Этика и культура бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 01:32, реферат

Описание работы

Непосредственная связь этики с жизненной практикой хорошо прослеживается в сфере, так называемой профессиональной этики, которая представляет собой систему моральных требований к профессиональной деятельности человека. Одним из видов профессиональной этики является этика деловых отношений. Она возникла сравнительно поздно на основе общей трудовой морали. В свою очередь, основное место в этике деловых отношений занимает этика бизнеса (предпринимательства). Она включает в себя этику менеджмента (управленческую этику), этику делового общения, этику поведения и др.

Содержание работы

Введение 3
Этика бизнеса: современные концепции. 5
Утилитаризм 5
Деонтическая этика 7
Этика справедливости 8
Культура бизнеса 10
Список литературы 11

Файлы: 1 файл

Министерство Здравоохранения Республики Беларусь.docx

— 32.54 Кб (Скачать файл)

Министерство Здравоохранения  Республики Беларусь

Гродненский государственный  медицинский университет

 

 

 

 

 

 

Кафедра социально-гуманитарных наук

Реферат на тему: « Этика  и культура бизнеса»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель:Рындова Ольга Николаевна

Выполнила студентка 2 курса 

лечебного факльтета

 Трухан Ольга Ивановна 

 
 Гродно, 2013

 

Содержание

  1. Введение                                                                3
  2. Этика бизнеса: современные концепции.           5
    1. Утилитаризм                                                    5
    2. Деонтическая этика                                         7
    3. Этика справедливости                                    8
  3. Культура бизнеса                                                 10
  4. Список литературы                                              11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение.

Целью написания реферата являлся анализ общих характеристик  этики применяемых в бизнесе.

Слово «этика» (греческое ethika, от ethos - обычай, нрав, характер) обычно употребляется в двух смыслах. С  одной стороны этика - это область  знания, научная дисциплина, изучающая  мораль, нравственность, их возникновение, динамику, факторы и изменения. С  другой стороны, под этикой понимается сама совокупность нравственных правил в той или иной сфере поведения  человека или организации. Как обозначение  особой области знания этот термин вᴨȇрвые употребил Аристотель. Понятием «этос» обозначают согласованные правила  и образцы житейского поведения, уклад, стиль жизни какого-либо сообщества людей (сословия, профессиональной группы, социального слоя, поколения и  т.п.), а также ориентацию какой-либо культуры, принятую в ней иерархию ценностей.

Непосредственная связь  этики с жизненной практикой  хорошо прослеживается в сфере, так  называемой профессиональной этики, которая  представляет собой систему моральных  требований к профессиональной деятельности человека. Одним из видов профессиональной этики является этика деловых  отношений. Она возникла сравнительно поздно на основе общей трудовой морали. В свою очередь, основное место в  этике деловых отношений занимает этика бизнеса (предпринимательства). Она включает в себя этику менеджмента (управленческую этику), этику делового общения, этику поведения и др.

Бизнес - инициативная хозяйственная  деятельность, осуществляемая как за счет собственных, так и заемных  средств на свой риск и под свою ответственность, целью которой  является становление и развитие собственного дела для получения  прибыли и решения социальных проблем предпринимателя, трудового  коллектива, общества в целом.

Этика бизнеса - деловая этика, базирующаяся на честности, открытости, верности данному слову, способности  эффективно функционировать на рынке  в соответствии с действующим  законодательством, установленными правилами  и традициями.

Существует две основные точки зрения на соотношение общечеловеческих этических принципов и этики  бизнеса:

1) правила обычной морали  к бизнесу не относятся или  относятся в меньшей стеᴨȇни.  Эта точка зрения соответствует  концепции так называемого этического релятивизма, согласно которой для каждой референтной  группы (т.е. группы людей, на мнение котоҏыҳ о своем поведении ориентируется данный субъект) характерны свои особые этические нормы;

2) этика бизнеса основана  на всеобщих универсальных этических  нормах (быть честным, не причинять  вреда, держать слово и т.п.), которые конкретизируются с учетом  сᴨȇцифической социальной роли  бизнеса в обществе.

Теоретически более правильной считается вторая точка зрения.

Система норм и правил, принятая сегодня в мировом бизнесе, не возникла в готовом виде. Она складывалась на протяжении длительного исторического ᴨȇриода, по мере развития цивилизации, на основе непреднамеренного следования людей определенным традициям и обычаям. Первичные основы профессиональной этики были заложены в ᴨȇриод расцвета античных цивилизаций. Оттуда берут свое начало, например, профессиональная клятва Гиппократа, правила и нормы торговли, в том числе - (что особенно важно для ситуации в отечественном бизнесе) представление о важности соблюдения договоров. Однако в духовном мире человека античной и средневековой культур, основанных на насильственном принуждении человека к производительному труду, не было места представлениям о связи между трудом и собственностью, богатством. Более того, они мыслились как отдельные, даже противоположные элементы человеческой жизни.

Проблемы этики бизнеса  имеют столь же давнюю историю, как  и предпринимательство. Однако особую остроту они приобрели в наше время, когда рынок сильно изменился, из жестокой стала жесточайшей конкуренция. Сейчас во всем мире вопросы этики  деловых отношений широко исследуются, служат предметом научных дискуссий  и форумов, изучаются во многих высших и средних учебных заведений, обесᴨȇчивающих подготовку кадров для рынка труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   2.Этика бизнеса: современные концепции

Вопросы взаимоотношения  этики и экономики в последнее  время начинают активно обсуждаться. Монографии и статьи концентрируются вокруг двух тем: влияния религии, морали, культуры в целом на экономическое поведение человека и утилитарно-просветительской темы этикета в деловой жизни.

В Соединенных Штатах и  в Западной Европе этика бизнеса  давно уже существует как научная  дисциплина, исследующая в соответствующем  ракурсе менеджмент, экономику, стратегическое планирование, финансы, учет, маркетинг. В сферу этики бизнеса входят взаимоотношения между корпоративной  и универсальной этикой, проблема социальной ответственности бизнеса, вопросы приложения общих этических  принципов к конкретным ситуациям  принятия решений, влияние религиозных  и культурных ценностей на экономическое  поведение и др. Существуют специализированные периодические издания (например, Journal of Business Ethics) и большое количество монографий.

Этика бизнеса как прикладная область знаний сформировалась в  Соединенных Штатах и в Западной Европе в 1970-х годах XX века. Однако моральные  аспекты бизнеса привлекали исследователей уже в 60-е годы. Научное сообщество и деловой мир пришли к выводу о необходимости повышения "этического сознания" профессиональных бизнесменов  при проведении ими деловых операций, а также "ответственности корпораций перед обществом". Особое внимание обращалось на участившиеся случаи коррупции  как среди правительственной  бюрократии, так и среди ответственных  лиц различных корпораций. Определенную роль в становлении этики бизнеса  как научной дисциплины сыграл знаменитый "Уотергейт", в который были вовлечены виднейшие представители  администрации президента Р. Никсона. К началу 1980-х годов большинство  школ бизнеса в США, а также  некоторые университеты включили этику  бизнеса в свои учебные программы.

В этике бизнеса сложилось  три основных подхода к моральным  проблемам бизнеса, опирающихся  на три этических направления: утилитаризм, деонтическую этику (этику долга) и "этику справедливости". Представленные в работах американских ученых М. Валаскеса, Дж. Ролза, Л. Нэш, они могут  быть сведены к следующему.

    1. Утилитаризм

Одной из самых влиятельных  в этике бизнеса является концепция  утилитаризма. Морально оправданным  считается такое действие, которое  в итоге приводит к максимально  полезному эффекту. В обобщенной форме принцип утилитаризма формулируется  следующим образом: какое-либо действие правомерно с этической точки  зрения в том и только в том  случае, если суммарный полезный эффект этого действия превышает суммарный  полезный эффект любого другого действия, которое могло бы быть совершено  вместо действия первого.

Это вовсе не означает, что  правомерно такое действие, которое  приносит максимум пользы лицу, его  совершающему. Речь идет о том, что  максимум пользы получают все лица, оказывающиеся в сфере действия результатов акции (в том числе  человек, совершающий данную акцию). Принцип утилитаризма нельзя толковать  и в том смысле, что он предполагает необходимость преобладания положительного эффекта над отрицательным (прибыли над расходами). Согласно этому принципу, в конечном итоге правомерной является такая акция, которая дает наибольшую чистую прибыль по сравнению с другими вариантами. Ошибочно думать, что принцип утилитаризма предполагает необходимость учета только непосредственных и мгновенных результатов наших действий. Напротив, при анализе всех возможных вариантов действий следует учитывать как текущие положительные и негативные эффекты в виде прибыли и расходов, так и прогнозировать последствия, в том числе любые косвенные результаты.

Теория утилитаризма привлекательна во многих отношениях. Ее положения  согласуются с критериями, используемыми  для интуитивной оценки моральности  поведения. Так. когда человек пытается объяснить, почему он "морально обязан" совершить ту или иную акцию, он часто  руководствуется соображениями  о пользе или вреде, которые его  действия могут принести другим людям. Соображения морали требуют учета  интересов всех окружающих наравне  с собственными интересами.

Используя принципы утилитаризма, можно объяснить, почему некоторые  виды деяний считаются аморальными (ложь, супружеская измена, убийство), а другие, напротив - морально оправданными (правдивые высказывания, верность, соблюдение обязательств). Сторонник  теории утилитаризма может доказать, что лгать нехорошо потому, что  ложь приведет к снижению общественного  благосостояния. Когда люди лгут друг другу, они в меньшей мере способны доверять и сотрудничать. А чем  меньше интенсивность доверия и  сотрудничества, тем ниже общее благосостояние. Правдивость в общении-позитивный фактор, ибо укрепляет доверие  и усиливает сотрудничество, тем  самым способствуя укреплению благосостояния. В общем, можно утверждать, что  лучшее правило - говорить правду и воздерживаться от лжи.

Как полагают некоторые критики  теории утилитаризма, один из основных недостатков этого учения состоит  в его несовместимости с двумя  моральными категориями: право и  справедливость. Это означает, что  иногда действия с точки зрения утилитаризма морально оправданны, хотя на самом  деле они неправедны и результатом  их становится нарушение прав человека.

Предположим, ваш  дядя болен неизлечимым и мучительным  недугом и в результате несчастлив; умирать, однако, он не собирается. Несмотря на то, что он находится в больнице и в течение года должен уйти в  мир иной, он продолжает руководить возглавляемым им химическим заводом. Будучи несчастным, он нарочно делает несчастными и своих служащих, намеренно задерживая процесс установки  устройств, обеспечивающих безопасную работу на предприятии, хотя прекрасно  знает, что из-за этого в следующем  году наверняка погибнет по крайней  мере один рабочий. Вы, единственный его  родственник, знаете, что после смерти унаследуете дело и станете не только очень богатым, но и сможете  осуществить свое намерение: воспрепятствовать  дальнейшей гибели служащих, установив  системы обеспечения безопасности. Вы хладнокровно и расчетливо оцениваете ситуацию и приходите к выводу, что можно тайно и безнаказанно умертвить дядю. С точки зрения теории утилитаризма такое действие было бы правомерным, если бы не привело к нанесению кому-либо ущерба. Убив дядю, вы совершаете обмен: его жизнь - на жизнь рабочих, причем ваш успех одновременно избавит дядю от несчастья и боли; такой результат, несомненно, является полезным. В то же время убийство дяди - грубое нарушение его права на жизнь. Таким образом, следуя положениям теории утилитаризма, приходится сделать вывод: убийство, представляющее собой явное нарушение прав человека, а именно наиболее существенного права - права на жизнь, морально оправданно.

Теория утилитаризма учитывает  лишь полезность эффекта в отношении  общества в целом, но не увязывает  этот результат с результатом  распределения полученных благ между отдельными индивидами.

 

    1.  Деотическая этика

Другой подход к проблемам  деловой жизни предлагает деонтическая этика, или этики долга. Центральным  в этом подходе является понятие  права. И с этим понятием приходится сталкиваться каждому бизнесмену. Термин "право" используется для описания нормированного отношения человека к чему-либо. Индивид обладает правом, если правомочен действовать определенным образом или правомочен вступать с кем-либо в некоторые отношения.

Права являются мощным инструментом социальной регуляции, их назначение состоит  в том, чтобы обеспечивать для  индивида возможность свободного выбора цели или рода деятельности, и в  том, чтобы гарантировать этот выбор, защищая его. Наиболее важны среди  различного рода прав так называемые моральные права (или праве человека). Это права, которыми обладают все  люди только потому, что они являются людьми. Моральные права имеют три особенности:

1. Они тесно связаны  с обязанностями. Если я имею  моральное право делать что-то (или обладать чем-то, или стремиться  к чему-либо), то другие люди  имеют моральную обязанность  не мешать мне делать это  (а иногда - в лице государства  - даже содействовать мне).

2. Они обеспечивают возможность  индивидуального автономного и  равноправного выбора цели. Никто  не может заставить меня силой  не поклоняться святыне только  на том основании, что общество  получит от моего отказа некоторую  прибыль: каковы бы ни были  цели других членов общества, они не могут оправдать вмешательство  в планы или деятельность, защищенные  моральным правом. Признать, что  данное лицо обладает моральным  правом - значит признать, что существует  область, в которой это лицо  не подчиняется моим желаниям  и его интересы не подчиняются  моим интересам, т.е. существует  область, в которой отдельные  лица действуют как равные  и автономные.

3. Они образуют базу  для оправдания образа действий  одних лиц и для защиты и  помощи другим лицам. Если я  имею моральное право, то мои  действия морально оправданны. Более  того, если я имею моральное  право делать что-либо, то это  означает, что действия других  лиц, направленные на то, чтобы  мешать мне, не являются оправданными. Напротив, могут считаться оправданными действия других лиц, направленные на ограничение деятельности лиц, препятствующих в моем стремлении к реализации моего права.

Информация о работе Этика и культура бизнеса