скачать файл)

Этическое учение Платона

Учение Платона (427 - 347 до н. э.) - первая попытка систематизации этических идей, осуществленная на объективное-идеалистической основе. Разделяя рационалистическую установку своего учителя, Платон также ставит перед собой задачу определения общих понятий, избирая для этого дедуктивный метод исследования.

Сократ обнаружил  несоответствие между существующим и должным в мире. Он выявил противоречие между общими моральными взглядами и их единичными воплощениями. Сократ так и не смог найти в реальном мире аналогов добра и красоты самих по себе. Платон продолжил исследование данной проблемы.

В результате философ приходит к обоснованию  дуализма мира: видимого мира явлений  и сверхчувственного потустороннего мира вечных идей.

Собственно  этическая концепция Платона  может быть разделена на две взаимосвязанные  части: индивидуальную этику и политическую (или социальную) этику. Первая представляет собой учение об интеллектуальном и  нравственном совершенствовании человека, связанном с гармонизацией его  души. Душа противопоставляется телу именно потому, что телом человек  принадлежит низшему чувственному миру, а душой может соприкасаться  с истинным миром - миром вечных идей, Главные стороны человеческой души являются основой добродетелей: разумная - мудрости, волевая - мужества, аффективная - умеренности. Добродетели, носящие  врожденный характер, - это своеобразные ступеньки гармонизации души и восхождения  к миру вечных идей. В этом восхождении - смысл человеческого бытия. Средством  возвышения является пренебрежение  к телесному, власть разума над страстями.

В учении Платона  о государстве наиболее отчетливо  проявляются мотивы совершенствования  земного бытия. Это учение, раскрывающее социальную этику Платона, по существу, является первой в истории философских  идей утопической концепцией.

Государство, по Платону, представляет сознательное усиление, концентрацию красоты и  справедливости. Это достигается  за счет выполнения людьми строго определенных функций, соответствующих их природным способностям, свойствам души. Душа, согласно Платону, включает три части: разумную, волевую и аффективную (вожделеющую).

В соответствии с преобладанием этих частей и  распределяются государственные функции. Управление принадлежит философам, у которых преобладает разумная душа. Воины, у которых преобладает  волевая часть души, обеспечивают защиту от врагов. Ремесленники и крестьяне, у которых преобладает аффективная  часть души, занимаются материальным производством. Платон признает, что  они обеспечивают государство необходимыми для жизни и других дел материальными  продуктами

Предполагая закрепление добродетелей за каждым сословием (правители должны обладать мудростью, воины - мужеством, низшее сословие - умеренностью) и благодаря жесткой  политической и соответственно моральной  иерархии в государстве должна реализоваться  высшая добродетель - справедливость, свидетельствующая, по мнению Платона, о социальной гармонии. В жертву социальной гармонии приносится интересы личности: в утопии Платона нет  места индивидуальности.


Информация о работе Этическое учение Платона