Этика и этикет как основы культуры деловых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 14:28, реферат

Описание работы

Профессиональная деятельность приводит к множеству этических по своему характеру вопросов, которые могут быть решены средствами универсальной этики. Профессиональная этика изучает профессиональную мораль как конкретизацию общих нравственных принципов и норм применительно к особенностям того или иного вида профессиональной деятельности.

Файлы: 1 файл

ETIKA.docx

— 37.84 Кб (Скачать файл)

Установкой принято называть предрасположение сознания, существующее и проявляющееся  с достаточной степенью постоянства, заставляющее человека действовать  определенным образом в определенных обстоятельствах.

Менеджер, имеющий ту или иную установку, будет, в основном, действовать сообразно  ей. Вот почему менеджер должен проанализировать свои решения, действия и выявить - какая  именно установка для него характерна. Дело в том, что различные установки  могут по-разному повлиять на степень  этичности его решений и действий.

Установка «Решение»: менеджер подстраивается под своего подчиненного (или какое-то другое лицо) и, как бы поставив себя на его место, решает, как должен поступить подчиненный, предлагая  ему модель действий и поведения. Решение может быть высказано  менеджером в форме приказа, в  форме совета или какой-либо другой форме - это несущественно.

Этой установке соответствует  авторитарный стиль управления, негативно  влияющий на коммуникацию. Структура  управления чаще всего линейная или  близкая к ней, в такой структуре  нет консультирующих, реферирующих, советующих органов. В целом - это  обстановка абсолютизма и командного стиля, она малоэтична.

Можно рекомендовать менеджеру, обнаружившему  склонность к установке «Решение», чаще контролировать свои решения и  атмосферу в коллективе с точки  зрения этичности.

 

Установка «Оценка»: менеджер оценивает  действия и поведение подчиненного (или другого лица) по шкале «хорошо-плохо», «правильно-неправильно». Менеджер опирается на свою собственную систему ценностей и свое понимание, и трактовку морали фирмы. При этом менеджер может прийти к ошибочным заключениям о том, допустим или недопустим поступок подчиненного, и, следовательно, могут быть отклонения от принципов этики.

Возникающий при установке «Оценка» стиль руководства представляет из себя смесь автократизма, феодального отношения к подчиненным с небольшой долей патернализма и это, конечно, дает (хотя и в меньшей, чем в предыдущем случае, мере) почву для этических нарушений.

Установки решения и оценки имеют  корреляцию с линейной структурой, с большой централизацией управления, с тяжелой иерархией, требующей  постоянного контроля. Цели определяются высшим уровнем руководства без  учета мнения низовых уровней, это  ведет к равнодушию и безразличию  последних в отношении целей  организации, что само по себе неэтично.

Установка «Поддержка»: менеджер, прямо  или косвенно, дает понять подчиненному, что на его месте он поступил бы точно так же, т.е. одобряет поступок подчиненного. Эта установка создает  почву для благоприятного морального климата, почти нет оснований  для нарушений этики. Однако если позиция поддержки, проявляющаяся  в словах менеджера, не соответствует  его собственным внутренним убеждениям - это само по себе неэтично. Кроме  того, поддержка может быть иллюзорной, ложной. Например, слова: «Не беспокойтесь, все наладится, не стоит огорчаться» - являются ложной поддержкой и, следовательно, проявление такой поддержки неэтично.

Установка «Интерпретация»: менеджер истолковывает слова, поступки, поведение  подчиненного некоторым образом, спрашивая  при этом - верно ли такое истолкование. Смысл интерпретации - более четкое и ясное представление идей другого. Тот, чьи слова интерпретируют, может согласиться с их истолкованием менеджером, а может и не согласиться. Тогда менеджер должен сделать новую попытку.

 

Эта установка способствует коммуникации, возникновению доверия, симпатии - чаще, чем противоположным чувствам. Кроме  того, такая установка нередко  соответствует демократическому или  патерналистскому стилю руководства, поэтому в целом почти нет  оснований для этических нарушений. Однако если интерпретация не является таковой, а представляет собой деформацию мыслей - это может служить стимулом для нарушений этического свойства.

Установка «Понимание»: менеджер должен владеть техникой точного и тонкого  переформулирования, не только не нарушающего смысл слов, высказываемых подчиненным, но и помогающего выразить их содержание. С этой установкой чаще всего корреспондирует демократический, патерналистский, морализаторский стиль управления.

Такая установка коррелирует со структурой управления по целям, когда  каждый уровень автономен и сам  решает, как идти к цели и какие  средства использовать, но цели устанавливаются  высшим уровнем.

В целом, как видим, оснований для  нарушений этических принципов  очень мало.

Установка «Анкета»: дает возможность  получить информацию дополнительно  к той, которой располагает подчиненный. Установка «Анкета» позволяет менеджеру  более точно и справедливо  оценить ситуацию, выявляя детали, которые кажутся второстепенными, но впоследствии могут оказаться  главными.

Различают «Анкеты» в целях: а) розыска  определенной информации; б) зондажа  мнения («Что вы думаете о ...»); в) оценки чувств, эмоций, возникающих у подчиненного при изложении им обстоятельств  дела и характеристик ситуации.

Данная установка корреспондирует  с весьма своеобразным стилем руководства, он присущ людям с энциклопедическим  складом ума; такой стиль можно  назвать экспертным. Установка «Анкета» коррелирует с линейной структурой, которой помогает функциональная. Решение  редко принимается единолично, проект решения обычно формируется специалистами.

 

Знание и анализ установок, присущих данному менеджеру, даст ему отчетливое видение потенциальных «слабых  мест» в своей повседневной работе, особенно в контактах с подчиненными. А поскольку можно легко прогнозировать «слабые места», постольку можно  быть готовым заранее к недопущению  или к быстрейшей ликвидации этических  нарушений в организации в  целом и ее отдельных частях.

 

 

Этика и этикет в современном мире

2.1. Виды этикета

 

Для успешного ведения дел, продвижения  по карьерной лестнице важно учитывать  невербальный (бессловесный, деловой  язык). В понятие невербального  языка входит не только умение интерпретировать тесты, мимику партнера, но и контролировать свое поведение. Почему по проявлению невербального этикета рассуждают об общей культуре человека? Сравните вежливое положение лицом к собеседнику  и невежливое – спиной к нему. Жестом можно приветствовать и прощаться  с человеком, обратиться к знакомому  и незнакомому. Жестом можно обидеть  собеседника, а можно доставить  ему радость. Многие из нас знают  разницу между жестом торжественным  и развязным, дружеским и официальным. Поэтому жест может многое рассказать о человеке, о его воспитанности  и культуре поведения. По наблюдениям  французского психолога Франсуа  Сюлже оказывается, что при разговоре люди придают словам 7% значимости, интонации – 38% , мимике и жестам – 55%. Всего один жест может изменить смысл произнесенных слов.

 

2.2.Жесты, или невербальный этикет.

 

Об уровне общей культуры человека, его тактичности, деликатности и  вежливости можно говорить по используемым жестам в той или иной ситуации. Специалисты в области невербального  этикета рекомендуют не злоупотреблять жестами, особенно если вы не уверены, что ваш собеседник их правильно поймет.

Очень остроумными и внимательными  необходимо быть при «передаче» и  «прочтении» жестов, которые в  разных странах мира интерпретируются – по-разному. Обратимся к некоторым  примерам рассмотрим жесты, которые  приняты в европейских странах, но по значению отличаются от принятых у нас.

Если вы готовы отвечать у доски  или с места на вопрос преподавателя, то вы тяните руку, в европейских  образовательных учреждениях поднимают  указательный палец правой руки. В  Германии по окончании лекции можно  услышать стук кулаков по столам –  это не знак протеста, а благодарность  за хорошую лекцию.

Мы привыкли считать, загибая пальцы и начиная с мизинца. У европейцев при счете пальцы левой руки отгибаются из центра ладони (если счет ведется  одной рукой, то первым в сторону  выбрасывается большой палец, затем  указательный и т.д.). Для нас уже  стал привычным жест, образовательный  большим и указательным пальцами – «ноль», который в США и  многих других странах означает: «все нормально», «отлично», «о, кей». В Японии он означает «деньги», и в Португалии воспринимается как неприличный.

Если в Голландии вы повертите  указательным пальцем у виска, подразумевая какую-то глупость, то вас поймут так: кто-то сказал очень остроумную фразу. Когда француз, немец или итальянец  выразительно стучат себя по голове, это  означает глупость какой-либо идеи. Но если британец или испанец стучит себя по лбу, то он очень доволен  собой. Говоря о себе, европейцы указывают  рукой на грудь, а японцы – на нос.

В процессе общения собеседники  часто кивают головой. У одних  народов этот жест является знаком согласия, а у других, например у  болгар, - знаком несогласия.

Для людей, занятых в сфере обслуживания и бизнеса, общающихся по роду своей  деятельности с огромным количеством  разных людей, значение невербального  этикета является неотъемлемой частью профессионализма. Умение заинтересованность собеседника своей продукцией, успешно  провести презентацию товара, добиться оформления заказа во многом зависит  от умения понимать невербальный язык партнера.

В книге Дж. Ниренберга и Г. Колера «Читать человека как книгу» рассматривается пример, демонстрирующий, как продавец может понять, что у покупателя на самом деле на уме: «Если глаза возможного покупателя опускаются на землю, а лицо отворачивается в сторону – вам откажут. Напротив, если рот расслаблен, без механической улыбки, подбородок выставлен вперед, то покупатель, вероятно, обдумывает вашу сторону. И, наконец, если опускается голова на тот же уровень, что и ваша, улыбка спокойная и решительная, - покупка действительно будет сделана».

Важным атрибутом деловых встреч является рукопожатие. Оно очень  информативно, особенно обращают внимание на его интенсивность и длительность. О безразличии говорит вялое  рукопожатие сухих рук. При сильном  волнении у людей бывают влажные  ладони (но подавать влажную руку считается  дурным тоном).

Удлиненное рукопожатие, сопровождаемое улыбкой, демонстрирует дружелюбие. Не рекомендуется протягивать руку тыльной стороной вниз, а также  задерживать руку партнера в своей  руке, поскольку у него может возникнуть ощущение «попадания в капкан». Долгое рукопожатие может говорить о  скрытой борьбе за лидерство.

Рука, поданная ладонью вниз, показывает превосходство партнера и читается: «беру контроль и ответственность  на себя». Это рукопожатие называют «подавляющее». Для его нейтрализации  специалисты рекомендуют подойти немного вперед. В этом случае руки автоматически переходят в вертикальное положение, которое свидетельствует о партнерском рукопожатии: «мы равны и готовы к взаимодействию». Рука, поданная для рукопожатия ладонью вверх, означает согласие на подчинение: «отдаю вам контроль над ситуацией».

 

 

 

 

 

 

 

3.Вывод (моё мнение).

 

Искусство общения, знание и примнение общечеловеческих ценностей и норм в деловом общении крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек - человек» - политикам, бизнесменам, бухгалтерам

 

, строителям и многим другим. Таким образом, умение строить  отношения с людьми, находить  подход к ним, расположить их  к себе нужно каждому. Это  умение лежит в основе жизненного  и профессионального успеха. Необаятельный,  угрюмый человек будет испытывать  затруднения в общении с коллегами,  ему сложно будет устанавливать  контакты с деловыми партнерами, добиваться успехов на переговорах.  Залог успеха любых начинаний  делового человека, какую бы задачу  он ни решал, - создание климата  делового сотрудничества, доверия  и уважения.

Общение с людьми - это наука  и искусство. Здесь важны и  природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет  достичь успеха во взаимодействии с  другими людьми, должен учиться этому.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Список используемой литературы

 

 

1.Андреев В.И. Конфликтология (Искусство спора, ведения переговоров,     разрешения конфликтов) М. 1995

2.Блюмкин В.А.Этика и жизнь. – М.: Политич лит-ра, 1987

3.Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М.: ИНФРА, 1999

4.Браим И.Н. Этика делового общения. – Минск: ИП «Экоперспектива», 1996

5.Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете. – М.: Фонд «Правовая культура», 1994. – 

6.Вольф И. Современный этикет / Пер с нем. – М.: Издат дом «Кристина и К», 2000.

7.Гвозданный М. Теория морали и этика бизнеса. – М.: РЭА им. Г.В.Плеханова, 1995

8.Герчикова И.Н. Деловая этика и регулирование международной коммерческой практики. – М.: Изд-во «Консалтбанкир», 2002.

9.Гоголев Л. Беседы об эстетике поведения. - Киев: «Мистецтво», 1991

10.Гурков И. Стратегия и структура корпорации. – М.: Дело, 2006.

11.Гусейнов А.А. История этических учений.2003.

12.Егоршин А.П., Распопов В.П., Шашкова Н.В. Этика деловых отношений: Учебное пособие для вузов. – Нижний Новгород: НИМБ, 2005.  

13.Карнеги Д. как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – СПб: Центр «Русская тройка», «Комета», 1990

14.Дэна Даниэль Преодоление разногласий. Как улучшить взаимоотношения на работе и дома. СПб, 1994

15.Журавлев И.А. Этика общения. – М., 1999

16.Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. – М.: «Флинта», «Наука», 1999

17.Кропоткин П.А. Этика . – М., 1991

18. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения. Учебник для бакалавров,Год: 2013

19.Малая энциклопедия этикета. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2000.

20. Омельченко Н.А. Этика государственной и муниципальной службы. Учебник для бакалавров. Гриф МО,Год: 2013

21. Подопригора М.Г. Деловая этика Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. 

22.Петренко А. Безопасность в коммуникации делового человека. – М., 1994

23.Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса: Учебное пособие. – М.: Дело, 2000.

24.Руткевич А.М. Философия и востоковедение. – М.: Аспект-Пресс, 2003 
25.Уткин Э.А. Этика бизнеса. Учебник для вузов. – М.: Изд-во «Зерцало», 1998.

26.Феофилов Л.Г. Умеете ли Вы себя вести. – Киев: Знание, 1990

27.Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: Учебник для начального профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

28.Этика: Энциклопедический словарь /Под ред. Р.Г.Апресяна, А.А.Гусейнова. – М.: Гардарики, 2001.

 

 

 

 

 

 

Содержание:

1.Этика и этикет как основы  культуры деловых отношений.

Информация о работе Этика и этикет как основы культуры деловых отношений