Культура речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 12:15, курс лекций

Описание работы

Содержится краткий обзор устной,письменной речи.

Файлы: 1 файл

культура речи.docx

— 143.32 Кб (Скачать файл)

К разновидностям информационной речи относят различного рода выступления, лекции, отчеты, сообщения, доклады.

Убеждающая  речь обращена прежде всего к эмоциям слушателя. В этом случае говорящий должен учитывать его восприимчивость. К убеждающей разновидности речи относят: поздравительные, торжественные, напутственные.

Побуждающая речь направлена на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям. Здесь выделяют политическую речь, речь-призыв к действиям, речь-протест.

 

Таким образом, монолог и диалог рассматриваются  как две основных разновидности  речи, различающиеся по количеству участников акта общения. Диалог как  способ обмена мыслями между коммуникантами в виде реплик является первичной, естественной формой речи в отличие от монолога, представляющего собой развернутое высказывание одного лица. Диалогическая и монологическая речь могут существовать как в письменной, так и в устной форме, однако в основе письменной речи всегда лежит монологическая, а в основе устной – диалогическая.

 

Полило́г (греч., букв. ’речь многих’) — разговор многих участников. При этом предполагается, что роль говорящего переходит от одного лица к другому, в противном случае разговор превращается в монолог. Является синонимом слова диалог, так как ошибочно полагать, что термин «диалог» предполагает наличие ровно двух участников (греческий префикс диа- ’через’ в слове диалог и греческое ди- ’два’ лишь внешне схожи). В связи с этим в диалоге, как и в полилоге, может участвовать любое число участников.

14. Функциональные стили неоднородны; каждый из них представлен рядом жанровых разновидностей, например, в научном стиле – научные монографии и учебные тексты, в официально-деловом – законы, справки, деловые письма, в газетно-публицистическом – статья, репортаж и т. п. Многообразие жанровых разновидностей создается разнообразием содержания речи и ее различной коммуникативной направленностью, т. е. целями общения.

В соответствии со сферами общественной деятельности в современном русском языке  выделяют следующие функциональные стили: научный, официально-деловой, газетно-публицистический, художественный и разговорно-обиходный.

 

Научный стиль. Ведущее положение в научном стиле занимает монологическая речь. Этот функциональный стиль обладает большим разнообразием речевых жанров; среди них основными являются: научная монография и научная статья, диссертационные работы, научно-учебная проза (учебники, учебные и методические пособия и т. п.), научно-технические произведения (разного рода инструкции, правила техники безопасности и проч.), аннотации, рефераты, научные доклады, лекции, научные дискуссии, а также жанры научно-популярной литературы.

Научный стиль  реализуется преимущественно в  письменной форме речи. Однако с  развитием средств массовой коммуникации, с ростом значимости науки в современном  обществе, увеличением числа различного рода научных контактов, таких, как  конференции, симпозиумы, научные семинары, возрастает роль устной научной речи.

Основными чертами  научного стиля и в письменной, и в устной форме являются точность, абстрактность, логичность и объективность  изложения. Практически любой научный текст может содержать графическую информацию; это одна из черт научного стиля речи.

Официально-деловой  стиль.

 

Этот стиль удовлетворяет  потребность общества в документальном оформлении разных актов государственной, общественной, политической, экономической  жизни, деловых отношений между  государством и организациями, а  также между членами общества в официальной сфере их общения. Тексты этого стиля представляют огромное разнообразие жанров: устав, закон, приказ, распоряжение, договор, инструкция, жалоба, рецепт, различного рода заявления, а также множество деловых жанров (например; объяснительная записка, автобиография, анкета, статистический отчет и др.).

Жанры официально-делового стиля выполняют информационную, предписывающую, констатирующую функции  в различных сферах деятельности. Поэтому основной формой реализации этого стиля является письменная.

 

Здесь имеют место беспристрастная  констатация, изложение фактов в  логической последовательности. Поэтому 1-е лицо допустимо только в ограниченном числе ситуаций, когда устанавливаются  правовые отношения между частным  лицом и организацией или государством, например при оформлении различных  доверенностей, при заключении трудового  соглашения и т. п.

Газетно-публицистический стиль

Газетно-публицистический стиль функционирует в общественно-политической (сфере и используется в ораторских выступлениях, в различных газетных жанрах (например, передовая статья, репортаж и др.), в публицистических статьях в периодической печати. Он реализуется как в письменной, так и в устной форме.

Художественный стиль

Художественный  стиль речи как функциональный стиль  находит применение в художественной литературе, которая выполняет образно-познавательную и идейно-эстетическую функцию. Чтобы  понять особенности художественного  способа познания действительности, мышления, определяющего специфику  художественной речи, надо сравнить его  с научным способом познания, определяющим характерные черты научной речи.

Мир художественной литературы – это «перевоссозданный» мир, изображаемая действительность представляет собой в определенной степени авторский вымысел, а значит, в художественном стиле речи главнейшую роль играет субъективный момент. Вся окружающая действительность представлена через видение автора. Но в художественном тексте мы видим не только мир писателя, но и писателя в этом мире: его предпочтения, осуждения, восхищение, неприятие и т. п.

Лексический состав и функционирование слов в художественном стиле речи имеют свои особенности. В число  слов, составляющих основу и создающих  образность этого стиля, прежде всего входят образные средства русского литературного языка, а также слова, реализующие в контексте свое значение. Это слова широкой сферы употребления.

В художественном стиле речи очень широко используется речевая  многозначность слова, что открывает  в нем дополнительные смыслы и  смысловые оттенки, а также синонимия  на всех языковых уровнях, благодаря  чему появляется возможность подчеркнуть  тончайшие оттенки значений. Это  объясняется тем, что автор стремится  к использованию всех богатств языка, к созданию своего неповторимого  языка и стиля, к яркому, выразительному, образному тексту.

Разговорно-обиходный  стиль

Разговорно-обиходный функционирует в сфере повседневно-бытового общения. Этот стиль реализуется в форме непринужденной, неподготовленной монологической или диалогической речи на бытовые темы, а также в форме частной, неофициальной переписки. Под непринужденностью общения понимают отсутствие установки на сообщение, имеющее официальный характер (лекция, выступление, ответ на экзамене и т. п.), неофициальные отношения между говорящими и отсутствие фактов, нарушающих неофициальность общения, например посторонние лица. Разговорная речь функционирует лишь в частной сфере общения, в обиходно-бытовой, дружеской, семейной и т. п. В сфере массовой коммуникации разговорная речь неприменима. Однако это не значит, что разговорно-обиходный стиль ограничивается бытовой тематикой.

Основными чертами  обиходно-разговорного стиля являются уже указанные непринужденный и  неофициальный характер общения, а  также эмоционально-экспрессивная  окраска речи. Поэтому в разговорной  речи используются все богатства  интонации, мимика, жесты. Одной из ее важнейших особенностей является опора  на внеязыковую ситуацию, т.е. непосредственную обстановку речи, в которой протекает  общение. Например: (Женщина перед уходом из дома) Что мне надевать-то? (о пальто) Вот это, что ли? Или это? (о куртке) Не замерзну ли? Слушая эти высказывания и не зная конкретной ситуации, невозможно догадаться, о чем идет речь. Таким образом, в разговорной речи внеязыковая ситуация становится составной частью акта коммуникации.

Порядок слов в разговорной речи отличается от используемого в письменной. Здесь главная информация концентрируется в начале высказывания. Говорящий начинает речь с главного, существенного элемента сообщения. Чтобы акцентировать внимание слушающих на главной информации, пользуются интонационным выделением. Вообще же порядок слов в разговорной речи обладает высокой вариативностью.

 

Таким образом, для каждого функционального  стиля речи характерны свои особенности. Для научного стиля присуще использование  специальной научной и терминологической  лексики, графической информации, четкое определение понятий и явлений, строгая логичность и последовательность изложения, усложненный синтаксие. Деловому стилю свойственны профессиональная терминология, точность определения применяемых слов и выражений, клишированность языковых средств. Главнейшим свойством газетно-публицистического стиля является его информативность и экспрессивность. Художественная речь использует все разнообразие и все богатства национального языка, чтобы создать яркий, запоминающийся образ. Понимание особенностей художественного стиля речи помогает более глубокому прочтению литературных произведений, обогащает нашу практическую речь. Главной особенностью разговорной речи является ее непринужденность, неподготовленность. Для нее характерны лексическая разнородность, использование разговорных и просторечных слов, упрощенного синтаксиса, эмоционально-экспрессивной оценочности, мимики, жестов.

 

 

10. Речевая деятельность - взаимосвязанные речевые действия, направленные на достижение одной цели. Речевая деятельность подразделяется на письмо, чтение, говорение, перевод и т.д.

 

13.

Для Книжной Речи характерны:

Для Разговорной речи характерны:

Конструкции с союзом Без – «без такого журнала», «без такого понимания»

Такие конструкции  используются в три раза реже; заменяются конструкциями «если не будет такого журнала», «если нет такого понимания»

Конструкции «при соответствующих условиях»

Практически отсутствуют

Деепричастные обороты  с условным значением: «борясь в  одиночку, невозможно добиться цели»

Практически отсутствуют

Сложноподчиненные предложения с союзомЕсли

В 1,5 раза больше

Сложноподчиненные предложения с союзами Оттого Что, поскольку, ибо

Не используются

Конструкции По требованию, По предло-жению, в связи с

В 2,5 раза меньше

Согласованные определения  и приложения с союзом Как: «как редактор он ответил на вопросы корреспондентов»

Не используются

Конструкции со словами Вследствие, в результате, по причине…

Используются намного реже; заменяются придаточными

Конструкции Не только…, но и...; как…, так и …; в то время как; если…, то…

Не используются

Причастные обороты

Заменяются придаточными

Используются реже

Риторические вопросы

Используются реже

Лексические, синтаксические повторы



Информация о работе Культура речи