Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 16:00, реферат
Экзистенциализм (от латинского existentia — существование) считается одним из крупнейших течений в мировой философии XX в. В нем отражена реакция интеллигенции на неустойчивость и трагизм жизни, незащищенность человека от социальных бурь и потрясений, на возрастание отчуждения между людьми. Сторонники экзистенциализма стремились отыскать новые пути реализации человеческой свободы, способы преодоления страха и одиночества и взывали к ответственности каждого человека, живущего в обществе, требуя уважения к правам и достоинству личности.
В философии одного из главных представителей экзистенциализма Ж.-П. Сартра наиболее подробно рассматривается тема свободы. Свобода для него — это одно из основных определений человеческого бытия («человек осужден быть свободным»4) и в то же время основная цель существования (целью свободы может быть только свобода). Свобода как самое ткань экзистенции означает, что человек открыт для любых возможностей, что он не есть нечто от века данное и предзаданное, напротив, у него «нет природы», он в этом смысле «ничто» и должен сам сделать из себя нечто. Человек никогда не равен сам себе, он всегда «не есть то, что он есть, и есть то, что он не есть». Его существование всегда «не закончено», и все будет зависеть от его выбора. Так в философии Сартра возникает тема творчества, которая в этике выливается в идею творения человеком моральных ценностей, связанную с отказом от признания идеального, объективно данного изначального добра, а также любых фиксированных норм нравственности. С. де Бовуар пишет работу с характерным названием «За мораль неопределенности». Реакция на подобные утверждения была во многом отрицательной. Сартра обвиняли в солипсизме и даже оправдании аморализма. Сартр обвинений не принял. Ответом на них должна была стать специальная работа по этике. Однако мы имеем лишь наброски, хотя и пространные, такой книги, которую издатели озаглавили «Тетради по морали». Здесь Сартр утверждает, что переход на позиции морали означает существенную перестройку сознания, сравнимую с «обращением». Основные моменты моральности таковы: принятие на себя полной ответственности за все свои проекты как за свободно принятые (мои цели желаемы мною — вот решающее основание того, чтобы быть ответственными за них); при «обращении» мир уже не объект присвоения и использования субъектом, последний, напротив, становится условием его раскрытия; другой человек не есть предмет объективации, насилия и угнетения, моральный субъект становится условием существования и раскрытия возможностей другого и не требует для себя ничего от других. Так на место конфликта, негации, поползновения на свободу другого и т.п. (отношений, бывших в центре внимания «Бытия и ничто») встает великодушие. Мораль - это не следование каким-то извне данным предписаниям, а осуществление конкретного эффективного действия, необходимого именно в данной ситуации. Не может быть никаких универсальных норм поведения, а любые апелляции к общезначимым нормам есть попытка ввести в свободный акт внешний и чуждый ему элемент, «Другого». Общезначимая мораль не отдает должного ни самому человеку, ни его ситуации, ни его конкретным индивидуальным проектам. Такова мораль долга, ограничивающая свободу и творчество человека и посягающая на его автономию.
Сартр настаивает на гуманистическом характере экзистенциализма: существуют только люди и только от них зависит характер мира, в котором мы живем (в этом смысле «человек несет на своих плечах всю тяжесть мира»). Эту позицию абсолютно автономного индивида, полагающегося только на свои представления, не разделяет М. Хайдеггер. Человечность человека в гуманизме неверно представлена, по его мнению, лишь этим неоправданным волюнтаризмом, утратившим представление об истинном назначении человека и смысле его бытия. Человеку дарован особый способ бытия — экзистенция, который он и призван хранить. В отличие от Сартра, Хайдеггер стремится умерить субъективистскую активность человеческой жизни с помощью некой необъективируемой основы, в отношении которой адекватна только позиция принятия и хранения. Это — бытие, забвение которого (и ориентация вследствие этого лишь на исчисляемое сущее) привело к кризису современную европейскую цивилизацию. «Слушать бытие» становится своеобразным императивом, имеющим и этико-моральный смысл: все истинные моральные цели могут прийти только от бытия. Но прежде человек должен научиться практиковать необъективирующее экзистенциальное мышление, которое существует «до» разделения философии на традиционные дисциплины (онтологию, этику, гносеологию и т.п.) и которое не является ни теоретическим, ни практическим. Лишь экзистенциальное мышление откроет новые горизонты, лишь в нем мы оказываемся в стихии свободы и истины, оно изменяет самого человека и его ориентации, расчищает пространство для новых возможностей. Поэтому некорректно и преждевременно ставить вопрос о каких-то новых моральных нормах, не пройдя через горнило экзистенциального мышления.
Анализ философских взглядов основных представителей экзистенциализма показывает, что, изучая их, мы имеем дело хотя и с различающимися, но сходными в самом существенном и главном, учениями о бытии и человеческом существовании в нем.
М. Хайдеггер решает проблему человеческого существования иначе. Для него главная задача на пути разрешения вопросов человеческого существования в мире — закладка фундамента под понимание мира. В этом качестве выступает онтология, базирующаяся на прислушивании к бытию и на выработке отношения к нему в соответствии с теми сигналами, которые подает оно нам при нашем стремлении комфортабельно устроиться в мире. Мыслитель стремится найти консенсус между миром и человеком на основе человеческого разума, обогащенного знаниями о гармонии мира.
Для К. Ясперса решение проблем человеческого существования в мире возможно на основе приспособления к миру. Он стремится внушить читателю своих произведений бережное и ответственное отношение к найденным европейской цивилизацией ценностям. Мыслитель предостерегает против бездумного расшатывания устоев западного общества и желает направить усилия людей на ответственное созидание мирового сообщества, в котором народы сольются в единую семью.
А. Камю, высвечивая неблагополучие мира и показывая его абсурдность, предлагают не падать духом, а мужественно выполнять свой человеческий долг, не страшась утрат, не склоняясь под ударами судьбы, спокойно делать свое будничное дело, когда же гнет действительности становится нестерпимым, отваживаться на бунт, устраняющий и ослабляющий этот гнет.
В экзистенциализме собственно философские проблемы неотделимы от этических и предполагают друг друга; мораль, по мнению сторонников этого течения, одновременно является и единственно возможной сферой проявления человеком своей «подлинности», и средством выявления действительных онтологических структур «подлинного» бытия.
Специфика экзистенциализма как этической концепции заключается прежде всего в претензии на принципиально новое понимание человека и его места в мире, смысла и значения человеческого существования. Главным для экзистенциализма является вопрос о том, как человек может отстоять свою индивидуальность, своё «я» в условиях монополизации и бюрократизации общественной жизни, о возможности выхода за рамки стандартизированной жизни и выполнения навязанных ролей, не выражающих его индивидуальных интересов и стремлений. Согласно представлениям экзистенциалистов, человек является хозяином своей собственной судьбы лишь тогда, когда его действия носят непосредственно импульсивный характер. По замыслу эта точка зрения призвана изменить положение человека в современном буржуазном обществе, превратить его из существа, которым «действуют» в единственного творца своего бытия.
По теории экзистенциализма, чтобы встать на путь свободного, подлинно человеческого бытия, человеку достаточно, не меняя внешних условий, изменить лишь внутреннюю установку сознания с таким расчётом, чтобы его бытие выступило перед ним как его собственное творение. Нравственность в этом смысле перестаёт быть поведением, отличным от безнравственного. Она превращается всего лишь в особую форму умонастроения, освоения в сознании человеком своего места и значения в мире.
Каковы бы ни были различия экзистенциалистских философов, им удалось заострить внимание на одной кардинально важной для этики проблеме: мораль - не просто следование известным и общепринятым нормам, а специфический и живой опыт переживания особого состояния, которое знаменует внутреннее изменение человека и поднимает его на новую ступень жизни. Это состояние требует постоянного усилия, совпадающего по своему конечному смыслу с утверждением собственно человеческого существования.