Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 10:17, реферат
В большинстве стран, имеющих богатый опыт делового общения, существует ряд строгих правил этикета, нарушение которых может повредить имиджу делового человека. Сейчас, когда в стране все более утверждается рыночная экономика, часть серьезных бизнесменов вынуждена обратиться к зарубежному опыту делового общения, чтобы не выглядеть нелепо на мировом рынке, предлагая свои товары и услуги.
С.Л Рубинштейн писал: «В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы как бы «читаем» его, т.е. расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющем свой внутренний психологический план.
1. Введение……………………………………………………………………3
2. Основы этики деловых отношений
2.1. Сущность и происхождение этики ……………………………………....4
2.2 Этика в рыночной экономике….……………………………………...….6 2.3. Управленческая этика ……………..………………………………...........7
2.4. Этика деловых отношений в разных культурах……………………...….8
Программированное задание № 5 «Этика деловых отношений в Японии»..9
3. Методы и средства делового общения
3.1. Этика делового общения в отраслях экономики…………………..…10
3.2. Речевой этикет……………………… ……………………………….....10
3.3. Деловые совещания ……………………………………….………..….11
3.4. Этика дистанционного общения.…………………………………..….12
3.5. Этика досуга делового человека ……………..…………………..…..13
4. Коммуникации, переговоры и этикет
4.1. Коллектив как социальная группа..………………………………..…14
4.2. Эффективные коммуникации……. ……………………………….....14
4.3. Деловые переговоры……………………………………. ………..….15
4.4. Дипломатический этикет …………………………………………..….15
4.5. Светский этикет……………………………….. …………………..…..16
5. Заключение………………………………………………………….….….18
6. Список использованной литературы…………………………………......19
3. Методы и средства делового общения.
3.1. Этика делового общения в отраслях экономики.
Этика делового общения – это совокупность принципов, правил и норм поведения деловых людей в разных социальных группах и отраслях экономики. На ее формирование оказывают влияние государство, рыночная экономика, демократизация общества и общественная мораль.
Государственная этика – совокупность этических ном, характеризующих стиль поведения и отношения государственных служащих внутри организации на основе государственных законов.
Социальная этика – это совокупность ценностно-нормативных представлений, в которых отражается отношение работников социальной сферы к труду и нормы поведения в своем учреждении.
Производственная этика – совокупность принципов и норм, регулирующих взаимоотношения участников трудового процесса. Производственная этика подразумевает соблюдение деловой морали и отрасли материального производства.
Коммерческая этика – совокупность нравственно – деловых правил, регулирующих отношения сторон в сфере обмана (коммерции, торговле, бытовом обслуживании).
Этика теневого бизнеса – сложившаяся в криминальной сфере совокупность определенных моральных принципов, соответствующих уголовной практике.
3.2. Речевой этикет.
Деловая риторика – прикладная часть риторики, которая ориентирована на обеспечение деловых людей правилами обращения со словом культурной речи.
Деловая беседа – форма словесного общения в области предпринимательства и менеджмента с заранее планируемым результатом коммуникации.
Дискуссия – обсуждение какого-либо спорного вопроса (проблемы), в котором каждая сторона, оппонируя мнение собеседника, аргументирует свою позицию и претендует на решение сложного вопроса.
Критика – форма контроля и оценки действий, которые не соответствуют требованиям, предъявляемым коллективом к личности.
3.3. Деловые совещания.
Совещание – это форма организации делового общения группы людей с целью обмена информацией и принятия коллективного управленческого решения. Существуют такие виды совещаний: инструктивное, оперативное (диспетчерское), проблемное (статистическое), научно-техническое.
На подготовительных этапах совещания выполняются следующие процедуры: составляется повестка дня, список участников, определяется место совещания, способы оповещения, осуществляется подготовка материалов, организуется рабочая группа, составляется смета доходов и расходов, осуществляются организационные мероприятия проверка готовности к проведению.
Проведение делового совещания является сложным организационным процессом, включающим: регистрацию и размещение участников, выдачу материалов, уточнение списка докладчиков и участников, организацию коммуникаций в зале заседания, подведение итогов совещания, культурную программу и банкет.
Важным нормативным документом является регламент совещания, предусматривающий интервалы времени по основным процедурам совещания.
Контроль является одной из основных функций управления и представляет собой процесс проверки и сопоставления того, что должно быть доступно в результате решения (в плане).
Решение управленческое – акт деятельности менеджера, ведущий к разрешению проблемы тем самым определяющий нормальное функционирование социально-экономической системы.
Упрощенная модель принятия решения включает следующие 6 операций: постановка цели, сбор информации, подготовка решения, согласование, принятие решения, исполнение и контроль.
3.4. Этика дистанционного общения.
Информация управления – совокупность сведений (данных, сообщений), устраняющих неопределенность знаний у получателя сообщения. Информацию классифицируют по 8 основным признакам (представление, формирование, источник, ресурс, ценность, вил документов, компьютерная обработка, тенденции информатизации).
Письменное общение и деловая переписка являются главной коммуникационной формой делового общения между организациями и людьми. Необходимо знать принципы деловой переписки, виды официальной корреспонденции и правила организации документооборота.
При рассмотрении деловой корреспонденции руководитель организации должен придерживаться рекомендаций, соблюдение которых позволяет ускорить прохождение документов, избежать сбоев в их обработке, создать условия для их своевременного и качественного исполнения.
Поступающая деловая корреспонденция может быть разделена на три потока: документы, идущие сразу к руководителю организации; документы, требующие специальных знаний и компенсации специалистов отделов и служб, документы, требующие подготовки решения у заместителей руководителя.
Телефонные переговоры являются традиционной формой обеспечения деловых коммуникаций; существуют научные рекомендации по ведению телефонных переговоров (9 правил).
Факсимильные и электронные сообщения представляют собой современны формы дистанционного общения с помощью новой техники, проводной и беспроводной связи, а также компьютеров и Интернет; компьютеризация сообщений позволяет резко снизить затраты труда персонала и объемы документооборота в организации.
3.5. Этика досуга делового человека.
Досуг или отдых делового человека – явление довольно сложное. На досуге действуют специфические нормы, правила, стандарты этикета, отличные от формальной деловой этики.
Подарок – это знак внимания, любви, выражения дружеских чувств или чувства признательности в особом событии (юбилеи, дни рождения, свадьба, новоселье). Нужно владеть искусством выбора подарка и его дарения.
Сувенир – предмет, напоминающий о каком-либо событии в жизни организации или человека. Сувенир дарится при встрече-знакомстве, на презентации и отличается от подарка стоимостью. Нужно владеть искусством выбора сувенира и его вручения.
Этика туризма и отдыха создает часть деловой этики и требует соблюдения национальных традиций, рекомендаций Генерального Европейского управления по туризму и традиционного российского гостеприимства.
4. Коммуникации, переговоры и этикет.
4.1. Коллектив как социальная группа.
Социальная группа – относительно устойчивая совокупность людей, имеющая общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества. Различают большие, средние и малые социальные группы.
Неформальные группы – это свободно образованные малые социальные группы людей, которые вступают в регулярное взаимодействие по интересам для достижения определенных целей. Необходимо знать признаки и факторы формирования неформальных групп.
Известны типовые роли поведения в группах: творческие, коммуникационные и поведенческие; целевые и поддерживающие. Группы можно характеризовать по приоритету коллективности.
4.2. Эффективные коммуникации.
Коммуникации – это способ общения и передачи информации от человека к человеку в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи.
Невербальные коммуникации – язык общения, понимаемый всеми людьми с помощью движений тела, выражения лица, позы и зрачков.
Закрытая личность – это ярко выраженный интроверт, общение с которым представляет серьезную трудность. Существуют «ключи» к закрытым личности.
Общение с «трудным» руководителем требует знания основных типов руководителей, их сильных и слабых сторон, технологии обращения с различными типами, а также методики адаптации подчиненных.
4.3. Деловые переговоры.
Переговоры – это процесс обмена мнениями для достижения соглашения по определенной проблеме (заключение контракта, получение инвестиций, наем персонала). Переговоры включают три основных этапа: подготовка, процесс переговоров, анализ результатов.
Искусство управления людьми включает в себя принципы обращения с людьми, принципы успешной деловой жизни и способы изменения человека, принципы слушания собеседника.
Социология общения
играет важную роль в
Способы психологического воздействия в деловом общении определяют поведение людей, их чувства, эмоции и являются важным методом переговоров.
Стрессы –
это то давление в мире, которое
приводит к состоянию
Презентация – это официальное представление какого-либо лица или организации широкой общественности. Различают виды презентаций: программу презентации и документы презентации.
4.4. Дипломатический этикет.
Этикет – установленный регламентами и принятый порядок проведения приемов и форма поведения культурных людей в обществе.
Дипломатический этикет предусматривает международные правила поведения приемов и переговоров государственных деятелей. Включает виды приемов, приглашения, рассадку за столом и организацию проведения приемов.
Визитная карточка
– это мировая практика
Титулы и звания отражают правительственные должности, дворянские звания, государственные табеля о рангах, учебные степени и звания, принятые во многих странах мира.
4.5. Светский этикет.
Этика приветствий,
представлений и обращений
Свод норм, правил, стандартов и требований деловой этики во взаимоотношениях заключается в понятиях вежливости, естественности, достоинства и тактичности.
В процессе взаимоотношений
складываются различные
Комплименты – принятые слова, выражающие одобрение, положительную оценку деятельности, ума делового партнера и необходимая часть речевого делового этикета.
Поведение дома и на улице являются наиболее распространенной формой светского этикета. Существуют четкие правила поведения культурного человека.
Поведение за столом - также распространенная форма делового общения, как в столовой организации, так и на официальных банкетах. Культурный человек должен знать эти правила и уметь пользоваться столовыми приборами.
Выбор марок вина зависит от количества гостей, их должностного положения, времени года и денежных средств хозяина. Необходимо соблюдать распространенные в России правила «пития».
Завершение обеда или ужина и уход гостей – завершающий этап поведения в обществе. Следует соблюдать несложные правила и оставить о себе впечатление светского человека.
5. Заключение
Деловое общение
– это сложный многоплановый
процесс развития контактов
между людьми в служебной
В заключение данной работы можно сделать краткие выводы:
1. Этика делового
общения – это учение о
2. Основные принципы
деловых отношений дают
3. Принципы этики
деловых отношений служат
4. Культура устной и письменной речи часто бывает сердцевиной профессиональной этики. Важными показателями ее является стиль общения, функциональная грамотность.
6. Список используемой литературы
1) Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
2) Шихирев П. Н. Введение в российскую деловую культуру. М., 2000.
3) Пструшт Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. М., 2000.
4) Кузин Ф.А. Культура делового общения. М., 2000
5) Егоршин А. П. Этика делового общения: Учебное пособие для вузов. – Н. Новгород: НИМБ, 2005.
6) Бороздина Г.В. Психология делового общения. М.: ИНФРА-М, 2008.
7) Леонтьев А. А. Психология общения. М.,2007.
Размещено