Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 17:58, реферат
Знание правил и законов логики не является конечной целью
ее изучения. Конечная цель изучения логики - умение применять ее правила и законы в процессе мышления.
Истина и логика взаимосвязаны, поэтому значение логики невозможно переоценить. Логика помогает доказывать истинные суждения и опровергать ложные, она учит мыслить четко, лаконично, правильно. Логика нужна всем людям, работникам самых различных профессий.
Чем достигается ясность? Прежде всего,
глубоким знанием материала, четкой композицией
речи, логичностью изложения, убедительностью
аргументов. Ясность - это умение говорить
доступно, доходчиво о сложных вопросах.
Таким качеством отличались судебные
речи дореволюционного адвоката К.Ф.Хартулари.
Большое внимание судебный оратор уделял
тому, чтобы сделать изложение доступным
для восприятия. Нередко доходчивость,
или доступность, называют простотой.
Простота изложения способствует тому,
что речь воспринимается легко и мысль
судей без затруднений следует за мыслью
оратора. Однако нельзя путать простоту
и примитивность. Простота речи предполагает
использование и сложных синтаксических
конструкций, и риторических приемов.
Вовремя и кстати приведенное сравнение,
нужный эпитет, исторический пример, пословица
или поговорка оживляют речь, делают ее
более доходчивой. Но совершенно нетерпимы
в судебной речи искусственная красивость,
высокопарность.
Речь становится неясной вследствие нечеткого знания материалов дела, низкой культуры мышления. Мысль, вполне сложившаяся в мозгу, легко находит себе точное выражение в словах; неопределенность выражений обыкновенно бывает признаком неясного мышления.
Ясность мысли и ее словесного выражения
ведет к такому качеству речи, как точность. Точность, то есть соответствие
высказывания замыслу оратора и явлениям
действительности, является необходимым
качеством судебной речи. Это предметная
точность. Судебный оратор должен хорошо
знать материалы уголовного дела, о которых
говорит. Речевые неточности, вызванные
слабым знанием предмета речи, приводят
к негативному отношению к судебному оратору.
Понятийная же точность зависит в первую
очередь от точности словоупотребления,
в частности от выбора синонимов. Обратите
внимание, насколько точно выделенные
слова характеризуют ситуации и людей: Легко и свободно, переходя от предмета
к предмету, болтает жена мужу
о всех интересах дома(легкий, непринужденный
разговор); За утренним чаем, развязно
посмеиваясь, она вдруг брякнула мужу: « А
знаешь? Я выхожу замуж за Пистолькорса»(
легкомысленный, необдуманный поступок).
Точность создается употреблением юридических
терминов и клише: мотивы преступления,
а не побуждения; возбудить уголовное дело,
а не начать; дело выделено в отдельное
производство, а не
в самостоятельное; применить меры пресечения,
а не принять и др.
П.С.Пороховщиков советовал судебным
ораторам запомнить, что одно неудачное
выражение может извратить
о многозначности оценочных понятий в
уголовно - процессуальном законе, ратуя
за точность словоупотребления, сам неточно
употребляет лингвистический термин «этимологическое
значение» вместо «лексическое значение».
Анализ устных судебных речей показал,
что судебные ораторы нередко употребляют
слова, не учитывая их семантики, в результате
чего мысль выражается не совсем точно,
например: В то же день они совершили
поход, значит, взяли с собой инструменты
и совершили кражу. В данном примере
слово поход может быть воспринято
только в ироническом смысле, что здесь
совершенно неуместно. Обратите внимание:
употребив неточное слово поход, оратор допускает
следующую ошибку: вводит ненужное слово значит, как бы желая смягчить погрешность.
Неточно выражают мысль высказывания,
засоренные лишними, так называемыми «любимыми»
словами и словосочетаниями: ну, значит,
в общем - то, что ли, так сказать, как говорится и
другими. «У одного, - писал П.С.Пороховщиков,
- только и слышно: так сказать, как бы сказать,
в некотором роде, все ж таки; это последнее
слово... само по себе далеко неблагозвучное,
произносится с каким - то змеиным пошипом,
другой поминутно произносит: ну...: третий
между каждыми двумя предложениями восклицает: ДА! - хотя его никто ни о чем не спрашивает».
Из - за таких слов – «сорняков» четко
сформулированная мысль становится неточной,
приблизительной; оратор как бы кается
в неумении точно выражаться. Кроме того,
бесконечно повторяемое слово отвлекает
слушающих от содержания речи и вызывает
желание сосчитать, сколько раз оратор
произнесет любимое слово, совершенно
ненужное. П.С.Пороховщиков рассказывает
о том, как прокурор, обвинял шорника в
непреднамеренном убийстве, три раза употребил
в паузах слово хорошо. «Невольно думалось
- пишет автор, - человека убили, что тут
хорошего». Об опасности неточного словоупотребления
предупреждал А.А.Ушаков: «неточное слово
в праве - большое социальное зло: оно создает
почву для произвола и беззакония».
Точно обозначенные понятия, ясно выраженные мысли должны быть поданы логично, то есть отражать логику отношений и зависимостей между явлениями.
Логичность в лингвистике определяется
как выражение в смысловых связях компонентов
речи связей и отношений между частями
и компонентами мысли. Различается логичность
предметная и понятийная. Предметная логичность
состоит в соответствии смысловых связей
и отношений языковых единиц связям и
отношениям предметов и явлений
в реальной действительности. Логичность
понятийная отражает движение мысли в
смысловых связях элементов языка.
Мыслить и рассуждать логично - значит
мыслить точно
и последовательно, доказательно и убедительно,
не допускать противоречий в рассуждении.
Это необходимо помнить судебным ораторам,
так как
их речи требуют обоснованности выводов.
Логичность на уровне целого текста создается
композицией речи и рядом логических приемов,
основные из которых – определение понятия,
объяснение, описание, сравнение, анализ,
синтез, абстрагирование. Логичность на
уровне отдельных частей судебной речи
зависит от того, насколько ясно и правильно
выражена связь отдельных высказываний
и композиционных частей.
Стремление убедить судей и
максимально воздействовать на интеллект
и эмоции присутствующих в зале судебного
заседания граждан требует
и отдельными высказываниями являются
специальные средства связи, указывающие
на последовательность развития мысли
(вначале, прежде всего, затем, значит,
повторяю, следовательно, итак и др.), противоречивые
отношения (как уже было сказано, как было
отмечено, поэтому, благодаря этому, сообразно
с, следовательно и др.), итог, вывод (итак,
таким образом, значит, в заключении скажем,
все сказанное позволяет сделать вывод,
подводя итог, следует сказать…). В качестве
средств связи могут использоваться местоимения,
прилагательные и причастия (данные, этот,
такой, названные, указанные и др.).
Функции вопросительных конструкций
определяются их местом
в структуре текста судебной речи и коммуникативным
заданием. В форме вопроса осуществляется
постановка проблем, с помощью вопросов
получается новая информация. Проблемный
вопрос, употребленный
во вступлении, формулирует цель оратора
в конкретном процессе, определяет задачу,
стоящую перед ним. Вопросительная интонация
позволяет более экспрессивно определить
проблему всего судебного заседания, кроме
того, способствует установлению психологического
контакта между коммуникатором и адресатом.
Полному и законченному изложению сложных вопросов помогает использование периода.
Период – это такая синтаксическая конструкция,
которая позволяет выдвинуть какое-либо
положение и доказать его. В грамматическом,
интонационном и смысловом отношении
период распадается на две равные части,
причем первая состоит из цепочки однотипных
или сходных синтаксических единиц и произносится
с постепенным повышением тона,
а вторая, заключительная, идет на понижении,
указывая на завершенность высказывания.
Граница между повышением и понижением,
называемая кульминацией, узнается в устной
речи по длительной паузе.
Период хорошо воспринимается на слух,
т.к. входит в сознание не сразу, а
по частям, заставляя слушателя все
более напрягаться в ожидании
конца высказывания. Например: если
вы будете требовательны
к доказательствам обвинения, если трусливость
перед тем, что скажут о вас, не заставит
вас унизиться до устранения рассудительности
в вашем решении, - вы только исполните
вашу миссию.
Период характеризуется
В первой части периода делается развернутое, детальное изложение темы, ее глубокий анализ, вторая часть представляет более кратко сформулированную рему. Эти две части, логически дополняя одна другую, способствуют выражению одной мысли. В качестве темы и ремы обычно выступают:
1) условие и следствие;
2) причина и результат
3) основание и вывод.
Убедительность судебной речи во многом зависит от качества аргументов, с помощью которых доказывается правильность позиции оратора. Судьи оценивают правильность мыслей прокурора и адвоката прежде всего по степени значимости и ценности фактического материала.
Процессуальной роли прокурора и адвоката в судебном процессе должно соответствовать и их речевое поведение. Следует помнить, что оно определяется официальной обстановкой общения в судебных прениях, официальным характером взаимоотношений общающихся. Общество вырабатывает формы речевого поведения и требует от носителей языка соблюдения этих правил, соблюдения этики речевого поведения, которая представляет собой собрание… моделей корректного речевого поведения. Судебный оратор должен производить сложную операцию отбора в речевой акт того, что является наиболее уместным для данной обстановки общения.
Официальность речевой ситуации в
судебном процессе требует формы
обращения на Вы. Неэтично, когда
судья или прокурор обращается
к подсудимому на Ты.
Прокурору при поддержании обвинения
следует быть сдержанным
в словах, выводы его должны быть обдуманными
и справедливыми,
в отношении к подсудимому не может быть
фамильярности, оскорблений, насмешек.
О нарушении речевой этики
он неточно знает фамилии, путает подсудимого
с потерпевшим, потерпевшего - со свидетелями.
Неэтично использовать в судебной
речи иноязычные слова, незнакомые подсудимому
и присутствующим в зале суда, так
как они нарушают доступность
речи, а судебная речь должна быть от
начала до конца понятна слушателям.
Прокурор и адвокат не должны ослаблять
контроля за своим речевым поведением.
От того, насколько уважительно относится
судебный оратор к языку, к присутствующим
в зале судебного заседания, зависит повышение
культуры правосудия, но в первую очередь-
уважение граждан
к суду, усиление воспитательного воздействия
судебных процессов.
В заключение вспомним слова А.Ф.Кони:
«Суд, в известном отношении, есть школа
для народа, из которой, помимо уважения
к закону, должны выноситься уроки служения
правде и уважения к человеческому достоинству».
Заключение
Мышление человека подчиняется
логическим законам и протекает
в логических формах независимо от науки
логики. Многие люди мыслят логично, не
зная её правил. Разумеется, можно правильно
мыслить, не изучив логику, однако нельзя
и недооценивать и практического значения
этой науки.
Задача логики в том, чтобы научить
человека сознательно применять
законы и формы мышления и на основе
этого логичнее мыслить, правильно
сознавать окружающий мир. Знание логики
повышает культуру мышления, вырабатывает
навык мыслить грамотно, развивает
критическое отношение
к своим и чужим мыслям.
Логика – необходимый
Мыслить логично – это значит
мыслить точно и
не допускать противоречий в своих рассуждениях,
уметь вскрывать логические ошибки. Эти
качества мышления имеют большое значение
в любой области научной и практической
деятельности, в том числе в работе юриста.
Знание логики помогает юристу подготовить
логически стройную, хорошо аргументированную
речь, вскрыть противоречия в показаниях. Судебная речь - одна из самых ответственных
из всех речей. Ведь
за выступлением судебного оратора часто
стоит не просто судьба, но сама жизнь
человека. Поэтому основная цель выступления
оратора - юриста - воздействовать на суд,
на присяжных заседателей, на аудиторию
путем раскрытия новых фактов, расстановки
соответствующих акцентов и- главное -
за счет обращения к воображению и эмоциям
слушателей.
Успех выступления судебного оратора определяется целенаправленным, настойчивым стремлением совершенствовать себя, учиться искусно владеть словом, так как речевая культура является обязательным элементом культуры судебного процесса.
Всё это имеет значение в работе юриста, направленной на укрепление законности и правопорядка.
Список использованной литературы