Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 17:01, доклад
Коррупция: причины возникновения, механизмы, последствия для общества. Понятие системной коррупции. Пути преодоления коррупции в государственной службе.
Прежде всего, возникает необходимость определить, что понимается под термином «коррупция», так как в обществе, в научном мире и в практической сфере не существует однозначного понимания этого явления.
Коррупция: причины возникновения, механизмы, последствия для общества. Понятие системной коррупции. Пути преодоления коррупции в государственной службе.
Прежде всего, возникает необходимость определить, что понимается под термином «коррупция», так как в обществе, в научном мире и в практической сфере не существует однозначного понимания этого явления.
В статье 8 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, которая была подписана 12 декабря 2000 года в Палермо, коррупция определяется как умышленные уголовно-наказуемые деяния, которые включают:
а) обещание, предложение или предоставление публичному должностному лицу, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей;
б) вымогательство или принятие публичным должностным лицом, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей
В документах ООН о международной борьбе с коррупцией дано определение «коррупции» - как злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц или групп.
Причины возникновения
коррупции
Борьба с коррупцией не должна ограничиваться
установлением запрета и привлечением
к ответственности лиц, совершивших правонарушения
данной категории. Прежде всего это должна
быть деятельность по устранению причин,
порождающих данное социальное явление.
Вот почему их выявление и анализ представляются
крайне важными для разработки государственной
антикоррупционной политики.
В России уровень частоты взяточничества
значительно превышает уровни в других
странах с сопоставимой величиной среднедушевого
ВВП. Это означает, что Россия является
исключением из ожидаемой тенденции, а
именно ожидания, что уровень коррупции
будет снижаться по мере того, как страны
будут становиться богаче.
Если классифицировать
уровни коррупции по конкретным сферам,
то наиболее проблематичными, особенно
в сравнительном выражении, являются следующие:
1) получение государственных заказов;
2) получение лицензий и разрешений на
ведение бизнеса;
3) взаимодействие с противопожарной службой
и строительной инспекцией;
4) неофициальные платежи при решении налоговых
вопросов и уплате налогов.
Савченко Е.А, выделяет
три основных группы причин коррупции
в России:
1. Слабость законодательства (несовершенство
правовых норм), неэффективность правоохранительной
системы. В настоящее время действует
множество постоянно изменяющихся и противоречащих
друг другу законов и постановлений, причем
многие из них не изменялись еще со времен
СССР. Закон о коррупции так и не был принят.
В такой ситуации правовой неясности явные
коррупционные деяния становятся практически
недоказуемыми. Все это способствует разрастанию
коррупции.
2. Несформированность правовой базы в
сфере экономики (неопределенность прав
собственности, монополизм). Невиданное
по масштабам перераспределение общественной
собственности, характер проводимой приватизации
на фоне правовой неясности способствуют
превращению коррупционной деятельности
в повседневную практику.[16] Таким образом, распределение и перераспределение
национального, государственного бюджета
для хозяйствующих субъектов стала приносить
большие экономические выгоды, чем собственно
производственная.
3. Состояние общественной морали. Особенности
российского менталитета, способствующие
разрастанию коррупции: <влияние азиатской
культуры и ценностей прошлых лет. Серьезной
проблемой российской переходной экономики
является моральный кризис, возникший
в ситуации, когда старые ценности уже
не отвечают современным реалиям, а новые
ценности еще не успели сформироваться.
Существует богатая палитра суждений по поводу последствий коррупции, ее влияния на различные сферы общественной жизни:
- Воздействие коррупции на экономический рост и развитие.
Ряд авторов считают, что коррупция в форме взяток позволяет преодолеть многочисленные жесткие правила, устанавливаемые властями, ускорить принятие решений, способствует оживлению экономической деятельности и предпринимательства. И хотя взятка идет в карман чиновнику, а не государству (в чем ее негативная сторона), эффективность распределения ресурсов при этом повышается.
- Негативные же последствия коррупции для экономики очевидны
- Социальные последствия
Причины и условия
коррупции в системе
К распространению коррупции в органах государственного управления приводят следующие факторы:
1) крупные просчёты
в управлении делами государств
2) слабая организационная
и экономическая основы
3) просчёты кадровой политики;
4) распространённость
психологии вседозволенности и
допустимости использования
5) правовой нигилизм и правовой цинизм;
6) формирование новых
экономических отношений и
7) органическое соединение на корыстной основе интересов организованной преступности, коррупции, основывающееся на функционировании «теневой» экономики;
К экономическим причинам коррупции относятся, прежде всего, низкие заработные платы государственных служащих, а также их высокие полномочия влиять на деятельность фирм и граждан. Коррупция расцветает всюду, где у чиновников есть широкие полномочия распоряжаться какими-либо дефицитными благами.
Коррупция в области государственной службы имеет следующие экономические последствия:
1) Неэффективное распределение
и расходование
2) Высокие временные
и материальные издержки при
ведении бизнеса и рост
3) Поиск ренты в
ущерб материальному
4) Снижение конкуренции в ущерб экономическому развитию;
5) Рост теневой экономики, налоговые потери;
6) Ухудшение инвестиционного климата, снижение инвестиций;
7) Снижение эффективности экономики страны в целом.
Пути решения проблемы коррупции в системе государственной службы
Выявление факторов, влияющих на коррупционное
поведение государственных
По инициативе Президента РФ Д.А. Медведева в нашей стране стал осуществляться национальный план противодействия коррупции, принят пакет антикоррупционных законов. Проблема коррупции носит системный характер и требует принятия адекватного системного ответа. А это, в свою очередь, предполагает, что в состав инструментов противодействия коррупционной угрозе национальной безопасности, помимо уголовно-правовых, административных, дисциплинарных и иных традиционных мер - должны быть включены и меры экономического порядка.
В рамках социально-экономических мер по борьбе с коррупцией в системе государственной службы представляется необходимым выполнение следующих действий:
1) уменьшение наличного оборота,
расширение современных
2) коммерциализация части
3) делегирование решения части социальных задач институтам гражданского общества (под государственным контролем расходования ресурсов);
4) введение реальной зависимости
системы предоставления
5) приведение к единству
6) использование опыта
Делая вывод, можно сказать, что антикоррупционная политика должна представлять собой комплекс мер и процедур, применение которых именно в совокупности принесет ожидаемый положительный результат. Необходимым представляется создание независимого органа для проведения антикоррупционной политики на федеральном и региональном уровнях с наделением их особыми полномочиями. Конкретными мерами должны стать: установление достаточного срока для надлежащего рассмотрения коррупционных преступлений, установление запретов на занятие в дальнейшем государственных должностей теми, кто был уличен в коррупции, формирование положительного образа российского чиновника и государственной службы, повышение престижа государственной службы, уменьшение наличного оборота, использование метода провоцирования, системы многоканального получения информации о совершенных и готовящихся коррупционных преступлениях. Также должна существовать система мониторинга возможных точек возникновения коррупционных действий; распределение и ротация государственных служащих должна стать нормой для современного российского государственного аппарата.