Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 11:53, реферат
Этикет – в переводе с греческого слова «обычай» – это совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к людям: поведение в общественных местах, формы обращения и приветствий, манеры и одежды.
И хотя этикет был известен еще с античных времен, именно в эпоху средневековья этикет формируется в своем классическом виде. Большинство исследователей истории культуры относят возникновение этикета как сложившейся нормативной системы именно к этому времени. К тому же, настоящие пособия по правилам хорошего тона появились именно в Средние века.
Этикет – в переводе с греческого
слова «обычай» – это совокупность правил,
касающихся внешнего проявления отношения к
людям: поведение в общественных местах,
формы обращения и приветствий, манеры и одежды.
И хотя этикет был известен еще с античных
времен, именно в эпоху средневековья этикет
формируется в своем
Наиболее интересными и важными в этом плане
Средневековое общество Западной
Европы было жестко иерархизировано. Общественное
сознание этой эпохи представляло его
состоящим из трех разрядов – “молящих,
воюющих и работающих”. Но постепенно
класс феодалов стал расширяться за счет
незнатных воинов (рыцарей). К XI в. в Западной
Европе сложилось особое сословие – рыцарство,
которое в XII – XV вв. достигло своего расцвета.
Сами рыцари считали себя “цветом мира”,
высшим слоем общества, создавшим свой
образ жизни, свой кодекс морали и нравов.
Они сформировали особые нормы и ценности,
позволившие им отделиться от неблагородных,
простолюдинов. XIV – XV вв. называют веком
рыцарства, и для этого, действительно,
есть основания, поскольку в это время
рыцарство окончательно оформляется как
особое сословие, как определенный образ
жизни и, наконец, как определенный менталитет
и культура.
Именно в этот период средневековья окончательно складывается в общественном сознании образ идеального рыцаря и кодекс рыцарской чести. Идеалом поведения и образа жизни становится максимальное приближение к этому личностному образцу. Так что же представлял собой этот образ рыцаря “без страха и упрека”, какими качествами он должен был обладать?
С этой целью обратимся к материалам книги М. Оссовской “Рыцарь и буржуа”, к другим историческим и художественным источникам, дающим представление об этом времени.
“Рыцарь должен был происходить из хорошего рода... но иногда в рыцари посвящали за исключительные военные подвиги. Кроме того, можно было – и это случалось все чаще по мере развития городов и усиления их значения – купить эту привилегию”.
Одним же из главных признаков благородства в среде светских феодалов была длинная родословная, которая велась по отцовской линии – линеаж. Это вызвало стремление каждого из них любым возможным способом и при каждом удобном случае прославлять действительные, а нередко и выдуманные доблести и моральные достоинства и подвиги своих предков.
Ядро рыцарского кодекса чести составляла верность своему сеньору. Предательство и вероломство считались для рыцаря тягчайшим грехом и влекли за собой исключение из военно-аристократической корпорации, которую и представляло собой рыцарство.
От рыцаря ожидалось, что он будет постоянно заботиться о своей славе. Это было связано с тем, что в культуре рыцарства чрезвычайно важна была внешняя сторона. В жизни рыцаря многое было сознательно выставлено напоказ. Он постоянно стремился к первенству, к славе, к известности, которые требовали своего подтверждения все новыми и новыми испытаниями, подвигами. Рыцарь постоянно должен был подтверждать свое место в иерархии, которое зависело от количества и качества побежденных им рыцарей. Он не мог спокойно слушать о чужих успехах и стремился к тому, чтобы о его подвигах и его любовных приключениях знал “весь христианский мир”.
При этом следует отметить, что непременным свойством рыцаря, как человека благороднорожденного, должна была быть щедрость, прежде всего по отношению к тем, кто прославлял при дворах подвиги рыцаря. Эти люди всегда могли рассчитывать “на хорошее угощение и приличные случаю подарки перед отправлением в дальнейший путь”. От рыцаря требовалось, не торгуясь, дарить любому то, что он просил в качестве платы. “Лучше разориться, чем прослыть скупцом. Первое – только на время, ведь принятие дара обязывает воздать за него сторицею. Скупость же ведет к потере звания, положения, к исключению из общества”.
Ориентация рыцарской культуры на внешнее проявление выражалась в том, что в качестве рыцарских добродетелей подчеркивались красота и привлекательность. Отсюда и внешний блеск культуры рыцарства, особое внимание к ритуалу, атрибутике, символике цвета, предметов, манерам. Красоту рыцаря должны были подчеркивать дорогие одежды, богато украшенные золотом и драгоценными камнями. Одежда точно указывала на социальную категорию и положение носившего ее человека. Носить не ту одежду, которая подобает человеку по его рангу, означало совершить грех гордыни или, наоборот, падения. Особое внимание в этом плане уделялось аксессуарам – головным уборам и перчаткам, которые точно указывали ранг.
От рыцаря требовались учтивость, умение сочинять или хотя бы читать стихи, играть на каком-либо музыкальном инструменте. Он должен был быть развитым и физически, поскольку от него постоянно требовалась довольно большая физическая сила – иначе он просто не смог бы носить доспехи, которые весили 60 – 80 кг. Отличительной чертой рыцаря была безусловная верность своим обязательствам по отношению к равным себе, поэтому в этой среде были широко распространены различные рыцарские обеты, клятвы, соглашения, которые сопровождались специальными жестами. При этом рыцарским клятвам и обетам придавался характер публичности.
Обязанностью рыцарей была и забота о сиротах, вдовах и вообще забота о слабых. Но все же главным составляющим рыцарского кодекса было отношение к врагу и женщине.
Одним из безусловных требований к рыцарю было мужество. Боязнь быть заподозренным в трусости, недостатке мужества диктовала и соответствующие формы поведения рыцаря в бою: он не имел права отступать; нельзя было убивать противника сзади; убийство безоружного врага покрывало рыцаря позором; следовало предоставлять противнику, по возможности равные шансы (если противник упал с коня, рыцарь тоже слезал с коня) и т.д.
Все эти правила, обязательные в сражении, диктовались уважением к противнику, гордостью и, наконец, гуманностью. Главным для рыцаря была не сама победа, а поведение в бою, причем независимо от того, был ли этот бой настоящим сражением или рыцарским турниром, приобретшим особую популярность и пышность в XII – XIV вв., когда на них собирались рыцари со всех концов Европы.
Этикет Средневековья нередко
называют этикетом жестов. Действительно,
культура жестов, т. е. движений человеческого
тела, наделенных особым значением, получила
наивысшее развитие именно в Средние века.
Каждый палец руки являлся определенным
символом. Все клятвы, договоры и соглашения
скреплялись жестикуляцией. Вассалы клялись
в своей верности, держа будущих господ
за руки. Если же человек выражал несогласие
или желание сразиться или поспорить,
он разламывал пополам соломинку или бросал
в лицо обидчику перчатку.
Предметы одежды европейцев в Средние
века не были просто одеяниями. Тогда они
имели еще и социальное значение, поскольку
по тому, как человек одет, можно было определить
его принадлежность к сословию. Перед
господином или дамой в богатых одеждах
преклонялись, а безродного нищего, облаченного
в мешковину или тряпье, гнали прочь.
Важным дополнением к средневековой одежде
являлись всевозможные аксессуары, которые
также служили символами социального
происхождения или рода занятий. Так, например,
врачи носили перчатки, изготовленные
из тонкой замши, и такие же береты. И только
рыцари могли прикреплять к обуви шпоры.
Европейская мода в Средние века была
тесно связана с экономической и общественной
ситуацией. Из истории известно, что до
XIII века в Европе особенно модной считалась
одежда ярко-красного цвета, которую затем
сменили одеяния пастельных, голубых и
зеленых оттенков.
Особенно ярким показателем ухудшения
или улучшения ситуации экономики была
женская одежда. Юбки укорачивались или
удлинялись в зависимости от того, насколько
дорогой или дешевой становилась государственная
монета.
Особенное место в жизни средневекового
европейского .поселения занимали пиршества,
устраиваемые знатными баронами. В назначенный
час окрестности оглашали звуки рога,
что было сигналом скорого начала парадного
застолья. Многочисленные приглашенные,
среди которых были родственники, друзья,
знакомые хозяина, спешили к замку. В праздничной
одежде гостей пира почти не было различий.
Существенно отличались лишь мужской
и женский костюмы: мужской был значительно
короче женского. Однако, стоит заметить,
одеяние европейских аристократов было
очень богатым: широко использовались
мех, шелк, галуны и драгоценные камни,
украшавшие пояса и предметы наряда. Прежде
чем оказаться на пиру, дамам надлежало
сделать красивую прическу. Итак, гости
прибывали и направлялись к огромному
столу, установленному в центре большого
зала замка. Против каждого места для гостя
на столе лежали приборы: ложка, кубок
(золотой или серебряный) и нож. Вилки появились
в Европе только в конце XII столетия. Кушанья
подавались на металлических широких
блюдах. Кроме того, у каждого столового
прибора клали по кусочку хлеба. Гости
рассаживались за стол и затем мыли руки.
Для этого слуги вносили кувшины с водой
и полотенца. Только после этого присутствующие
приступали к еде. Подносили блюда к столу
и прислуживали гостям слуги и оруженосцы.
А человеком, который внимательно следил
за сменой блюд и работой слуг, был специально
назначенный распорядитель. Он же первым
вкушал предназначенные для подачи к столу
яства.
В Средние века в Европе уже
существовали правила поведения за столом,
которые должен был выполнять каждый из
присутствующих на пиршестве. Так, например,
свод норм гласил, что гостям не надлежит
есть пищу руками и разговаривать с набитым
ртом. Также запрещалось просить соседа
об одолжении кубка, если свой не опустошен.
Кроме того, приглашенные на обед должны
были быть скромными и довольными теми
кушаньями, которые им предлагал хозяин.
Однако парадный обед в замке
средневекового европейского барона сводился
не только к поглощению пищи. Обычно он
сопровождался игрой странствующих музыкантов
и пением певцов, которых затем сменяли
акробаты, удивлявшие гостей своей ловкостью
и пластикой тела. После завершения обеда
гости вставали из-за стола, мыли руки
и расходились по залам замка. Вечером
хозяин созывал гостей и радушно приглашал
присутствующих пройти в обеденный зал,
чтобы послушать там исполнителя исторических
песен. Его песни посвящались славным
подвигам легендарных рыцарей и святых.
После завершения выступления слуги вносили
в зал свечи и вновь накрывали стол, но
уже для парадного ужина. Только после
окончания ужина некоторые из гостей покидали
замок гостеприимного барона. Согласно
правилам этикета, хозяину надлежало проводить
до коня или повозки каждого из гостей.
Они выпивали по кубку вина и прощались.
Те из приглашенных, кто по каким-либо
причинам не пожелал уехать, могли провести
ночь в одном из покоев замка.
Используемая литература
Байбурин А. К., Топорков А. Л. У истоков этикета: Этнографические очерки
Карабанова С. Ф. Основы этикета (конспект лекций).