Этика как наука о морали, ее структура и основные задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 06:18, контрольная работа

Описание работы

Этика является одной из древнейших и увлекательнейших областей человеческого знания. Термин «этика» про¬исходит от древнегреческого слова «этос» (ethos), озна¬чавшего действия и поступки человека, подвластные ему самому, имеющие различные степени совершенства и предполагающие моральный выбор индивида. Первона¬чально, еще во времена Гомера, этос — жилище, посто¬янное местопребывание. Аристотель интерпретировал этос как добродетели человеческого характера (в отличие от добродетелей ума).

Содержание работы

1 Понятие этики и морали 3
2 Этика как наука о морали 4
3 Структура и основные задачи этики 6
3.1 Структура и основные задачи нормативной этики 6
3.2 Структура и основные задачи теоретической этики 8
3.3 Общая структура этики 9
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

Этика как наука о морали, ее структура и основные задачи.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

Хотя работа и строится по алфавитно-словарному признаку, некоторые методологически не проясненные вопросы, касающиеся того, к какому периоду относится такой-то мыслитель или такое учение, могут встать довольно остро. В особенности это касается мыслителей, чье творчество падает на переходные эпохи. К какому периоду отнести, например, классический утилитаризм, эволюционизм, марксизм, Г.Сиджвика или В.С.Соловьева, хронологически привязанных ко второй половине и даже к концу девятнадцатого века, но идейно и теоретически относящихся, кажется, к классически-новоевропейской философии?

Специально нуждается в обдумывании и обсуждении вопрос о выделении статей, посвященных развитию и состоянию моральной философии в отдельных странах.

Может представиться целесообразным вместо персоналий дать в словаре статьи, посвященные школам и направлениям в моральной философии, таким, как, к примеру, неокантианство, философия жизни, фрейдизм и неофрейдизм, прагматизм, лингвистический анализ, неотомизм, неопротестантизм, феноменология, экзистенциализм, персонализм и т.д. Хотя если строго придерживаться этого, в словаре могут не найти места многие историко-философские учения, причем значительные, которые не конституировались в какие-либо «измы». В какую рубрику попадет Бруно? Своеобразие его морального учения не исчерпывается отнесенностью к неоплатонизму. По каким рубрикам развести таких мыслителей, как Бэкон или Гете. Ортега, Тейяр или Швейцер, Шестов или Розанов? Во всяком случае в построенном таким образом издании непременно потребуется именной указатель.

Основные направления этической мысли могут быть подобраны по эти-ко-нормативному и конфессионально-нормативному признакам.

К этому же блоку должны быть отнесены религиозные моральные доктрины: индуизм, буддизм, синтоизм, зороастризм, иудаизм, христианство (с разбивкой на ветхозаветную и новозаветную этику, православие, католичество, протестантизм, «малые» христианские церкви), ислам, экуменизм, новые религии.

2. К теоретической этики относятся:

а) метаэтические и собственно морально-философские темы, касающиеся характера этики как специфического теоретического знания, условий возникновения морали и ее существования в истории, специфики феномена морали, обоснования морали (в частности, в разнообразии известных подходов к этому: теологическое, реалистическое, социологическое и т.п. обоснования морали). Эти темы отражены в понятиях: «добро и зло», «должное и сущее», «абсолютное и относительное», «общее и особенное», «долг», «совесть», «свобода».

б) социально-философские темы, касающиеся характера морального регулирования поведения и взаимосвязи морали с другими формами духовной жизни. Эти темы отражены в понятиях: «норма», «оценка», «санкция», «наказание» и т.д. Но эти понятия безусловно, не являются собственно этическими, и их включение в словарь по этике должно быть аргументировано отдельной работой по фокусированию их специфического морально-философского содержания. Эти темы отражены также в понятиях собственно этических: «добро и зло», «правильное и неправильное», «долг», «обязанность», «справедливость», «стыд», «страх», «грех», «вина», «смирение». Сюда же можно отнести некоторые устойчивые нормативные формулы морального сознания, типа золотого правила нравственности и заповеди любви:

а) эпистемологические и аксиологические темы, касающиеся характера морального знания и опыта, особенностей языка морали и моральных суждений, такие как: добро и истина, добро и красота.

3. Мораль и нравы.

Хотя сложилось так, что описание морали, а точнее, нравов, фактически выделилось из философского знания и проводится в рамках культурантропологических исследований, в словарь по этике необходимо включить ряд статей описательно-эмпирического содержания, такие как: нравы первобытного, архаического общества, племенные нравы и обычаи, мораль и нравы древнего общества (включая, насколько это возможно, допотопные цивилизации), феодального общества, сельскохозяйственной общины, городской общины, различных сословий (аристократии, рыцарства, монашества, купеческих и ремесленных гильдий и т.д.), эпохи первоначального накопления капитала и ранних буржуазных революций, протестантская этика.

Особая группа тем о связи  морали и нравов с различным общественно-политическим устройством: либерально-демократическим, авторитарным, тоталитарным: обществом «реального социализма», обществом периода модернизации, в частности, в странах «третьего мира».

Изменение нравов в результате сексуальной  революции, а также распространения и институционализации молодежной культуры, также подпадает под эту рубрику.

4. В блоке нормативной этики анализируется ценностно-императивное содержание морали, сопоставляются различные нравственные программы (принципы, аргументация, нормативные формулы, поведенческие ориентации и т.п.). К этому блоку относятся: а) «объективизированные» формы нравственного сознания — кодексы, социально-этические утопии, повеления, «крылатые» выражения; б) нормативно-этические системы (такие основные, как гедонизм, утилитаризм, перфекционизм, альтруизм);  в) добродетели и пороки; г) нравственные принципы (индивидуализм и коллективизм, патернализм и материализм и т.п.).

5. На пересечении предыдущих блоков разворачивается тематика, которая в литературе иногда обозначается как «социальная этика» и «индивидуальная этика». (В философии В.С. Соловьева это деление концептуально в иных понятиях: «объективная» и «субъективная» нравственность).

«Социальная этика» отражает особенности обнаружения или функционирования морали в обществе. Сюда относятся, например:

а) моральные аспекты автономии, отчуждения, политики, права, экономики;

б) власти, бюрократии, собственности, труда, уголовного наказания, международных отношений и т.п.

в) обнаруживается также особая связь «социальной этики» с проблемами войны и мира (справедливые и несправедливые войны, пацифизм, служба в армии), насилия и ненасилия, этнических отношений,

г) филантропии, педагогики и воспитания, проституции и порнографии, этикета и т.п.

6. В рубрике индивидуальная этика представлены темы, связанные с личностными проявлениями морали, или личностной определенностью морали:

а) добродетели и пороки, моральный  характер;

б) обязанности человека, свобода и ответственность;

в) жизнь и смерть, предназначение человека;

г) благоговение, отношение к высшему, к абсолюту;

д) нравственное формирование личности, нравственное совершенствование; опыты и практика нравственного совершенствования: этика и аскетика, аскетическая нравственность;

е) нравственные проблемы общения (доверие, благодеяние, благодарность, дружба, любовь).

Сюда же можно отнести «новые» темы специфических проявлений нравственности, к примеру, обусловленные полом (мужская и женская мораль) или возрастом.

Наконец, крупный блок составляет прикладная этика, внутренняя рубрикация которой задается теми отраслями профессиональной или предметно опосредствованной деятельности, которые требуют радикальной спецификации устоявшихся и традиционных нравственных принципов, либо же в которых сами обстоятельства деятельности являются столь неординарными, искушения — неявными, что нарушение этих принципов может оказаться спонтанным и самими агентами деятельности не воспринимаются как таковые. Это:

а) биомедицинская этика;

б) экологическая этика;

в) этика предпринимательства (бизнеса);

г) учительская этика;

д) журналистская этика;

е) судебная этика.

Итак, этика как наука о морали содержит в себе культуру этического мышления, культуру чувств, культуру поведения, а этикет в своей совокупности образуют целостную систему нравственной культуры личности. Каждый из этих элементов непосредственно воплощается в этической морали.

Мораль понимается как форма  общественного сознания и выступает регулятором поведения человека посредством строго фиксированных норм, внешнего психологического воздействия и контроля, либо общественного мнения. Этика связана с нравственной культурой личности — это характеристика нравственного развития личности, в которой отражается степень освоения ею морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношениях с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию. Личность аккумулирует в своем сознании и поведении достижения нравственной культуры общества. Задача формирования нравственной культуры личности заключается в достижении оптимального сочетания традиций и новаций, в соединении конкретного опыта личности и всего богатства общественной морали. Элементами нравственной культуры личности являются культура этического мышления («способность морального суждения», умение пользоваться этическим знанием и различать добро и зло), культура чувств (доброжелательное отношение к людям, заинтересованное и искреннее сопереживание их горестей и радостей), культура поведения и этикет.

 

 

 

Список литературы

 

    1. Апресян Р. Г., Артемьева О .В., Максимов Л.В. О Систематизации этического знания // Философские науки № 1, 1999.
    2. Леонов К.П.  Связь этики и морали. // Вопросы философии, №3, 1998.
    3. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973. С. 98.
    4. Эстетика: Словарь/Под общ. ред. А. А. Беляева и др.— М.: Политиздат, 1989—447 с.

 

 




Информация о работе Этика как наука о морали, ее структура и основные задачи