Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 14:23, реферат
Сегодня для российского общества характерны новые требования к личности, к ее морали, к ее поведению и поступкам.
Роль этики как науки в настоящий, переживаемый современным российским обществом период, велика: она должна проанализировать нравственное состояние общества, указать причины, вызвавшие это состояние, предложить решения, которые помогли бы обновить моральные ориентиры общества.
Введение 3
1. Теоретические основы служебных отношений в организации. 3
1.1 Сущность и содержание служебной этики в организации. 3
1.2 Этические нормы деловых отношений в организации. 8
2. Проблема служебных взаимоотношений в организации. 12
2.1 Проблемы служебных отношений 12
2.2 Предложения по решению проблем. 17
Заключение 22
Список используемой литературы: 24
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Уральский государственный университет путей сообщения»
(ФГБОУ ВПО УрГУПС)
Кафедра «Экономика транспорта»
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Введение в профессию»
на тему: «Этика служебных отношений в организации»
Содержание
Введение 3
1. Теоретические основы служебных отношений в организации. 3
1.1 Сущность и содержание служебной этики в организации. 3
1.2 Этические нормы деловых отношений в организации. 8
2. Проблема служебных взаимоотношений в организации. 12
2.1 Проблемы служебных отношений 12
2.2 Предложения по решению проблем. 17
Заключение 22
Список используемой литературы: 24
Введение
Понятие этики служебных отношений прочно входит в нашу жизнь. Для этого в обществе сложились все предпосылки. Экономические преобразования, совершаемые в России, столкнулись с существенной проблемой. Она связана с отсутствием системы моральных и нравственных ориентиров, декларируемых от имени государства, к которой все привыкли за годы советской власти. Прошлого не вернуть, а без морали и нравственности не прожить. Одними из первых очевидность этого обнаружили руководители крупных, средних и мелких предприятий различных форм собственности. Именно в эту сферу вовлечено наибольшее количество людей, составляющих трудовые коллективы (корпорации). Именно в сфере экономики сейчас так остро возникают вопросы, связанные с человеческим фактором. Так или иначе, каждый человек сталкивается с этим, ведь очень много времени мы проводим в рабочем коллективе, взаимодействуем с разными людьми, что заставляет нас следовать нормам и правилам этики.
Под этикой в широком смысле
понимается система универсальных
и специфических нравственных требований
и норм поведения, реализуемых в
процессе общественной жизни. Соответственно,
этика деловых отношений
Общество во все времена различало понятия добра и зла, т.е. имело определенную мораль. Историей развития разграничения этих понятий занимается этика.
В центре этики стоит мораль, т.е. система нравственных отношений, мотивов действия, чувств и сознания. Эти системы определяют "рамочные" границы отношений, поступков и взаимодействий людей в обществе. Конкретное наполнение этих систем (этические нормы, стандарты, правила, требования) зависит от исторического этапа развития общества, т.е. от того, как обществом этого исторического периода понимаются категории добра и зла, какова трактовка высшего блага. Суть высшего блага могут составлять политическая, экономическая, социальная, религиозная и прочие концепции, каждая из которых может иметь различную форму: например, в политической сфере — капиталистическая мораль, буржуазная мораль; в экономической сфере — мораль социально-рыночной экономики.
Изучение исторического развития морали, стоящей в центре этики, показывает, что в разные исторические периоды общество имело различия в складе мышления, в представлениях о мире, в системах духовных ценностей.
Сегодня для российского общества характерны новые требования к личности, к ее морали, к ее поведению и поступкам.
Роль этики как науки в настоящий, переживаемый современным российским обществом период, велика: она должна проанализировать нравственное состояние общества, указать причины, вызвавшие это состояние, предложить решения, которые помогли бы обновить моральные ориентиры общества.
Различают этику общечеловеческую (ее еще называют универсальной) и служебную этику.
Служебная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности. Таким образом, служебная этика — это кодекс поведения, предписываемый тип отношений, которые представляются наилучшими с точки зрения выполнения работниками своих служебных обязанностей в той или иной профессиональной сфере (в производстве продукции, в сфере предоставления услуг и пр.).
Любое профессиональное общение должно протекать в соответствии с профессионально-этическими нормами и стандартами, овладение которыми зависит от ряда факторов. Их можно объединить в две группы:
1-ая группа — комплекс
этических представлений, норм, оценок,
которыми личность владеет от
рождения, представление о том,
что такое добро и что такое
зло — т.е. собственный
2-ая группа — те
нормы и стандарты, приносимые
извне: правила внутреннего
Этика деловых отношений является профессиональной этикой, регулирующей систему отношений между людьми в сфере служебных отношений в организации.
Рассмотрим принципы, требования, составляющие основу этики деловых отношений.
Принципы — это
Применительно к принципам
этики деловых отношений
Среди теоретиков и практиков
бизнеса в масштабе мировой экономики
нет разногласий по поводу того,
каким принципом должен открываться
перечень этических принципов, как
для субъектов этики —
Общепринятым является центральное
положение так называемого
Порядок рассматриваемых далее принципов этики деловых отношений не обусловливается их значимостью.
Второй принцип: необходима справедливость при наделении сотрудников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.).
Третий принцип требует
обязательного исправления
Согласно четвертому принципу,
называемому принципом
Логическим продолжением четвертого принципа является пятый — принцип минимума прогресса, в соответствии с которым действия сотрудника или организации в целом этичны, если они, хотя бы не нарушают этических норм.
Сущность шестого принципа
в следующем: этичным является терпимое
отношение сотрудников
Седьмой принцип рекомендует разумное сочетание индивидуального релятивизма и этического релятивизма с требованиями общечеловеческой этики.
Согласно восьмому принципу, индивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях.
Девятый принцип напоминает, что не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов. Однако нонконформизм, как черта личности, должен проявляться в разумных пределах.
Десятый принцип - никакого насилия, т.е. "нажима" на подчиненных, выражающегося в различных формах, например, в приказной, командной манере ведения служебного разговора.
Одиннадцатый принцип — постоянство воздействия, выражающееся в том, что этические стандарты могут быть внедрены в жизнь организации не единовременным приказом, а лишь с помощью непрекращающихся усилий со стороны и менеджера, и рядовых сотрудников.
Двенадцатый принцип — при воздействии (на коллектив, на отдельного сотрудника, на потребителя и пр.) учитывать силу возможного противодействия. Дело в том, что, признавая ценность и необходимость этических норм в теории, многие сотрудники, сталкиваясь с ними в практической повседневной работе, по той или иной причине начинают им противодействовать.
Тринадцатый принцип состоит в целесообразности авансирования доверием — к чувству ответственности сотрудника, к его компетенции, к чувству долга и т.п.
Четырнадцатый принцип настоятельно рекомендует стремиться к бесконфликтности. Хотя конфликт в деловой сфере имеет не только дисфункциональные, но и функциональные последствия, тем не менее, конфликт — благоприятная почва для этических нарушений.
Пятнадцатый принцип — свобода, не ограничивающая свободы других; обычно этот принцип, хотя и в неявной форме, обусловлен должностными инструкциями.
Шестнадцатый принцип
можно назвать принципом
Семнадцатый принцип гласит: не критикуй конкурента. Имеется в виду не только конкурирующая организация, но и "внутренний конкурент" — коллектив другого отдела, коллега, в котором можно "усмотреть" конкурента.
Здесь предлагаются основные принципы этики деловых отношений; перечень их может быть продолжен с учетом специфики деятельности той или иной организации.
Делая вывод по выше сказанному, можно остановиться на следующих основных аспектах этики:
Регулирование моральных отношений не обозначенных в законодательстве в организациях происходит при помощи этических норм Этические нормы — это ценности и правила этики, которым должны придерживаться работники организации в своей деятельности. Правила содержат права, обязанности и ответственность за неисполнение обязанностей или превышение прав.
Правила запрещают дискриминацию по следующим признакам: раса, язык, цвет кожи, религия, пол, половая ориентация, возраст, национальность, инвалидность, стаж работы, убеждения, партийная принадлежность, образование, социальное происхождение, имущественное положение и др.
Запрету также подлежат: сексуальные домогательства, высмеивание работников, расовое презрение и религиозное презрение, замечания, шутки и другие действия, создающие агрессивную обстановку на рабочем месте, угрозы, грубость, насилие, использование и продажа наркотиков, появление на работе в алкогольном и наркотическом, токсическом состоянии, утрата собственности организации, кража собственности организации, неправильное, неэффективное пользование собственностью организации, разглашение информации, являющейся служебной, коммерческой тайной, хранение материалов личного характера на рабочем месте, отказ в досмотре своего рабочего места и используемой информации работникам кадровых служб, использование расходных материалов и средств связи организации в личных целях, передача администрации неточной, искаженной информации, обман путем завышения своих расходов, например, на проезд, питание, проживание, другие траты, обман государственных, правительственных органов, внешних организаций, ложные заявления от имени организации, злоупотребление силой и влиянием своей организации и угрозы по отношению к другой, выполнение распоряжений, являющихся нарушением законодательства, пренебрежительные высказывания, унижение конкурентов, их товаров и услуг, разговоры с посторонними об условиях договоров и тем самым обнародование этих условий, разговоры с лицами, не работающими в организации, об изобретениях, применяемых в организации, о производственных планах, об исследованиях рынков, о производственных мощностях, о частной информации, использование также недостойных методов и услуг, как, например, промышленный шпионаж, незаконное проникновение на чужую территорию, кража, подслушивание, наем служащих для получения частной информации о сотрудниках, о конкурентах, взяточничество, получение подарков и денег от поставщика, клиента (к подаркам относятся, материальные ценности, услуги, например, персональные скидки при покупках товаров для личного пользования иди обслуживание по льготным ценам и т.д.), получение комиссионных, вручение подарков представителям поставщика и т.д.