Этика и деонтология в стоматологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 01:15, реферат

Описание работы

Медицинская деонтология — это совокупность этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении своих профессиональных обязанностей .
С философских позиций врачебная этика включает:
- общие вопросы поведения врача;
- нравственные правила, регулирующие взаимоотношения в медицинском коллективе;
- взаимоотношения врача и пациента в конкретных условиях специальности.

Содержание работы

. Общие положения.
2. Этические проблемы в стоматологии.
3. Источники профессионально-этических проблем.
4. Научно-обоснованные подходы к устранению этических проблем.
5. Международный кодекс медицинской этики.

Файлы: 1 файл

этика.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

Всегда следует  помнить, что у врача как представителя  гуманной профессии каждая неудача  в лечении должна вызывать глубокие переживания на основе чувства сострадания к больному. Нельзя допускать обмана пациента.

Если больной  знает, что удаление зуба является логически  обоснованным этапом лечения, то в большинстве  случаев это не вызывает обид и  раздражения с его стороны. Однако если пациент знает, что зуб должен быть удален из-за неквалифицированного лечения, то его реакция совершенно иная.

С целью профилактики подобного рода профессионально-этических  конфликтов следует:

-     в совершенстве владеть техникой и методологией выполнения эндодонтических процедур;

-     не подвергать пациента риску в случае сомнений по поводу успешного завершения лечебных манипуляций.

Профессиональная  гигиена

Данная функция  стоматолога-терапевта подразумевает  комплекс лечебно-профилактических мероприятий, проводимых при лечении больных с заболеваниями периодонта. К ней следует отнести обучение пациента гигиене полости рта и инструментальное удаление зубных отложений.

Выполнение  данной функции может вызвать  этические проблемы уже при беседе с пациентом по вопросам гигиены  полости рта. Врач, замечая зубной налет и зубной камень у больного, который только что рассказывал ему, как хорошо он чистит зубы, стоит перед дилеммой, как сообщить пациенту об имеющем место факте и при этом не обидеть последнего. Ведь если больной будет обижен или раздражен, то это неизбежно повлечет отсутствие взаимопонимания врача и пациента и отрицательно скажется на результате лечебно-профилактических мероприятий.

Специалистам  всегда необходимо помнить, что пациент  внимательно смотрит на зубы врача, когда тот ведет беседу о гигиене полости рта. Из уст врача с плохо чищеными зубами рекомендации по гигиене полости рта звучат не только неубедительно, но и оскорбительно для человеческого достоинства в лице сидящего перед ним пациента.

С целью профилактики этических проблем в данной сфере профессиональной деятельности стоматологам следует придерживаться следующих рекомендаций:

-     рот стоматолога должен быть в идеальном состоянии (не должно быть зубного налета, кариозные зубы должны быть вылечены, зубной камень устранен, отсутствующие зубы замещены адекватными протезами);

-     нельзя говорить пациенту о плохой гигиене полости рта, не подтверждая это объективными тестами;

-     принимая во внимание то, что обсуждение гигиены полости рта является чувствительной темой, разговор об этом следует вести конфиденциально и в доверительном тоне не в отрицательном, а в положительном значении.

Удаление зубного  камня также может быть причиной возникновения этических проблем. Как правило, данная проблема носит  чисто профессиональный характер и заключается в том, что врач выполняет указанную процедуру некачественно. В большинстве случаев подобный факт остается не замеченным пациентом и не вызывает конфликтов. Но как быть с профессиональной порядочностью врача, которому хорошо известно, что некачественно выполненное удаление зубного камня не даст возможности добиться стойкой ремиссии в течении болезней периодонта.

В некоторых  стоматологических клиниках уже  созданы комиссии по оценке качества работы стоматологов. Выборочно проверке подвергаются пациенты после завершения лечебно-профилактических процедур и оценивается работа врача как хорошая, удовлетворительная и неудовлетворительная. Данные оценки влияют на квалификационную категорию врача и, следовательно, заработную плату. Стоматолог, работа которого признана неудовлетворительной, должен найти в себе мужество признать свои ошибки и исправить их путем совершенствования профессионального мастерства.

Медикаментозное лечение

Известно, что  стоматологическое лечение в  большей степени связано с различными техническими средствами и в меньшей степени с медикаментозными препаратами. В отличие от кабинета интерниста, куда пациент обращается с целью получения рецептов на приобретение лечебных препаратов, в стоматологическом кабинете в большинстве случаев осуществляются какие-либо оперативные манипуляции (снятие зубных отложений, препарирование зубов, проведение эндодонтического лечения и т. д.). В повседневной практической работе стоматологу нечасто приходится использовать препараты местного и системного воздействия. Между тем многие пациенты, изучая научно-популярную литературу, зачастую владеют новой информацией и просят врача прописать те или иные фармакологические препараты для излечения их болезни. При этом профессионально-этические проблемы могут возникать как следствие:

-     неинформированности стоматолога о новых лекарственных средствах;

-     неграмотного использования медикаментозных средств;

-     возникновения осложнений при применении тех или иных фармакологических препаратов;

-     проявления побочного действия лекарственного вещества.

Профилактикой возникновения подобных профессионально-этических  проблем должно быть поддержание  высокой профессиональной компетентности врача. Грамотный специалист всегда может объяснить, что сообщение  в научно-популярной литературе о тех или иных препаратах не является основанием для немедленного их использования в практическом здравоохранении. Лучше сказать пациенту, что вы не владеете информацией об этом препарате, чем вводить в заблуждение пациента и себя, пытаясь применять неизвестное лекарственное вещество. Нередко пациенты приносят медикаменты, чтобы показать стоматологу и услышать от него совет по их применению. При назначении подобного рода медикаментов у врача должна быть абсолютная уверенность в том, что препарат зарегистрирован и его использование необходимо пациенту.

В арсенале медикаментозных  средств на приеме у стоматолога  имеется ряд сильнодействующих  веществ, при неправильном хранении и использовании которых может  быть нанесен существенный ущерб здоровью пациентов.

Как должен поступить  стоматолог, узнав, что медицинская  сестра ошибочно налила во флакон другое лекарственное вещество? В отдельных  случаях, когда здоровью пациента нанесен  существенный вред, подобная ошибка может  стать предметом уголовного разбирательства. При этом не только медсестра, но и врач будет отвечать за неправильные действия своего помощника. В стоматологическом кабинете необходимо вырабатывать такие взаимоотношения со средним медицинским персоналом, при которых авторитет врача остается незыблемо высоким. Следует помнить, что для нормальных взаимоотношений не приемлем командно-административный стиль со стороны врача, но и в равной степени не приемлемо панибратство, за которым неизбежно следуют профессионально-этические проблемы.  

 

 

4. Научно-обоснованные подходы к устранению этических проблем  

 

Общество предусматривает  ответственность врача за состояние  здоровья населения. Вместе с тем  стоматолога необходимо научить, как  следует решать возникающие в  процессе его профессиональной деятельности этические проблемы.

Существует два уровня в разрешении этических проблем:

-     первый уровень — это когда врач знает, как решить ту или иную этическую проблему, но на практике эти знания не применяет;

-     второй уровень — это тщательное выполнение практических действий.

Практика показывает, что лишь небольшое число стоматологов справляется с задачами второго  уровня. В связи с этим возникают  следующие вопросы:

·     Какие умения или навыки необходимо развивать молодым врачам?

·     Насколько стоматолог должен быть этически воспитан?

·     Может ли коллектив повлиять на уже имеющиеся у стоматолога этические взгляды?

·     Какие методы влияния эффективны?

Бесспорно, что  еще в процессе учебы должен производиться  тщательный отбор будущих врачей с учетом их дальнейшей профессиональной этической и моральной ответственности. При этом имеется ряд сложностей, связанных с отсутствием достоверных критериев такого отбора. Исследования последних лет показали, что наиболее существенным критерием следует считать тестирование моральной ответственности перед обществом. Для компетентного и морально ответственного персонала предлагаются следующие параметры:

-     распознать возникающие моральные проблемы;

-     предложить ряд мероприятий, которые бы учитывали моральную ответственность и права каждого индивидуума;

-     предусмотреть равноправие моральных ценностей в определенной ситуации;

-     обладать достаточной настойчивостью и социальным умением реализации хороших намерений.

Для осуществления  вышеуказанной профессиональной тактики в решении этических проблем имеют значение:

-     индивидуальные особенности;

-     моральное поведение;

-     стремление к положительной деятельности.

Определяется  выраженная взаимосвязь способности  врача четко формулировать задачу «ДЕЛАТЬ» с его врачебной квалификацией. При этом, чем выше уровень моральной ответственности врача, тем меньше возможность некачественного выполнения лечебной работы.

Общеизвестно, что стоматологи способны распознать этическую проблему, а также сформулировать перечень практических мероприятий с учетом моральной ответственности за конечный результат лечения. В связи с этим конечной целью совершенствования профессиональной компетентности является достижение прочной взаимосвязи моральной ответственности и клинических способностей, а также профессиональной компетентности и профессиональной этики.

Таким образом, наиболее оправданной тактикой стоматолога  по устранению возможных профессиональных этических проблем является постоянная работа над собой.

Как уже было подчеркнуто выше, в профессионально-этических проблемах прослеживается взаимосвязь с профессиональной компетентностью стоматолога. У грамотного врача число ошибок либо минимально, либо они отсутствуют, а следовательно, снижается количество индивидуальных и врачебных форм этических проблем. Однако между грамотным и неграмотным врачом могут возникать коллегиальные проблемы. Административные вопросы также не исключаются для грамотного врача. Поэтому для снижения количества указанных проблем имеет значение коллективный уровень квалификации. Это означает, что в лечебном учреждении все или большинство врачей должны быть высокой компетенции.

Администрация должна руководствоваться законодательством, учитывать права человека, что, в  свою очередь, способствует снижению числа административных конфликтов. Техническое оснащение стоматологических лечебно-профилактических мероприятий должно соответствовать современному этапу развития науки и техники. В данном случае уменьшится количество общественных и социально-этических проблем в стоматологии.

Таким образом, решение этических проблем в  стоматологии в значительной степени  зависит от уровня профессиональной подготовки специалистов. Становится правомочным вопрос о том, насколько  стоматолог заинтересован в повышении  своего профессионального уровня. До недавнего времени считалось, что заинтересованность медперсонала в приобретении высокой квалификации нечто само собой разумеющееся, а моральный долг врача можно считать сформированным при получении диплома. Однако многолетний опыт практической деятельности указал на то, что нередко специалист не верит многим положениям морального кодекса, клятве врача и ряду других моральных принципов. Особенно влияет на моральное состояние врача его материальное обеспечение.

Известно немало учебников и пособий, посвященных вопросам деонтологии или врачебной этике, где критикуется мораль врача в капиталистическом обществе как не соответствующая гуманным принципам специальности. Однако, используя современные критерии оценки результатов деятельности врачей, можно отметить, что во многих странах Западной Европы врачебная общественность весьма успешно решает вопросы профилактики, лечения и реабилитации стоматологических заболеваний. Следует отметить совпадение указанных успехов с фактом, что врач-стоматолог в этих странах имеет квалификацию международных стандартов. Изложенное дает возможность проследить очевидную связь высокого профессионализма с эффективным решением многих профессиональных этических проблем в стоматологии: заболеваемость населения снижается, нет очередей к стоматологу, нет страха перед болью, уменьшается число осложнений. Существует также и материальная заинтересованность врача быть хорошим специалистом.

 

 

 

5. МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОДЕКС МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ 

 

Принятый З-й  Генеральной Ассамблеей Всемирной Медицинской Ассоциации (Лондон, Великобритания, 1949 г.), дополненный 22-й Всемирной Медицинской Ассамблеей (Сидней, Австралия, 1968 г.) и 35-й Всемирной Медицинской Ассамблеей (Венеция, Италия, 1983 г.)

Общие обязанности  врачей:

·     Врач должен всегда поддерживать наивысшие профессиональные стандарты.

·     Врач должен не позволять соображениям собственной выгоды оказывать влияние на свободу и независимость профессионального решения, которое должно приниматься исключительно в интересах пациента.

·     Врач должен ставить во главу угла сострадание и уважение к человеческому достоинству пациента и полностью отвечать за все аспекты медицинской помощи, вне зависимости от собственной профессиональной специализации.

·     Врач должен быть честен в отношениях с пациентами и коллегами и бороться с теми из своих коллег, которые проявляют некомпетентность или замечены в обмане.

С нормами медицинской  этики не совместимы:

·     Самореклама, если она специально не разрешена законами страны и этическим кодексом национальной медицинской ассоциации.

·     Выплата врачом комиссионных за направление к нему пациента либо получение платы или иного вознаграждения из любого источника за направление пациента в определенное лечебное учреждение, к определенному специалисту или назначение определенного вида лечения без достаточных медицинских оснований.

·     Врач должен уважать права пациентов, коллег, других медицинских работников, а также хранить врачебную тайну.

·     Врач должен лишь в интересах пациента в процессе оказания медицинской помощи осуществлять вмешательства, способные ухудшить его физическое или психическое состояние.

Информация о работе Этика и деонтология в стоматологии