Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:48, доклад
Учение Платона (427 - 347 до н. э.) - первая попытка систематизации этических идей, осуществленная на объективное-идеалистической основе. Разделяя рационалистическую установку своего учителя, Платон также ставит перед собой задачу определения общих понятий, избирая для этого дедуктивный метод исследования.
Сократ обнаружил несоответствие между существующим и должным в мире. Он выявил противоречие между общими моральными взглядами и их единичными воплощениями. Сократ так и не смог найти в реальном мире аналогов добра и красоты самих по себе. Платон продолжил исследование данной проблемы.
Этическое учение Платона
Учение Платона (427 - 347 до н. э.) - первая попытка систематизации этических идей, осуществленная на объективное-идеалистической основе. Разделяя рационалистическую установку своего учителя, Платон также ставит перед собой задачу определения общих понятий, избирая для этого дедуктивный метод исследования.
Сократ обнаружил несоответствие между существующим и должным в мире. Он выявил противоречие между общими моральными взглядами и их единичными воплощениями. Сократ так и не смог найти в реальном мире аналогов добра и красоты самих по себе. Платон продолжил исследование данной проблемы.
В результате
философ приходит к обоснованию
дуализма мира: видимого мира явлений
и сверхчувственного
Собственно
этическая концепция Платона
может быть разделена на две взаимосвязанные
части: индивидуальную этику и политическую
(или социальную) этику. Первая представляет
собой учение об интеллектуальном и
нравственном совершенствовании человека,
связанном с гармонизацией его
души. Душа противопоставляется телу
именно потому, что телом человек
принадлежит низшему
В учении Платона о государстве наиболее отчетливо проявляются мотивы совершенствования земного бытия. Это учение, раскрывающее социальную этику Платона, по существу, является первой в истории философских идей утопической концепцией.
Государство, по Платону, представляет сознательное усиление, концентрацию красоты и справедливости. Это достигается за счет выполнения людьми строго определенных функций, соответствующих их природным способностям, свойствам души. Душа, согласно Платону, включает три части: разумную, волевую и аффективную (вожделеющую).
В соответствии
с преобладанием этих частей и
распределяются государственные функции.
Управление принадлежит философам,
у которых преобладает разумная
душа. Воины, у которых преобладает
волевая часть души, обеспечивают
защиту от врагов. Ремесленники и крестьяне,
у которых преобладает
Предполагая закрепление добродетелей за каждым сословием (правители должны обладать мудростью, воины - мужеством, низшее сословие - умеренностью) и благодаря жесткой политической и соответственно моральной иерархии в государстве должна реализоваться высшая добродетель - справедливость, свидетельствующая, по мнению Платона, о социальной гармонии. В жертву социальной гармонии приносится интересы личности: в утопии Платона нет места индивидуальности.