Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 18:10, реферат
В современной действительности огромное внимание уделяется психологии и этике педагогического общения. Сегодня как никогда такие проблемы становятся актуальны. Это связано с развитием демократического общества в нашей стране, при котором на первый план выходит человек как личность, человек, требующий к себе внимания и доброжелательного отношения.
Введение …………………………………………………………………………………....3
Глава 1 Этические основы профессионального общения ………………………………5
1.1. Сущность процесса общения……………………………………………………….…5
1.2. Этика человеческих контактов. Эмпатия и симпатия
в общении………………………………………………………………………………...…9
Глава 2 Педагогический такт как компонент нравственной………………………..….12
культуры учителя
2.1. Понятие и основные составляющие педагогического
такта ………………………………………………………………………………...……..12
2.2. Признаки и элементы педагогического такта………………………………………13
Заключение ………………………………………………………………………..............15
Список литературы………………………………………………………………………..16
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова
Институт интенсивного образования
Кафедра теоретической и прикладной социологии
Реферат по дисциплине
Тема: «Этика педагога»
Работу выполнил:
Студент гр. Зр - Ср- 12 подпись, и. о. фамилия
Работу проверил:
Преподаватель к. п. н., доцент кафедры ИП., А. Л. Новоселова
Заринск 2011
Введение ………………………………………………………………………………
Глава 1 Этические основы профессионального
общения ………………………………5
1.1. Сущность процесса общения……………………………………………………….…
1.2. Этика человеческих контактов. Эмпатия
и симпатия
в общении……………………………………………………………
Глава 2 Педагогический такт как компонент
нравственной………………………..….12
культуры учителя
2.1. Понятие и основные составляющие педагогического
такта ………………………………………………………………………………
2.2. Признаки и элементы педагогического
такта………………………………………13
Заключение ………………………………………………………………………...
Список литературы……………………………………………………
В современной действительности
огромное внимание уделяется психологии
и этике педагогического общения. Сегодня
как никогда такие проблемы становятся
актуальны. Это связано с развитием демократического
общества в нашей стране, при котором на
первый план выходит человек как личность,
человек, требующий к себе внимания и доброжелательного
отношения. Любовь к детям, уважение и требовательность
к ним, высокий профессионализм и научно-педагогическая
подготовленность, умение найти эффективные
воспитательные воздействия на личность
и коллектив, справедливость, коммуникативность,
высокий уровень внешней и внутренней
культуры – вот основные особенности
профессиональной этики педагога.
Для педагога важно соблюдать этические принципы в своей работе. Этика – это понимание идеалов, моральных принципов и норм поведения. Она имеет очень большое значение в работе педагога. С одной стороны, он должен знать многие этнические принципы в общении с детьми, с другой стороны, передать этические знания ученикам, помочь усвоить их и строить на этой основе свое поведение. Многие этнические принципы являются основой профессионализма педагога. В их числе эмоциональные переживания (гордость, гнев, любовь, сочувствие), волевые качества, отношение к себе и другим.
Профессиональной этикой, в общем, называют кодексы поведения, обеспечивающие нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности. Особенностью профессиональной этики является её тесная связь с деятельностью членов
конкретной группы и неразрывное единство с общей теорией морали.
Педагогическая
этика является самостоятельным разделом
этической науки и изучает особенности
педагогической морали, выясняет
специфику реализации общих принципов
нравственности в сфере педагогического
труда, раскрывает её функции, специфику
содержания принципов и этических
категорий. Также педагогической
этикой изучается характер нравственной
деятельности учителя и нравственных
отношений в профессиональной среде,
разрабатываются основы педагогического
этикета, представляющего собой совокупность
выработанных в учительской среде
специфических правил общения,
манер поведения и т.п. людей,
профессионально занимающихся обучением
и воспитанием.
Глава 1 Этические основы профессионального
общения
1.1. Сущность процесса общения
Деятельность творческого коллектива
представляет собой отношения руководителя
этого коллектива с его учащимися. По-другому
их можно назвать отношения «учитель-ученик».
В этой связи для простоты в дальнейшем
будем применять термины «учитель» и «ученик».
Отношения «учитель — ученик»
— достаточно серьезная педагогическая
проблема. Во взаимодействие постоянно
вступают два разных духовных мира: мир
учителя (опыт, знания, убеждения, нравственные
взгляды, ценностные ориентации его поколения
и т. п.) и мир ученика (проблемы и противоречия
развития, формирования личности: стремление
все познать, попробовать; разноплановые
интересы, желания, потребности и т. п.)
Суть проблемы общения в умении «сопрягать»
эти разные духовные меры.
Такое понятие как общение психологи
определяют как:
• «сложный, многоплановый процесс установления
и развития контактов между людьми, порождаемый
потребностями совместной деятельности...»;
• «одна из универсальных форм активности
личности (наряду с познанием, трудом,
игрой), проявляющаяся в установлении
и развитии контактов между людьми, в формировании
межличностных отношений и порождаемая
потребностями в совместной деятельности»;
• «связь между людьми, в результате которой
происходит влияние одного человека на
другого»;
• «это сложный и многогранный процесс,
который может выступать в одно и то же
время и как процесс взаимодействия индивидов,
и как информационный процесс, и как отношение
людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния
друг на друга, и как процесс сопереживания
и взаимного понимания».
Вступая в общение, человек несет
в себе:
- сложившиеся убеждения, отношения, ценностные
ориентации, определяющие его социально-нравственную
позицию;
-стиль поведения в общении;
- стремление реализовать свои ролевые
притязания, самоутвердиться;
- намерение понять другого, опыт восприятия,
изучения, понимания, объективного оценивания;
- сложившийся способ воздействия на партнера
по общению, заражение, внушение, подражание.
Педагогическое общение - это многоплановый
процесс организации, установления и развития
коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия
между педагогами и учащимися, порождаемый
целями и содержанием их совместной деятельности».
Педагогическое общение — это
продуктивное общение. Его результатом
является духовное обогащение двух сторон:
и педагога, и воспитанника. Но такое обогащение
возможно, если педагог, занимая позицию
субъекта, относится и к воспитаннику
как субъекту. Это означает:
- уважение педагогом духовного мира воспитанника,
признание его права на несогласие с учителем;
- интерес к миру ученика и сопричастность
к его состоянию, сопереживание его успеху
и неуспеху;
- восприятие индивидуальности воспитанника
как ценности со всеми только ему присущими
качествами.
Основные функции педагогического
общения:
•информационная,
•социально-перцептивная,
•самопрезентативная,
•интерактивная,
•аффективная.
Информационная функция общения
реализуется в обмене информацией познавательного
и аффективно-оценочного характера между
учителем и учениками. Передача этой информации
осуществляется средствами вербальной
и невербальной коммуникации.
Социально - перцептивная функция
проявляется в умении учителя воспринимать
и слушать ученика (собственно - перцептивный
уровень), а также в особой «чувствительности»
к воспитаннику (эмпатийный уровень). Самопрезентативная
функция помогает самовыражению и учителя,
и ученика. В актах общения осуществляется
презентация так называемого внутреннего
мира педагога и воспитанника.
Интерактивная функция педагогического
общения состоит в обмене образами, идеями,
действиями и в способности отстаивать
свои идеи, доказывать свою точку зрения.
Если учитель заинтересован развитием
личности ученика, то он будет стремиться
научить его умению социального поведения
и общения с инакомыслящими, навыкам ведения
споров, дискуссий.
Аффективная функция общения
заключается в эмоциональной стимуляции,
разрядке, психологическом комфорте и
контроле аффекта, его нейтрализации,
коррекции. Положительное эмоциональное
общение создает условия для творческой
совместной деятельности, появления особой
социальной установки на другого человека,
вызывающей чувство уважения, симпатии,
благодарности.
В целом данные функции педагогического
общения играют основную роль в деятельности
учителя и характеризуют его коммуникативные
способности.
С точки зрения этической стороны общения
(куда, кстати, и относится педагогический
такт) акцент следует сделать на те функции
в процессе общения, которые играют главную
роль в формировании этики человеческих
отношений. Это такие функции, как:
• «открытие» обучающегося на общение
— пробудить желание выйти на общение,
снять психологические зажимы, снять страх
перед неизвестностью; убедить ученика
в его свободном выборе характера общения
(но с учетом нравственных норм), повысить
самооценку и уверенность в себе, а также
убедить ученика в положительном отношении
к нему учителя,
• «соучастие» ученику в процессе общения
— данная функция призвана поддержать
ученика в его стремлении к общению, принять
часть трудностей на себя, оказать помощь
воспитаннику, проявить интерес к его
внутреннему миру. Данная функция обеспечивает
механизм транслирования одного «Я» другому
«Я»,
• «возвышение» учащегося в процессе
общения. Функция «возвышения» — такое
влияние на ученика, при котором ему удается
в ходе взаимодействия сохранить уровень
этической культуры общения и благодаря
духовным и физическим усилиям совершить
восхождение к новым духовным новообразованиям.
Содействовать восхождению — значит формировать
нравственные качества личности ученика
(стремление стать добрее, смелее, решительнее).
Реализация этих функций обеспечивается
практическими профессиональными умениями
педагога. Методика формирования данных
умений предложена Н. Е. Щурковой.
Чтобы педагогическое общение
было эффективным, педагогу необходимо
знать:
- закономерности общения;
- структуру общения, особенности реализации
коммуникативной, интерактивной и перцептивной
функций общения;
- методику изучения общения и межличностных
отношений;
- основные психолого-педагогические и
этические требования, предъявляемые
к организации педагогического и межличностного
общения.
Моральные принципы педагогического
общения представляют собой одну из форм
этического сознания педагога. В них выражаются
наиболее обобщенные требования к этике
общения педагога с учащимися. Принципы
педагогического общения определяются
целями воспитания, и в основе их лежит
диалоговый характер взаимодействия педагога
с учениками. Это принципы:
-ненасилия (право ученика быть тем, что
он есть);
-паритетности взаимоотношений;
-уважения труда познания ученика;
-уважения неудач и слез ребенка;
-уважения тяжелой работы роста;
-уважения самобытности ученика;
-безусловной любви воспитателя к воспитаннику;
-оптимальной требовательности и уважения;
-опоры на положительное в ребенке;
- компромиссности спорных решений. Данные
принципы подтверждаются практикой выдающихся
педагогов.
Определив основные моменты
взаимоотношений учителя и ученика, перейдем
непосредственно к рассмотрению этики
человеческих контактов.
В процессе общения с учащимися
педагог расширяет свои знания о личности
учащегося. Он по-разному воспринимает
и оценивает воспитанников в той или иной
ситуации, что накладывает определенный
отпечаток на формирование эмоционально-межличностных
отношений учащихся с учителем.
Немаловажную роль в процессе общения
играют человеческие отношения, основанные
на чувствах симпатии, антипатии, эмпатии.
Симпатия, эмпатия и человеческое познание
есть явления, представляющие собой единый
процесс, характеризующийся постепенным
углублением проникновения одного человека
в психологию другого.
Эмпатия - это понимание другого
человека без помощи слов через ощущения,
чувства, эмоции с последующим их осознанием.
Эмпатия — сопереживание, умение
поставить себя на место другого, способность
человека к произвольной эмоциональной
отзывчивости на переживания других людей.
Сопереживание — это принятие тех чувств,
которые испытывает некто другой так,
если бы они были нашими собственными.
Основоположник гуманистической психологии
К. Роджерс (1902-1987) определял эмпатическое
понимание как «умение войти внутрь личного
мира другого человека и увидеть, правильно
ли мое понимание партнера».
Проявление эмпатии в общении —
это общая установка на понимание педагогом
своего ученика, его состояния в данный
момент, что отражается всеми невербальными
средствами ребенка: интонацией, позой,
мимикой, походкой, жестами. Достаточно
часто воспитанник не может выразить свою
мысль так, чтобы учитель правильно его
понял, но педагог должен обладать умением
«прочитать» душевное состояние ребенка,
«расшифровать» скрытый смысл сказанного
учеником даже по тону произнесенной фразы.
Сочувствие, сострадание, эмоциональное
созвучие позволяет педагогу поставить
себя на место ученика, понять его истинные
намерения, переживания. Эмпатия обычно
дополняет рефлексию. Далеко не все рассказывает
о себе личность партнеру по общению, ученик
— учителю, о многих вещах вообще не принято
говорить. В состоянии эмпатии педагог
чутко воспринимает психическое состояние
воспитанника, его тончайшие эмоциональные
и смысловые оттенки. Эмпатийному учителю
по невидимым каналам передается страх
учащегося перед экзаменом; радость воспитанника
от успешного решения задачи, которая
ранее не решалась и т.д.
В эмпатии можно различить две
ступени: «сочувствие» и «сопереживание».
Сочувствие как устойчивое свойство побуждает
человека к альтруистическому поведению,
так как в основе этого свойства лежит
нравственная потребность в благополучии
других людей, формируется представление
о ценности другого. По мере психического
развития эмпатия сама становится источником
нравственного развития.
Эмпатия - сопереживание более
свойственна учащимся младшего школьного
возраста, а эмпатия - сочувствие более
характерна для подростков, именно эту
особенность и следует учитывать учителю
в работе с детьми.
Наибольший успех в общении имеют
педагоги с развитой эмпатией, это одно
из важных профессиональных качеств учителя,
которое необходимо развивать, используя
различные методики.
Эмпатийное общение складывается
из следующих компонентов:
- умение слышать ученика (отмечать не
только то, что сказано, но и как это сказано);
- положительная установка на воспитанника;
- развитое внимание, память и воображение
(способность проанализировать увиденное
и спрогнозировать последующее развитие
событий в общении).
Симпатию можно трактовать как
определенную чувственную фиксированную
установку. Как эмоциональная установка
симпатия требует ответных эмоционально-положительных
реакций — взаимности, взаимопонимания.
Чувство симпатии сближает людей, создает
условия для их взаимного познания и уважения.
В процессе непосредственных отношений
порождается склонность к предпочтению,
привязанности к определенному человеку.
Симпатия порождает повышенный интерес
к людям, в ходе его удовлетворения создаются
необходимые эмоционально-психологические
условия, благоприятная атмосфера для
формирования и развития у человека способности
адекватно воспринимать, понимать и оценивать
окружающих.
В общении учителя с разными
коллективами и с каждым отдельным учеником
часто возникает ситуация, когда, казалось
бы, совершенно независимо от учителя
складывается его стереотип отношений
к тому или иному классу или ученику. Появляются
симпатии к одним классам и антипатии
к другим, появляются любимчики и нелюбимые
ученики. Иногда в возникновении симпатии
решающую роль играет ситуация. Преподаватель
может теплее, чем к другим, относиться
к сыну друзей, который обучается в его
классе; к ученику-шахматисту (если сам
увлекается этой игрой); к ученице, которая
хорошо поет (если учитель любит данный
вид искусства или сам поет) и т. п. Такой
подход нередко приписывает воспитаннику
чаще положительные качества, а отрицательные
практически не замечаются. И наоборот,
если учитель проявляет к ученику антипатию,
то может относиться к воспитаннику более
критично, предвзято, не замечая его положительные
стороны.
Симпатия пробуждает в человеке
не только моральные и эстетические переживания,
но и стремление к познанию объекта симпатии.
Питая симпатию к определенному ученику,
человеческие качества которого оцениваются,
педагог приобретает и усваивает определенную
сумму знаний о нем.
Глава 2 Педагогический
такт как компонент нравственной культуры
учителя
2.1. Понятие и основные составляющие педагогического
такта
Педагогический такт
– это чувство меры в поведении и действиях
учителя, включающее в себя высокую гуманность,
уважение достоинства ученика, справедливость,
выдержку и самообладание в отношениях
с детьми, родителями, коллегами по труду.
Педагогический такт – одна из форм реализации
педагогической этики.
Такт в буквальном смысле —
«прикосновение». Исследователи проблемы
педагогического такта по-разному трактуют
это понятие:
• иногда такт отождествляют с качествами
воспитанности, и тогда данное понятие
приравнивается к понятию вежливости,
• тактичность — это выражение отношения
учителя к делу обучения и воспитания,
• педагогический такт — это специфический
инструмент влияния, требующий наличия
профессиональных педагогических качеств:
мастерства, творческого потенциала, нравственных
чувств.
Сущность данного понятия с
психологической позиции наиболее полно
определил К.Д. Ушинский, хотя и не дал
четкого определения понятия. Педагогический
такт «не что иное, как более или менее
темное и полусознательное собрание воспоминаний
разных психических актов, пережитых нами
самими».
В современной педагогической литературе
сегодня существуют разнообразные трактовки
данного понятия. Приведем лишь некоторые
из них. Педагогический такт — это:
• «поведение учителя, организованное
как нравственно целесообразная мера
взаимодействия педагога с детьми и воздействия
на них»;
• «одна из основных педагогических способностей
и важная составная часть педагогического
мастерства педагога»;
• «форма поведения, когда человек идет
на моральный компромисс, но во имя высоких
нравственных целей. Это смягчение, сознательное
ослабление одного нравственного требования
во имя верности другим»;
• «мера педагогически целесообразного
воздействия учителя на учащихся, умение
устанавливать продуктивный стиль общения»;
• «особое чувство оптимума, мера того,
что делает педагог»;
• «способность устанавливать правильные
взаимоотношения, чувство меры в проявлении
требовательности, в форме выдвижения
требований, особая чуткость в разрешении
психологически тонких педагогических
вопросов.
2.2. Признаки и элементы педагогического
такта
Главным признаком педагогического
такта является его принадлежность к нравственной
культуре личности учителя. Такт относится
к моральным регуляторам педагогического
процесса и основывается на нравственно-психологических
качествах учителя.
Основными элементами педагогического
такта являются:
-требовательность и уважительность к
воспитаннику;
-умение видеть и слышать ученика, сопереживать
ему;
-деловой тон общения;
-внимательность, чуткость педагога.
Профессиональный такт проявляется:
-во внешнем облике педагога;
-в умении быстро и правильно оценить сложившуюся
обстановку и в то же время не торопиться
с выводами о поведении и способностях
воспитанников;
-в умении сдерживать свои чувства и не
терять самообладания в сложной ситуации;
-в сочетании разумной требовательности
с чутким отношением к учащимся;
-в хорошем знании возрастных и индивидуальных
особенностей учащихся;
-в самокритичной оценке своего труда.
Тактичный педагог приходит вовремя
на работу, деловые встречи; своевременно
возвращает то, что одалживал у коллег,
учащихся, их родителей; не повторяет слухов,
непроверенных фактов, тем более, если
они могут нанести ущерб окружающим.
Таким образом, можно сказать профессиональный педагогический долг – одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определённые трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями, коллегами по работе, глубоко осознавать свое отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом. Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В профессиональном долге педагога запрограммирована необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные коллизии и конфликты школьной жизни. Профессиональная честь в педагогике – это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высокоразвитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчётливо. Если учителем в своём поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь учителя – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.
Список литературы