Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 10:38, реферат
В современной системе духовных ориентации отчетливо проявляется противостояние двух полярных ценностно-мировоззренческих установок, двух принципов — технократизма и гуманизма. Первый связан с признанием примата техники и технологии как главных факторов мирового прогресса. На его основе сложился своеобразный культ инструментального знания и прагматического действия. В его рамках даже человек стал рассматриваться лишь как средство («человеческий фактор»). Другой подход связан с преимущественным интересом к человеку как к цели — вспомните афоризм древних: «Человек есть мера всех вещей».
Введение
1.Этика как наука.
2.Система категорий этики
Заключение
Список используемой литературы
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
АКАДЕМИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
Кафедра философии
Дисциплина «Профессиональная этика»
РЕФЕРАТ
на тему: «Этика и ее аксиологический смысл»
Выполнил: курсант учебной группы 2809
Хохлов Эрдни Кирсанович
Проверил: заместитель начальника кафедры философии, кандидат исторических наук, подполковник внутренней службы Шныпко Виталий Сергеевич
Содержание
Введение
1.Этика как наука.
2.Система категорий этики
Заключение
Список используемой литературы
Введение
«XXI век будет веком гуманитарной культуры, если он будет вообще». Эти слова принадлежат известному французскому философу К. Леви-Стросу, а смысл их в том, что у человечества может не оказаться будущего, если оно не обратит свой интерес к гуманитарному развитию личности, духовным аспектам ее жизни.
В современной системе духовных ориентации отчетливо проявляется противостояние двух полярных ценностно-мировоззренческих установок, двух принципов — технократизма и гуманизма. Первый связан с признанием примата техники и технологии как главных факторов мирового прогресса. На его основе сложился своеобразный культ инструментального знания и прагматического действия. В его рамках даже человек стал рассматриваться лишь как средство («человеческий фактор»). Другой подход связан с преимущественным интересом к человеку как к цели — вспомните афоризм древних: «Человек есть мера всех вещей». Лишь человеческим измерением может быть определена истинная ценность всего происходящего в мире, истинный смысл истории, суть которого — человеческое счастье. Это гуманистический подход, который позволяет не только вывести человека из тупика потребительства, но и возродить высшие гуманистические ценности, делающие человека Человеком. Принципы гуманизма, терпимости, понятия добра, сострадания, совести, смысла жизни — все это составляет предмет изучения ЭТИКИ, которая выступает тем самым гуманистической основой формирования личности.
Российское общество выстраивает
сейчас новую шкалу ценностей, в
основе которой остаются высокие морально-нравственные
принципы. Общество заинтересовано в ценностном
отношении к личности, развитии человеческой
индивидуальности, безусловно, важным
представляется вопрос о взаимодействии
личности и общества. Один из путей нравственного
образования и воспитания младших школьников
- преподавание сквозного курса «Этика».
Организация специальной работы над разъяснением
сущности моральных норм и нравственных
отношений дает возможность формирования
у младших школьников способности понимать
нравственную необходимость, лично следовать
тем или иным нормам морали, реалистически
оценивать создавшуюся жиз-ненную ситуацию,
последствия поступка. Моральные требования,
являясь своеобразным регулятором поведения
человека в семье и в общественных местах,
в труде и в быту, в науке и в других сферах,
находят свое выражение в обычаях, традициях,
моральных образцах и ориентирах. Человек
не изобретает для себя свою собственную
мораль, он усваивает её как «готовые»
истины, проверенные до него многовековым
опытом развития общественных отношений.
Однако процесс принятия, усвоения и утверждения
моральных норм каждым человеком имеет
индивидуальный характер и определяется
его психологическими особенностями и
жизненным опытом. В случае внутреннего
принятия человеком моральной нормы, следование
ей становится потребностью, и тогда всякий
раз, совершая выбор в пользу поступка,
соответствующего моральным требованиям,
человек демонстрирует осознание личностной
значимости нравственного поведения и
следует данной модели поведения по внутреннему
убеждению. Умение соотносить совершаемый
поступок с известным образцом нравственного
поведения и оценивать его требует от
ребенка не только знания моральных требований
к поведению человека в обществе, но и
определенного опыта наблюдения и оценки
различных моделей поведения.
1. Этика как наука
Этика возникла более двух с половиной тысяч лет назад, когда в результате общественного разделения труда познавательная теоретическая деятельность отделилась от непосредственного практического нравственного сознания.
Возникновение термина «этика» как особой философской дисциплины связано с именем Аристотеля. Понятие «этический», от которого происходит этика, образовано Аристотелем на основе слова «этос», что означало привычки, обычаи, нравы.
Греческое слово «ethos», было переведено римским мыслителем Цицероном латинским словом «mores», на его основе было образовано прилагательное «moralis» (моральный). В последующем от прилагательного «моральный» было образовано существительное «мораль» (moralitas) которое и является латинским эквивалентом древнегреческого термина «этика».
Таким образом, следуя этимологии, слова «этика», «нравственность», «мораль» в обыденной речи употребляется как синонимы. Однако в философии сложилась традиция различения этих понятий.
Под понятием «этика» обычно подразумевается теоретическое знание, наука.
Под понятиями «нравственность» и «мораль» — изучаемый этой наукой предмет, особая форма общественного сознания или человеческой деятельности.
Таким образом, этика является учением о морали, о нравственном освоении человеком действительности.
Традиционно считается, что философия включает в себя онтологию, гносеологию, этику и эстетику. Этика как философская дисциплина в той или иной степени решает многие философские вопросы, в том числе и вопросы онтологии и теории познания.
Этика как философская дисциплина является глубоко теоретическим учением, объясняющим природу морали, сложный и противоречивый мир нравственных отношений, высшие устремления человека.
Особенности этики в рамках философии состоят в том, что этика составляет нормативно-практическую часть системы философского знания. Существенное своеобразие этики состоит в ее нормативности. Аристотель, а вслед за ним и многие другие философы рассматривали этику как практическую философию, конечной задачей которой является производство не знания, а ценностей. Она задает ценностную основу человеческой деятельности.
Этика стремится прояснить общие основания нравственного миропорядка, всего многообразия проявления морали: что есть добро, гуманность, жизненная правда, в чем состоит назначение человека, что делает жизнь человека осмысленной, счастливой и т.д. Этика изучает источник происхождения моральных ценностей, общую природу морали, ее специфику и роль в жизни человека.
Этика как теория морали устанавливает логическую связь между моральными оценками, вы являет законы, в соответствии с которыми вырабатываются суждения, призванные руководить поступками людей. Этика не вырабатывает конкретных рекомендаций, как поступать в том или ином случае, она формулирует лишь общие абстрактные принципы, на которых могут быть построены конкретные оценки и рекомендации.
В качестве теории морали этика занимается исследованием основных категорий, в которых можно описывать моральные оценки и критерии различения добра и зла. В рамках этики строится и исследуется система понятий, в которых можно выразить как сами моральные законы, так и логику их применения к оценке человеческого поведения в условиях конкретных ситуаций.
Из характеристики этики
как теории морали, имеющей нормативно-
Познавательная функция этики состоит в том, что этика изучает поведение человека относительно ценностных ориентиров, оценивает его мотивы в категориях добра и зла, справедливости и несправедливости и др. В этом смысле можно сказать, что этика исследует нравственную жизнь с точки зрения ее соответствия моральным нормам. Задача этики состоит в том, чтобы в каждый конкретный исторический период помочь человеку понять, что есть истинное благо, и найти свой путь к достижению этого блага.
Нормативная функция этики связана с решением ею одной из важнейших задач: разрешения моральных ситуаций, требующих нового понимания морали, преодоления ценностной разорванности общественного сознания; тем самым с возможностью предложить обществу новую, единую для всех моральную перспективу. Чтобы достичь этого, этика в тот или иной исторический период должна снять ореол абсолютности с тех или иных моральных норм, ценностей и идеалов, показать их относительный характер, а затем возвести в абсолют другие.
Подводя итог, следует отметить, что мораль (нравственность) представляет собой сложную сферу духовной жизни личности и общества, сферу духовной культуры и является предметом изучения этики.
Этика — это философская наука, объектом изучения которой является мораль.
Этика не создает норм, принципов и правил поведения, оценок и идеалов, а изучает, теоретически обобщает, систематизирует и стремится обосновать единые нормы, ценности и идеалы. Для этого она должна раскрыть источник происхождения моральных норм, ценностей и идеалов, общую природу морали и ее роль в жизни человека и общества, выявить закономерности ее функционирования. В кризисных условиях общественного развития этика обеспечивает смену моральных нормативно-ценностных систем.
Нравственность — это особый духовно-практический, ценностный способ освоения мира; деятельность, обусловленная мировоззрением. Мировоззрение человека формируется прежде всего обществом, поэтому истоки нравственности следует искать в отношениях между людьми. Человек — существо социальное. Совместная жизнедеятельность людей требует различных способов регуляции их поведения, что явилось причиной возникновения и развития религии, права и т.д. Нравственность — один из таких регулятивов, который определяет поведение людей с помощью представлений о ценном (идеалах, принципах, нормах и т.п.) и должном (обязанностях, ответственности и т.п.). Это внутренний саморегулятор поведения человека, настроенный на принципы человечества.
В целях систематизации Г.Н. Кузьменко выделяет в структуре нравственности следующие элементы:
1) нравственное сознание
(общественное и
2) нравственная практика;
3) нравственные отношения.
1) Нравственное сознание
представляет собой
Нравственное сознание реализуется в двух формах: общественной и индивидуальной.
Общественное сознание является
элементом социальной жизни. В нем
аккумулирован и
Индивидуальное нравственное сознание рефлексивно, относится к внутреннему миру человека и состоит из нескольких компонентов:
а) рационального компонента т.е. системы определенных понятий, в которой выражается мировоззрение личности, те или иные нравственные представления, разовым элементом этой системы является требование (норма). Кроме него в рациональную структуру индивидуального нравственного сознания входят воспринятые в качестве личных идеалы, оценки, принципы, установки, представлений! о моральных качествах, о добре и зле и т.д.;
б) эмоционального компонента, т.е. совокупности нравственных переживаний человека. Следует отметить, что любое чувство является сложной эмоциональной реакцией, обусловленной процессом социализации. Отсюда и альтруистичность нравственных переживаний (отзывчивость, сострадание и др.), и их направленность на самоограничение личности. В качестве социально-психологического механизма самоконтроля выступают особые контролирующие переживания— совесть и стыд. Важную роль в нравственной жизни человека играет чувство достоинства (чести), отражающее моральную самоценность личности;
в) волевого компонента, благодаря которому субъективный нравственный мотив реализуется в действии, зачастую вопреки давлению объективных обстоятельств.
2) Нравственная практика
является объективацией
1) замысел (намерение или постановка цели);
2) мотивация (т.е. внутреннее (субъективное) обоснование замысла);
3) выбор (поиск адекватных намеченной цели средств);
4) принятие решения (готовность реализовать замысел);
5) действие. Ряд поступков,
реализующих стратегическую
3) Нравственные отношения
— это совокупность
Особенность нравственных отношений состоит в том, что, вступая в так или иначе мотивированные взаимоотношения друг другом, с обществом, люди возлагают на себя определенные моральные обязательства, фиксируемые сознанием долга, ответственности, совести и т.д. Наряду с этим нравственные отношения влекут за собой и моральные права для участников этих отношений, связанные с ожиданием исполнения обязанности, долга со стороны окружающих, с признанием личного достоинства, с ожиданием стимулирующей оценки со стороны общественного мнения. Нравственные отношения модифицируются, корректируются, приобретают ту или иную направленность в зависимости от характера реализации взаимных обязательств и ожиданий.
Нравственные отношения можно классифицировать:
1) по содержанию (это определяется обязанностями человека в той или иной сфере деятельности);
2) по характеру требовательности (императивности);
3) по характеру связи.
Нравственные отношения находят отражение в понятиях морального сознания, тем самым влияют на поведение человека. Таким образом, структура «нравственное сознание — нравственное действие — нравственное отношение» образует единое целое, а ее элементы взаимокоррелируются.
Основные свойства нравственности:
1. Императивность. Нормы
нравственности всегда
2. Универсальность. Требования
нравственности неизменны в
3. Общезначимость. Нравственные предписания распространяются на всех людей без исключения.
4. Антиномичность. Например, противоречивость утверждений о необходимости делать добро, потому что это выгодно (целесообразно), и о том, что добро должно быть бескорыстным; или требование «не убий» и одновременно представления о воинском долге. Причин антиномичности морали много. Главная заключается в том, что нравственность, отражая динамику человеческого бытия, развивается сама, и это развитие — сложный диалектический процесс, который включает и архаичные представления о должном, и совсем новые, перспективные, конкретные требования здравого смысла и этические максимы.