Коррупция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 17:01, доклад

Описание работы

Коррупция: причины возникновения, механизмы, последствия для общества. Понятие системной коррупции. Пути преодоления коррупции в государственной службе.

Прежде всего, возникает необходимость определить, что понимается под термином «коррупция», так как в обществе, в научном мире и в практической сфере не существует однозначного понимания этого явления.

Файлы: 1 файл

Коррупция (доклад).doc

— 49.00 Кб (Скачать файл)

Коррупция: причины  возникновения, механизмы, последствия для общества. Понятие системной коррупции. Пути преодоления коррупции в государственной службе.

 

Прежде всего, возникает  необходимость определить, что понимается под термином «коррупция», так как  в обществе, в научном мире и в практической сфере не существует однозначного понимания этого явления.

 

В статье 8 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, которая была подписана 12 декабря 2000 года в Палермо, коррупция определяется как умышленные уголовно-наказуемые деяния, которые включают:

 

а) обещание, предложение  или предоставление публичному должностному лицу, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или  иного физического или юридического лица с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей;

б) вымогательство или  принятие публичным должностным  лицом, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей

 

 

 В документах ООН о международной борьбе с коррупцией дано определение «коррупции» - как злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц или групп.

 

Причины возникновения  коррупции 
 
Борьба с коррупцией не должна ограничиваться установлением запрета и привлечением к ответственности лиц, совершивших правонарушения данной категории. Прежде всего это должна быть деятельность по устранению причин, порождающих данное социальное явление. 
       Вот почему их выявление и анализ представляются крайне важными для разработки государственной антикоррупционной политики. 
       В России уровень частоты взяточничества значительно превышает уровни в других странах с сопоставимой величиной среднедушевого ВВП. Это означает, что Россия является исключением из ожидаемой тенденции, а именно ожидания, что уровень коррупции будет снижаться по мере того, как страны будут становиться богаче. 

 

Если классифицировать уровни коррупции по конкретным сферам, то наиболее проблематичными, особенно в сравнительном выражении, являются следующие:  
 
1) получение государственных заказов; 
 
2) получение лицензий и разрешений на ведение бизнеса; 
 
3) взаимодействие с противопожарной службой и строительной инспекцией; 
 
4) неофициальные платежи при решении налоговых вопросов и уплате налогов.

 

Савченко Е.А, выделяет три основных группы причин коррупции  в России: 
 
1.  Слабость законодательства (несовершенство правовых норм), неэффективность правоохранительной системы. В настоящее время действует множество постоянно изменяющихся и противоречащих друг другу законов и постановлений, причем многие из них не изменялись еще со времен СССР. Закон о коррупции так и не был принят. В такой ситуации правовой неясности явные коррупционные деяния становятся практически недоказуемыми. Все это способствует разрастанию коррупции. 
 
2.  Несформированность правовой базы в сфере экономики (неопределенность прав собственности, монополизм). Невиданное по масштабам перераспределение общественной собственности, характер проводимой приватизации на фоне правовой неясности способствуют превращению коррупционной деятельности в повседневную практику.[16] Таким образом, распределение и перераспределение национального, государственного бюджета для хозяйствующих субъектов стала приносить большие экономические выгоды, чем собственно производственная.  
 
3.  Состояние общественной морали. Особенности российского менталитета, способствующие разрастанию коррупции: <влияние азиатской культуры и ценностей прошлых лет. Серьезной проблемой российской переходной экономики является моральный кризис, возникший в ситуации, когда старые ценности уже не отвечают современным реалиям, а новые ценности еще не успели сформироваться.

 

Существует богатая  палитра суждений по поводу последствий  коррупции, ее влияния на различные  сферы общественной жизни:

 

- Воздействие коррупции  на экономический рост и развитие.

Ряд авторов считают, что коррупция в форме взяток позволяет преодолеть многочисленные жесткие правила, устанавливаемые  властями, ускорить принятие решений, способствует оживлению экономической деятельности и предпринимательства. И хотя взятка идет в карман чиновнику, а не государству (в чем ее негативная сторона), эффективность распределения ресурсов при этом повышается.

 

- Негативные же последствия  коррупции для экономики очевидны

  1. Расширяется теневая экономика. Это приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета. Как следствие — государство теряет финансовые рычаги управления экономикой, обостряются социальные проблемы из-за невыполнения бюджетных обязательств.
  2.  
    Нарушаются конкурентные механизмы рынка, поскольку часто в выигрыше оказываются не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. Это влечет за собой снижение эффективности рынка и дискредитацию идей рыночной конкуренции.
  3. Неэффективно используются бюджетные средства, в частности — при распределении государственных заказов и кредитов. Это еще больше усугубляет бюджетные проблемы страны.
  4.  
    Повышаются цены за счет коррупционных «накладных расходов». В итоге страдает потребитель.

-  Социальные последствия

  1.  
    Отвлекаются колоссальные средства от целей общественного развития. Тем самым обостряется бюджетный кризис, снижается способность власти решать социальные проблемы.
  2.  
    Закрепляются и увеличиваются резкое имущественное неравенство, бедность большой части населения. Коррупция подстегивает несправедливое перераспределение средств в пользу узких олигархических групп за счет наиболее уязвимых слоев населения.
  3.  
    Увеличивается социальная напряженность, бьющая по экономике и угрожающая политической стабильности в стране.

Причины и условия  коррупции в системе государственной  службы.

К распространению коррупции  в органах государственного управления приводят следующие факторы:

1) крупные просчёты  в управлении делами государства и общества;

2) слабая организационная  и экономическая основы функционирования  государственной службы;

3) просчёты кадровой  политики;

4) распространённость  психологии вседозволенности и  допустимости использования любых  средств обеспечения личного  обогащения;

5) правовой нигилизм  и правовой цинизм;

6) формирование новых  экономических отношений и нового  слоя собственников как социальной  опоры режима осуществлялось  в ускоренном темпе при допущении  легализации криминальных и иных  «грязных» доходов;

7) органическое соединение на корыстной основе интересов организованной преступности, коррупции, основывающееся на функционировании «теневой» экономики;

К экономическим причинам коррупции относятся, прежде всего, низкие заработные платы государственных служащих, а также их высокие полномочия влиять на деятельность фирм и граждан. Коррупция расцветает всюду, где у чиновников есть широкие полномочия распоряжаться какими-либо дефицитными благами.

Коррупция в области  государственной службы имеет следующие  экономические последствия:

1) Неэффективное распределение  и расходование государственных  средств и ресурсов;

2) Высокие временные  и материальные издержки при  ведении бизнеса и рост финансовых  и коммерческих рисков;

3) Поиск ренты в  ущерб материальному производству;

4) Снижение конкуренции в ущерб экономическому развитию;

5) Рост теневой экономики,  налоговые потери;

6) Ухудшение инвестиционного  климата, снижение инвестиций;

7) Снижение эффективности  экономики страны в целом. 

 

Пути решения проблемы коррупции  в системе государственной службы

Выявление факторов, влияющих на коррупционное  поведение государственных служащих, а также изучение личности данной категории преступников выступает  необходимым условием целенаправленной борьбы с опасными, подрывающими авторитет  власти преступлениями. Борьба с коррупцией государственных служащих не может быть сведена только к выявлению и наказанию виновных. Акцент, прежде всего, должен быть сделан на разработке и осуществлении системы мер упреждающего характера. Герасимов С.И. Политика предупреждения преступности // Организованная преступность, миграция, политика. - М. - 2006. - С.18.

По инициативе Президента РФ Д.А. Медведева  в нашей стране стал осуществляться национальный план противодействия  коррупции, принят пакет антикоррупционных  законов. Проблема коррупции носит системный характер и требует принятия адекватного системного ответа. А это, в свою очередь, предполагает, что в состав инструментов противодействия коррупционной угрозе национальной безопасности, помимо уголовно-правовых, административных, дисциплинарных и иных традиционных мер - должны быть включены и меры экономического порядка.

В рамках социально-экономических  мер по борьбе с коррупцией в системе  государственной службы представляется необходимым выполнение следующих  действий:

1) уменьшение наличного оборота,  расширение современных электронных  средств расчета внедрение современных  форм отчетности, которые облегчают  контроль за движением средств,  затрудняют возможности дачи  взяток в наличном виде. Это  особенно важно для борьбы с низовой коррупцией;

2) коммерциализация части социальных (в том числе - коммунальных) услуг,  введение в этой сфере конкуренции  превращают коррумпированный рынок  дефицитных услуг в нормальный  рынок услуг;

3) делегирование решения части  социальных задач институтам гражданского общества (под государственным контролем расходования ресурсов);

4) введение реальной зависимости  системы предоставления основных  услуг населению от самого  населения через его влияние  на формирование эффективного  местного самоуправления;

5) приведение к единству реальной  и официальной экономики различных  секторов и социальных институтов (армия, высшая школа, ГИБДД);

6) использование опыта международных  и национальных специализированных  агентств и развитие международного  сотрудничества.  

Делая вывод, можно сказать, что антикоррупционная политика должна представлять собой комплекс мер и процедур, применение которых  именно в совокупности принесет ожидаемый  положительный результат. Необходимым  представляется создание независимого органа для проведения антикоррупционной политики на федеральном и региональном уровнях с наделением их особыми полномочиями. Конкретными мерами должны стать: установление достаточного срока для надлежащего рассмотрения коррупционных преступлений, установление запретов на занятие в дальнейшем государственных должностей теми, кто был уличен в коррупции, формирование положительного образа российского чиновника и государственной службы, повышение престижа государственной службы, уменьшение наличного оборота, использование метода провоцирования, системы многоканального получения информации о совершенных и готовящихся коррупционных преступлениях. Также должна существовать система мониторинга возможных точек возникновения коррупционных действий; распределение и ротация государственных служащих должна стать нормой для современного российского государственного аппарата.

 

 


Информация о работе Коррупция