Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 00:02, реферат
Этика ненасилия – это древнейшее учение, которое означает отказ от зла и применения силы по отношению к ближнему. Истоки этой концепции находятся еще в древности, в середине I тысячи до н. э. Именно в это время формируется человекоцентричный взгляд на мир, связанный с золотым правилом нравственности. Мысль о ненасилии есть во многих религиях – джайнизме, буддизме, индуизме. В христианстве эта идея является одной из основополагающих, на ней основана Нагорная проповедь: «Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб». А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» [3, Мф. 5: 38–41, с. 5]. Тем самым Иисус Христос отрицает древний закон («lex talionis») – принцип талиона, обязывающий отомстить за совершенное врагом зло, и провозглашает новый нравственный закон – закон любви.
Этика ненасилия – это древнейшее учение, которое означает отказ от зла и применения силы по отношению к ближнему. Истоки этой концепции находятся еще в древности, в середине I тысячи до н. э. Именно в это время формируется человекоцентричный взгляд на мир, связанный с золотым правилом нравственности. Мысль о ненасилии есть во многих религиях – джайнизме, буддизме, индуизме. В христианстве эта идея является одной из основополагающих, на ней основана Нагорная проповедь: «Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб». А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» [3, Мф. 5: 38–41, с. 5]. Тем самым Иисус Христос отрицает древний закон («lex talionis») – принцип талиона, обязывающий отомстить за совершенное врагом зло, и провозглашает новый нравственный закон – закон любви.
К этике ненасилия обращались многие
известные мыслители, наиболее яркие
из которых стали представителями
целого философского течения. Прежде всего,
это Л. Н. Толстой, М. Ганди и М.
Л. Кинг. Об этих великих людях и
их концепциях сказано много. Однако
их теоретическая и практическая
разработка понятий, методов и законов
ненасилия остаётся по-прежнему актуальной,
ибо несёт гуманистические
Нравственные законы переходят от поколения к поколению, поэтому особенно важно привить гуманистические идеалы детям. На этих правилах основана педагогика ненасилия, включающая личностно ориентированный подход [1] и грамотное взаимодействие ребёнка и общества.
Её основателем в России по праву считают Л. Н. Толстого, создавшего знаменитую школу в Ясной Поляне и внёсшего ряд очень важных для образовательного процесса его времени идей. Эти мысли по-прежнему значимы и сегодня, потому что в основе их лежат, как мы уже упомянули выше, вечные нравственные идеалы.
Попробуем разобрать подробнее, на каких основаниях зиждется этика ненасилия, а следовательно, и толстовская педагогика.
Главное правило этики ненасилия у Л. Н. Толстого – «непротивление злу силою», то есть не создавать зло ни при каких обстоятельствах. У М. Ганди центральным является понятие «ахимсы» (санскр. «ахимса» - «невреждение») – «это избежание убийства и причинения вреда действием, словом и мыслью всем живым существам; основополагающая, первая добродетель, согласно всем системам индийской «практической философии» [9, с. 30]. К «ахимсе» примыкает «сатьяграха» – оригинальная техника политической борьбы, целью которой является улучшение отношений с врагом, достижение гармонии в отношениях различных людей и групп. М. Л. Кинг, следуя классическим правилам Л. Н. Толстого и М. Ганди, оттачивает их до совершенства, подробно объясняя своим сторонникам, как вести себя в ситуациях с противником: «Несмотря на плохое к нам отношение, мы не должны ожесточаться и испытывать ненависть к нашим белым братьям. Как сказал Букер Т. Вашингтон «Пусть никто не доведет Вас до такой низости, чтобы вы его ненавидели» [6, с. 57].
Итак, принцип «возлюбите врагов ваших»
– это общий, абсолютный идеал, на
котором построены классические
концепции великих мыслителей. Но
постепенно к нему добавляются детали:
на наш взгляд, М. Ганди делает акцент
на ненасилии в политике, а М. Л.
Кинг разрабатывает политические аспекты
ещё подробнее и добавляет
алгоритм ненасильственных взаимодействий
в личных отношениях. У каждого
из философов к традиционной, христианской
трактовке ненасилия
Таким образом, этику ненасилия можно условно поделить на теоретическую и практическую. Классические концепции Л. Н. Толстого, М. Ганди и М. Л. Кинга, включающие вышеописанные идеи, правила и принципы, все вместе являются теорией этики ненасилия. Но каждый из трёх мыслителей дополняет эту концепцию, делая свой практический вклад в этику ненасилия.
М. Ганди и М. Л. Кинг создают новые дипломатические законы, с помощью которых помогают своему народу; они не только используют их сами, но и обучают им других, и эти принципы были очень эффективны в борьбе угнетённых наций за независимость.
Л. Н. Толстой, на наш взгляд, в большей степени теоретически исследовал насильственный механизм государственного устройства, не разрабатывая практической стратегии действий. Его деятельность шла другим путём – во-первых, он хотел сблизиться с народом, «опроститься», во-вторых, он воплотил в жизнь свои педагогические принципы. Они оказались началом абсолютно нового на тот момент подхода к воспитанию гражданина. Эти принципы были важным новым шагом к сохранению мирных отношений между народами, к чему в будущем будут стремиться также М. Ганди и М.-Л. Кинг.
В первую очередь, Толстой осуждал насилие, принуждение в образовании, которое царило в то время и было выгодно господствующему классу, а также он отрицал чрезмерную авторитарность и навязывание собственного мнения в педагогике. Оригинальность Толстого была в разработке собственной ненасильственной педагогической системы и применении её в России для простого народа. Одна из важнейших черт его системы – это ценностный, аксиологический подход философа. Во главу угла Толстой ставит свободу (полную, но не чрезмерную), совесть, любовь и творчество. Отсюда вытекает важнейший смысл этики Толстого и этики ненасилия в целом – «в созидании себя человеком, в идее самосовершенствования» [4, с. 233]. Ибо, переставая отвечать злом на зло, человек развивает в себе чувство любви, стремится к большей духовности, к сохранению самых лучших качеств и ценностей.
Поэтому аксиологический подход, основанный на этике ненасилия, в последнее десятилетие широко исследуется в педагогике и философии – например, в работах А. А. Гусейнова, Н. И. Макаровой и Н. В. Наливайко, В. А. Ситарова и В. Г. Маралова, Д. А. Белухина и других.
«Аксиологическими аспектами педагогики ненасилия являются: во-первых, научно-теоретические знания, на которые можно опереться при решении проблем нравственного воспитания в ненасильственном образовании… Во-вторых, это проблема ценностных установок человека в переломные времена развития общества. С точки зрения педагогики ненасилия, значимы такие ценности, как свобода, добро, но в первую очередь высшая ценность – сам человек» [7, с. 181]. Здесь важно также, что этика ненасилия обучает рациональным личностным взаимоотношениям, способствует поиску понимания и согласия в общении. Поэтому мы, в свою очередь, добавляем к свободе, добру и достоинству такие ценности, как прощение, любовь, человечность, уважение к другим и самоуважение. Первые четыре ценности логически вытекают из слов Христа в Нагорной проповеди, из принципа «непротивления злу силою» эти ценности необходимы для уменьшения конфликтности людей. Почему же мы прибавляем к ним ещё «самоуважение»? Обратимся вновь к словам Иисуса Христа: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» [3; Лк. 10:27, с. 77]. Сказано – «как самого себя», следовательно, не может быть настоящего уважения к другому человеку (в том числе и к врагу), без любви к себе и самоуважения. Этот тезис применимо к этике ненасилия можно проиллюстрировать на простом примере из деятельности М. Л. Кинга. Если бы М. Л. Кинг не призывал своих сторонников сохранять чувство собственного достоинства, не заставлял их верить в то, что темнокожие люди ничем не хуже белых, и сохранять спокойствие, несмотря на оскорбления, то агрессия бы не утихла и обернулась уже чёрным расизмом.
Механизм взаимодействия личности с другими людьми, основанный на принятии – непринятии себя достаточно глубоко исследован в психологии. В частности, можно назвать работы знаменитого психолога Э. Бёрна [2], в основе трансакционного анализа которого рассмотрение причин агрессивного поведения личности – как нападающей, так и защищающейся. Самоуважение, наряду с человеческим достоинством (а ведь права именно на него так эффективно отстаивали М. Л. Кинг, М. Ганди и Л. Н. Толстой) является важнейшей частью этики ненасилия.
Все эти ценности, наряду с творческим подходом к обучению, необходимо прививать через образование. На сегодняшний день в России и во всём мире возрастает необходимость в нравственном воспитании молодёжи, духовном самосовершенствовании каждого человека (в том числе и взрослого). Это связано не только с криминальной обстановкой в стране и угрозой терроризма, но, в первую очередь, с сохранением национального самосознания, ибо «любовь к своему народу неотделима от любви ко всему человечеству» [5, с. 122].
В этом плане необходимо стремиться к внедрению патриотического и гуманистического образования в разных направлениях. В формировании личностных установок юного поколения может сыграть роль не только школа, но и центры дополнительного образования и учреждения культуры, а также проведение конкурсов, направленных на обучение через творчество. Актуальность такой педагогической работы с молодёжью возрастает сегодня особенно в связи с тем, что в наше время реклама и средства массовой информации старательно меняют нравственные установки, в первую очередь отравляя сознание нового, подрастающего поколения. Оградить общество от этической деградации, девиантного поведения и террора могут педагогика и философия ненасилия. При этом необходим как индивидуальный подход, ибо в центре этики – достоинство и самоуважение человека, так и коллективный, потому что обучает грамотному взаимодействию личности и окружающих. Таким образом, этика ненасилия способствует гармонизации каждого индивида и общества в целом, уменьшает конфликтность и жестокость социума. Несмотря на то, что этика ненасилия существует с древнейших времён, психология и педагогика ненасилия – относительно новые направления, возникшие в последние десятилетия XX – начало XXI веков. Однако за этот короткий период уже появились исследования, глубоко дополняющие классическую теорию ненасилия и дающие новый практический опыт [4, 5, 6]. Это ещё раз доказывает, что идеи ненасилия необходимы сегодняшнему миру, потому что формируют у человека неэгоистичное отношение к людям и способствуют сохранению межнационального мира. Необходимы дальнейшие разработки педагогических и психологических методик, а также философский анализ и систематизирование теоретических данных для будущего воплощения этих идей в реальную жизнь/