Конфуций и его учение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 20:05, доклад

Описание работы

Китайские хронологические таблицы указывают рождение Конфуция на 21-й день 10-го месяца 20-го года царствования богдыхана Линг-ванга (мудрого царя), то есть в 551 году до Рождества Христова. При рождении Конфуцию было дано имя Киеу – (холм), в знак памяти о холме, на котором молилась его мать. Сведения о детском периоде жизни Конфуция очень скудны. Известно, что на третьем году жизни он лишился отца, отличался необыкновенным послушанием, почтительностью к старшим, был тих, степенен и рассудителен не по возрасту и что его любимыми детскими забавами были игры в церемонии и жертвоприношения.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (13).docx

— 21.20 Кб (Скачать файл)

Конфуций и его  учение.

«Я поставил своей целью правду, сделал своим  помощником добродетель, нашел себе опору в человечности и обрел  свое отдохновение в искусствах…»

Конфуция (551-479 гг. до н. э.) справедливо называют «символом китайской нации». Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Настоящее имя — Кун Цю (孔丘 Kǒng Qiū), но в литературе часто именуется Кун-цзы, Кун Фу-Цзы («учитель Кун») или просто Цзы — «Учитель».

Китайские хронологические  таблицы указывают рождение Конфуция на 21-й день 10-го месяца 20-го года царствования богдыхана Линг-ванга (мудрого царя), то есть в 551 году до Рождества Христова. При рождении Конфуцию было дано имя Киеу – (холм), в знак памяти о холме, на котором молилась его мать. Сведения о детском периоде жизни Конфуция очень скудны. Известно, что на третьем году жизни он лишился отца, отличался необыкновенным послушанием, почтительностью к старшим, был тих, степенен и рассудителен не по возрасту и что его любимыми детскими забавами были игры в церемонии и жертвоприношения. Многих он изумлял своей неординарной внешностью. От рождения крупный и сильный ребенок, он рос быстрее сверстников и в зрелые годы отличался необычайно высоким ростом и грузным телосложением. Много необычного было и в его лице: массивный лоб, чересчур длинные уши, вздернутая верхняя губа, выпученные и, кажется, чуть белесые глаза.

О школьном воспитании Конфуция также не сохранилось вполне достоверных сведений. Существует предание, что, когда Киеу исполнилось семь лет, его мать, до того времени сама занимавшаяся воспитанием сына, хотела найти ему учителя, но, будучи еще очень молодой, не решилась взять к себе кого-либо в дом и отдала Киеу в общественное училище. Там прежде всего преподавали правила вежливости, затем обучали обрядам, музыке, стрельбе из лука, возничеству и счету. По достижении 15 лет Киеу поступил в высшее училище, где его стали звать Чунг-ни. Вскоре Чунг-ни затмил всех сотоварищей своим прилежанием, кротостью, скромностью и успехами в ученье.

По окончании  своего образования Конфуций, уступая  желанию матери, поступил на государственную  службу. Свою должность надзирателя  за продовольственными поставками Конфуций исполнял, как и все другие работы, со всей добросовестностью, вникая во все мелочи, качественно и бескорыстно, хотя коррупция среди чиновников тогда была обычным явлением. Это  было время заката империи Чжоу, когда власть императора стала номинальной, разрушалось патриархальное общество и на место родовой знати пришли правители отдельных царств, окружённые незнатными чиновниками. Крушение древних  устоев семейно-кланового быта, междоусобные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и страдания простого народа — всё это вызывало резкую критику  ревнителей старины.

Время, свободное  от службы, он продолжал посвящать  ревностным занятиям наукой и проводил его почти постоянно дома, изредка  только делая прогулки за город с  целью поближе ознакомиться с  бытом и хозяйством земледельцев или посещая запасные хлебные  магазины. Время, посвященное этим прогулкам, не пропадало у него даром, здесь  он

старался добыть себе те знания, каких не находил  в своих книгах – расспрашивал земледельцев о качествах возделываемой  ими почвы, о средствах сделать  ее более плодородной, о средствах  предохранения хлебных зерен  от прорастания и т. д. Одним словом, он не пренебрегал ничем, что имело  хоть малейшее отношение к его  обязанности. Наградой ему было за это всеобщее глубокое уважение к нему со стороны его сограждан и громкая слава о его мудрости, которая осталась за ним навсегда.

Благодаря своим  заслугам и плодотворной деятельности Конфуций сильно выделился из среды  остальных чиновников княжества, и  все сулило ему впереди самую  блестящую будущность; но внезапная  смерть матери принудила его оставить службу и удалиться от общественной деятельности на целых три года. Все это время он жил в уединении, вполне предавшись оплакиванию своей потери и научным занятиям. В это время он, вероятно, изучил в совершенстве все то, что не успел узнать в школе или во время службы. Конфуций весь предался изучению священных книг древности и постановлений великих и мудрых древних правителей, в уста которых он впоследствии и стал вкладывать высказываемые им высокие нравственные идеи.

Вскоре слава  о его учености и мудрости распространилась по всему Китаю, и к нему стали  стекаться со всех сторон жаждавшие  знания и истины. К нему приходили  люди всех возрастов и состояний  – старые и молодые, богатые и  бедные, знатные и простолюдины, и он никому не отказывал в мудром совете. Некоторые из молодых и  пылких юношей сделались его учениками  и постоянно находились при нем, другие же приходили к нему только по мере надобности и затем опять  возвращались к своим обязанностям. В 22 года Конфуций открыл свою школу, где  преподавал учение о нравственности, историю, музыку и искусство управлять.

Как исследователь  древности и пытливый мыслитель, Конфуций совершил путешествие в  резиденцию императора, где познакомился с сокровищами царской библиотеки. Здесь он изучал музыку, которая  при царском дворе получила высшее развитие. Мыслитель не имел сношений со двором, зато познакомился с величайшим мыслителем того времени Лао-цзы, основателем философско-религиозной школы. Встреча произвела глубокое впечатление на юного мыслителя.

Осознав невозможность  повлиять на политику государства, Конфуций подал в отставку и отправился в сопровождении учеников в путешествие  по Китаю, во время которого он пытался  донести свои идеи правителям различных  областей.

Когда Конфуций вернулся на родину – в Лу, там произошли  события, которые показали, что дела жизни мудреца соответствуют  его учению. Правитель Лу был изгнан владетельными чиновниками и  вынужден был бежать в соседнюю провинцию  Ци. За ним последовал Конфуций вместе со своими учениками, не желая своим авторитетом поддерживать тех, кто изгнал своего правителя. Однако правитель провинции Ци скоро стал тяготиться советами мудреца, и Конфуций вернулся на родину. Здесь он продолжал занятия с учениками и развивал свое учение. «Конфуцию всегда была свойственна неподдельная скромность. Он был неизменно учтив, внимателен, приветлив, носил простую одежду черного и желтого цвета. В кругу учеников он был сердечен и естественен, чужд превозношения и надменности. Он никогда не выставлял свою образованность и умел прислушиваться к советам. Ученики имели на него большое влияние. Не раз он изменял свои решения по их советам…»

В 55 лет Конфуций фактически оказался в изгнании. В  течение 14 лет он переезжает вместе с учениками из одной провинции  в другую, надеясь встретить правителя, при котором он мог бы осуществить  свою мечту о новом государстве, высоконравственном и гуманном, обеспечивающем достойную справедливую жизнь своим  согражданам. Везде его встречали  с почетом, назначали хороший  доход, но к государственной деятельности не призывали. Наконец, когда Конфуцию было 64 года, правитель Чу-гун предложил философу должность первого сановника. И снова Конфуций остался верен своим

убеждениям. Он отказался  от лестной должности, так как  правитель занял трон незаконно, в обход своего отца.

В возрасте около 60 лет Конфуций вернулся домой и  провёл последние годы жизни, обучая новых учеников, а также систематизируя литературное наследие прошлого Ши-цзин (Книга Песен), И цзин (Книга Перемен) и др.

Ученики Конфуция по материалам высказываний и бесед  учителя составили книгу «Лунь  Юй» («Беседы и суждения»), которая стала особо почитаемой книгой конфуцианства.

Хотя конфуцианство  часто называют религией, в нём  нет института церкви, и для  него не важны вопросы теологии. Конфуцианская этика не религиозна. Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию. Гармоническое  общество построено на идее преданности (чжун, 忠) — лояльности в отношении между начальником и подчинённым, направленной на сохранение гармонии и самого этого общества. Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».

5 постоянств праведного человека:

Жэнь (仁) — «человеческое начало», «любовь к людям», «человеколюбие», «милосердие», «гуманность». Это — человеческое начало в человеке, которое является одновременно его долгом. Нельзя сказать, что представляет собой человек, не ответив одновременно на вопрос о том, в чём заключается его нравственное призвание. Говоря по-другому, человек есть то, что он сам из себя делает. Как Ли следует из И, так И следует из Жэнь. Следовать Жэнь значит руководствоваться сочувствием и любовью к людям. В XVII веке в Британии сформировался идеал совершенного человека как джентльмена, причём gentle тоже переводится как «мягкость». Это то, что отличает человека от животного, то есть то, что противостоит звериным качествам дикости, подлости и жестокости. Позже символом постоянства Жэнь стало Дерево.

И (义 [義]) — «правда», «справедливость». Хотя следование И из собственных интересов не является грехом, справедливый человек следует И так как это правильно. И основано на взаимности: так, справедливо почитать родителей в благодарность за то, что они тебя вырастили. Уравновешивает качество Жэнь и сообщает благородному человеку необходимую твёрдость и строгость. И противостоит эгоизму. «Благородный человек ищет И, а низкий — выгоды». Добродетель И впоследствии была увязана с Металлом.

Ли (礼 [禮]) — буквально «обычай», «обряд», «ритуал». Верность обычаям, соблюдение обрядов, например почтение к родителям. В более общем смысле Ли — любая деятельность, направленная на сохранение устоев общества. Символ — Огонь. Слово «ритуал» — не единственный русский эквивалент соответствующего китайского термина «ли», который может быть переведен также как «правила», «церемонии», «этикет», «обряд» или, точнее, «обычай». В самом общем виде под ритуалом понимаются конкретные нормы и образцы общественно достойного поведения. Его можно истолковать как своего рода смазку социального механизма.

Чжи (智) — здравый смысл, благоразумие, «мудрость», рассудительность — умение просчитать следствия своих действий, посмотреть на них со стороны, в перспективе. Уравновешивает качество И, предупреждая упрямство. Чжи противостоит глупости. Чжи в конфуцианстве ассоциировалась с элементом Воды.

Синь (信) — искренность, «доброе намерение», непринуждённость и добросовестность. Синь уравновешивает Ли, предупреждая лицемерие. Синь соответствует элемент Земли.

Нравственные обязанности, поскольку они материализуются  в ритуале, становятся делом воспитания, образования, культуры. Эти понятия  у Конфуция не были разведены. Все  они входят в содержание категории  «вэнь» (первоначально это слово означало человека с разрисованным туловищем, татуировкой). «Вэнь» можно истолковать как культурный смысл человеческого бытия, как воспитанность. Это не вторичное искусственное образование в человеке и не его первичный естественный слой, не книжность и не природность, а их органический сплав.

Конфуцианство, в  отличие от индивидуального учения самого Конфуция, не целостное учение, не стройная система взглядов, представлений, политических доктрин и морально-этических  установок. Это политическая идея, объединяющая Китай. Это и абсолютный слепок национального  характера китайской нации.

Используемая литература:

(1) Карягин К. М.  «Конфуций. Его жизнь и философская  деятельность»

(2) Малявин В. В.  «Конфуций»

(3) Маслов А. А.  «Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала»

(4) Полян В. И.  «Великие Моралисты. Основатели  мировых религий»


Информация о работе Конфуций и его учение