Культура речи — совокупность таких
качеств, которые оказывают наилучшее
воздействие на адресата с учетом
конкретной обстановки и в соответствии
с поставленной задачей. К ним
относятся:
- богатство (разнообразие) речи,
- ее чистота,
- выразительность,
- ясность и понятность,
- точность и правильность.
Непременное условие культуры речи —
ее чистота
Чистота речи — отсутствие в ней лишних
слов, слов-сорняков, слов-паразитов. Конечно,
в языке названных слов нет, такими они
становятся в речи говорящего из-за частого,
неуместного их употребления. 3.2 Речь должна быть яркой,
образной, выразительной
Говорящий должен воздействовать не только
на разум, но и на чувства, воображение
слушателей. Образность и эмоциональность
речи усиливают ее эффективность, способствуют
лучшему пониманию, восприятию и запоминанию,
доставляют эстетическое удовольствие.
Выдающиеся мастера слова всех времен,
крупные общественные и политические
деятели, известные ученые, лекторы уделяли
большое внимание образности своих выступлений. 3.3 Ясность, понятность — существенный
признак культуры речи
Ясность, понятность речи в значительной
степени зависят от правильного использования
различных пластов лексического состава
языка: терминов, иностранных слов, диалектизмов,
жаргонизмов, профессионализмов, историзмов.
Архаизмов, неологизмов. Применение слов
ограниченной сферы употребления должно
быть обязательно мотивировано. 3.4 Точность — необходимое
качество речи
Точность как признак культуры речи определяется
умением четко и ясно мыслить, знанием
предмета речи и законов русского языка.
Точность речи чаще всего связывается
с точностью словоупотребления, правильным
использованием многозначных слов, синонимов,
антонимов, омонимов. При отборе лексических
средств рекомендуется учитывать следующие
факторы:
- значение слова,
- его многозначность,
- сочетаемость с другими словами,
- эмоционально-экспрессивную окраску,
- стилистическую характеристику,
-сферу употребления,
- грамматическую оформленность, особенность
аффиксов.
Правильность речи — это соблюдение действующих
норм русского литературного языка.
Речь — это деятельность, которая представляет
собой и сам процесс речетворчества во
время ее произнесения (или письменной
фиксации), и результат этого процесса
— то высказывание, тот текст, который
и составляет основную единицу речи.
Речь всегда представляет собой ответ
на какой-либо стимул, и, в свою очередь,
речевое действие вызывает тот или иной
ответ. Следовательно, культура речи должна
охватывать все эти компоненты речевой
деятельности и их составляющие. А значит,
с точки зрения культуры в речи в первую
очередь оцениваются:
1) цель и средства ее достижения;2)речь
как процесс (речевое поведение);3) речь
как результат (текст).
Основные цели речи — информирование,
выражение чувств, воздействие — порождают
не только типы ситуаций общения, не только
жанры, но и тот или иной набор критериев
для оценки речевого поведения и результата
речевой деятельности.
Итак, какие же основные цели в речи? 1)
передача информации (информационная,
информирующая речь);2) выражение эмоций,
чувств, оценок (эмоционально-оценочная
речь);3) оказание воздействия на адресата
с целью доказательства той или оной точки
зрения (аргументирующая реч)
Уровни культуры речи: высокий — средний
— низкий, т.е. культурно — малокультурно
— совершенно некультурно, мы определяем
у каждого человека неосознанно. Как правило,
мы про себя отмечаем либо очень высокий
уровень речевой культуры, либо низкий,
а средний "не замечаем". При этом
все уровни культуры речи дают оценку
качества речи и в целом, и по отдельным
аспектам, критериям.
Высокий уровень культуры проявляется
во всем. Внешне — в звуках голоса и интонациях,
в том, как человек ходит, стоит, сидит,
в манере разговора, в жестах, мимике, взгляде
— все это в устной речи оценивается с
позиций того, насколько они соответствуют
нашим представлениям о культуре общения.
Анализируется, как человек относится
к другим людям, как ведет диалог, как строит
монолог и т.д
Низкий уровень речевой культуры так же
проявляется во всем. Если человек высокой
культуры во всем заботится, чтобы никому
не доставить неудобств, то низкая культура
человека заставляет делать прямо противоположное
— самоутверждаться за счет других. Отсюда
— грубость и безапелляционность, незнание
чего-то и нежелание это узнать, а тем более
нежелание следовать любым нормам. Именно
за счет этих проявлений мы сразу видим
человека с низкой культурой.
Исследователь О.Б. Сиротинина выделяет
полнофункциональный, неполнофункциональный,
среднелитературный, литературно-жаргононизирующий
и обиходный типы речевой культуры. полнофункциональный тип.Для носителей
полнофункционального типа речевой культуры
свойственно максимально полное владение
всеми богатствами русского языка, активное
употребление синонимов с учетом всех
нюансов их значения и употребления, свободная
активизация и целесообразное использование
любого слова из своего обширного по объему
лексикона. обиходный тип. Такой тип встречается
среди малообразованного населения. Его
носители владеют только навыками обиходной,
т.е. разговорной речи: они не способны
производить ни официальную монологическую,
ни письменную речь. литературно-жаргонизирующий типСпецифика
этого типа заключается в сознательном
насаждении сниженной, часто даже безграмотной
речи. среднелитературный тип Речь представителей
среднелитературного типа пестрит грубыми
и бранными словами. В речи господствуют
штампы, отсутствует необходимый самоконтроль
и предварительная подготовка к речи.неполнофункциональный тип.В целом
неполнофункциональный тип речевой культуры
можно охарактеризовать словом меньший:
меньшие знания, меньшие усилия для их
расширения, меньший уровень умений