Этика государственного служащего, принципы и нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 05:19, контрольная работа

Описание работы

Чем выше квалификация и статус должностного лица, тем меньшей стандартизованностью отличается процесс решения задач. Соответственно, возникает возможность выбора варианта решения на основе личного усмотрения. А это уже - поле действия моральных факторов, здесь «правят бал» не юридические санкции, а сила общественного мнения и внутренние саморегуляторы – долг, совесть, честь.

Файлы: 1 файл

теория управления этика.doc

— 63.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирская  академия государственной службы»

 

Институт переподготовки специалистов

 

 

Государственное и муниципальное управление

(кафедра)

 

 

 

Теория управления

(дисциплина)

 

 

Письменное  контрольное задание

для студентов  и слушателей дистанционного обучения

 

 

Мадасов Матвей Валентинович

07453

2008г.

 



Студент

Студент

Группа

Дата 

Подпись 

 
 
 
 



Преподаватель

Преподаватель

Дата проверки

Оценка

Подпись

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2008

Этика государственного служащего, принципы и нормы.

Управленческая деятельность государственных  служащих представляет собой сложную  систему взаимоотношений:

  • с государством по поводу исполнения государственными служащими делегированных и полномочий;
  • гражданами в вопросах защиты их прав и законных интересов и опосредования их отношений с государством;
  • наконец, внутри самой социально-профессиональной группы для достижения целей государства, создание здорового, продуктивного морально-психологического климата на рабочем месте и условий для самореализации каждого из служащих.

Правовые нормы, регулирующие сложную  систему взаимоотношений государственных  служащих, также затрагивают лишь основные процедуры и операции деятельности государственного служащего. Вне пределов их действия остается множество ситуации, коллизий, не поддающихся правовой оценке или ввиду отсутствия соответствующих нормативно-правовых актов, или их устранения. Чем выше квалификация и статус должностного лица, тем меньшей стандартизованностью отличается процесс решения задач. Соответственно, возникает возможность выбора варианта решения на основе личного усмотрения. А это уже - поле действия моральных факторов, здесь «правят бал» не юридические санкции, а сила общественного мнения и внутренние саморегуляторы – долг, совесть, честь.

Таким образом, этический момент пронизывает  все стороны деятельности и поведения  государственного служащего. Этим определяется актуальность и особая практическая значимость изучения этики государственных  служащих.

Со времен Аристотеля понятием «этика» (от греческого - привычка, нрав, обыкновение) обозначается философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественной жизни.

Многообразие видов профессиональной деятельности, где объектом труда  становится непосредственно человек, потребовало выработки особых профессиональных этических кодексов, преломляющих принятые в обществе моральные требования и вырабатывающих свои нормы поведения. Так стали возникать различные виды профессиональной этики. Этика государственного служащего – один из достаточно молодых видов профессиональной этики, истоки которого относятся ко времени становления государственности, социально правовой статус обусловлен особыми отношениями и обязательствами с государством и его гражданами.

Е.В.Охотский дает такое определение  этики государственного служащего  – это прежде всего кодекс поведения, включающий этические принципы и  нормы, выражающие моральные требования к нравственной сущности государственного служащего; это система общих ценностей и правил, регулирующих взаимоотношения на государственной службе между руководителями и подчиненными, коллегами в процессе их взаимной деятельности, направленной на создание нормального морально – психологического климата в трудовом коллективе.

Основываясь на господствующей  в  обществе морали, профессиональная этика  государственного служащего вырабатывает свою систему этических принципов  и норм.

Принцип гласности, верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными актами и должностными инструкциями выступает сегодня важнейшим этическим принципом деятельности российского государственного служащего. Утверждение этого принципа есть своеобразная социальная и духовная база управления персоналом. Закрепление принципа законности в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» подчеркивает его значимость и приоритетность в государственной службе современной России.

Принцип гуманизма, выраженный в требовании уважения к человеку, веры в него, признания суверенитете и достоинства личности. Этот принцип находит воплощение в требованиях вежливости, тактичности, скромности, точности и др. Вытекает из конституционных требований и положения Закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», предусматривающего обязанность государственного служащего обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан.

Принцип беспристрастности  и независимости. Осуществляя оральный выбор в процессе выработки, принятия и реализаций решений, государственный служащий обязан руководствоваться интересами государства и общества, согласовывая с ними свои личные интересы.

Принцип ответственности предполагает наличие у государственного служащего гражданской совести – обостренного чувства личной ответственности перед обществом и людьми, профессиональной честности и чести – внутреннего нравственного достоинства, проявляющегося в единстве слова и дела.

Принцип справедливости. Он реализует себя в законном и рациональном использовании государственно – властных полномочий, в действенной защите прав граждан (а не имитации ее).

Принципы законности, гуманизма, беспристрастности, ответственности, справедливости лежат в основе этической оценки деятельности органов государственной власти, характеризуя нравственное содержание деятельности государственной службы в целом как социально-правового института и каждого должностного лица в отдельности. Нарушение или подмена одного из принципов ведет к ослаблению других, а вместе они служат показателем «состояния здоровья» государства. Поэтому названные принципы составляют основу этических кодексов государственной службы и государственного управления многих зарубежных стран.

Этические принципы дают общие ориентиры, направление, обеспечивая целостность и жизнеспособность государственной службы как системы и выражая ее высшие ценности. Этические нормы, конкретизируя их, предписывают определенный стиль поведения, содержат ограничения, рекомендации, запреты, являясь как бы гарантией того, что люди могут полагаться друг на друга в достижении общих целей, избегать конфликтов на личной почве.

Этическая норма (от латинского – правило, образец) является одной из наиболее простых форм нравственного требования. С одной стороны, этическая норма выступает как элемент оральных отношений ( обычай, пример), с другой - как форма морального сознания, проявляясь в виде повеления самому себе, требующего неукоснительного выполнения, исходя из собственных представлений о добре и зле, долге, совести, справедливости.

В процессе развития человечества этические нормы в форме общечеловеческих ценностей вырабатываются каждым обществом, каждой личностью в отдельности. На этой основе можно выделить всеобщие, общие, групповые и личностные этические нормы.

Всеобщие этические норы выражают общечеловеческие нравственные требования общежития. Они сформулированы в «золотом правиле нравственности» (поступай по отношению к другим так как ты хочешь, чтобы поступали о отношению к тебе).

Общие нормы распространяют свои требования на всех членов данного общества, выступая средством оформления, регулирования, оценивая отношений и взаимодействия людей.

В процессе первичной  социализации каждый человек включается в различные социальные группы, являясь  одновременно членом пяти-шести таких  групп. Поступая на государственную  службу, он входит в коллектив представляющий собой достаточно сложную систему формальных  и неформальных групп, каждая из которых устанавливает свою собственную систему ценностей и вырабатывает на их основе свои этические кодексы. Между этими кодексами всегда существуют несоответствия, а иногда и противоречия.

Групповые нормы обеспечивают включение индивида в группу, в процессы и механизмы группового взаимодействия, влияют на все виды поведения человека, в том числе и тогда, когда он становится членом другой группы. Государственный служащий в коллективе усваивает заданные и вырабатывает личностные нормы, предписывает себе личностную позицию и формы социального поведения, в которых он существует как личность.

Личностные нормы выступают как характеристика субъективного мира человека, соотносятся с его представлением о самом себе. Следование личностным нормам связано с чувством самоуважения, высокой самооценкой, уверенностью в своих действиях. Отступление от них сопровождается чувством вины, самоосуждением и даже нарушением личности.

Человек высокой нравственной культуры, граждански ориентированный, социально активный, мотивированный на высококачественное исполнение своих служебных обязанностей, руководствуется прежде всего понятием долга, общего интереса и гуманности, составляющими содержание его личностных норм. Люди с размытыми  нравственными ценностями легко адаптируется к требованием групп с отклоняющимися целями и корпоративными интересами.

Корпоративная этика  государственных служащих – это  результат осознания ими совей  принадлежности к особой социально- профессиональной группе людей. Данная группа обладает делегированными государственно - властными полномочиями  и реальными возможностями влиять на положение дел в стране. Вследствие этого формируется чувство повышенной ответственности, перспективное мышление, стремление и способность к учету многих факторов и возможных последствий своих действий.

К факторам, способствующим формированию «корпоративной» этики, следует отнести:

  • наличие властных полномочий;
  • реальную возможность выступать выразителем государственного интереса.

Власть у чиновника  есть всегда, только объем этой власти может быть большим или меньшим. А власть – это не только инструмент  реализации принимаемых решений, но и фактор, существенно влияющий на образ мыслей, характер и поведение  управленца. Недостаточно четкое разграничение полномочий, а, следовательно, и ответственность между федеральными, региональными властными структурами и органами местного самоуправления; бюрократизация государственного аппарата; разрыв социальных связей с обществом; низкая правовая культура чиновников, бездействие законов, отсутствие отработанных механизмов отбора государственных служащих по нравственному признаку в процедурах приема на государственную службу и карьерного продвижения – все вышеперечисленные факторы благоприятствуют утверждению «корпоративной» этики.

Признаками  «корпоративной»  этики  являются:

  • безразличие к социальному смыслу своей профессиональной деятельности;
  • подмена общественных интересов корпоративными, личными;
  • бюрократический псевдоколлективизм;
  • псевдоактивность, имитация бурной деятельности, за которой скрывается равнодушие к своему делу, безынициативность;
  • псевдовнимательность, имитация заботы о людях, скрывающая безразличие к проблемам и судьбам зависящих от их власти людей и т.д.

Социальные последствия господства «корпоративной» этики в деятельности государственных служащих тяжелы и  опасны не только для государственной  службы, но и для государства, всего  общества в целом.

Разрыв с преобладающей в  обществе моралью, подмена государственных интересов узко корпоративными дискредитируют должность государственного служащего в глазах общественности, разрушают доверие к нему и власти в целом, закрепляют в массовом сознании устойчиво отрицательный имидж чиновника, лишает государство опоры в обществе.

Социальная защищенность общества и каждого его члена, в том числе и государственного служащего, доверие органам государственной власти и их полномочным представителям могут покоиться только на строгом соблюдении каждым должностным лицом законности, на неотступном следовании принципам и нормам морали общества.

Не внешний контроль, а внутренняя мотивация должна стать ведущим  стимулом государственного служащего. Личностные ценности – условие сохранения и развития личности. В этом гарантия восстановления положительного имиджа государственной службы, авторитета государства, нравственного здоровья всего общества.

Информация о работе Этика государственного служащего, принципы и нормы