Культура спора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 13:47, контрольная работа

Описание работы

Спор представляет собой одну из основных форм человеческой коммуникации, в рамках которой уточняются позиции противоборствующих сторон, вырабатывается оптимальное решение проблемы, «рождается истина».
Таким образом, исследование вопросов спора и по сей день не утратили своей актуальности. «Спор» является ярким образцом практической логики, освоение приемов которой совершенно необходимо для выработки культуры дискуссий, способности понимать собеседника.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Культура спора
1.1 Спор, дискуссия, полемика (сущность, особенности, цели и задачи).
1.2 Полемические приемы и приемы убеждения.
1.3 Нечестные приемы ведения деловой полемики и спора.
1.4 Список используемой литературы
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Хуснутдинова Ю.Р..docx

— 41.41 Кб (Скачать файл)

 

1.3 Нечистые приемы ведения деловой полемики и спора

 

Спор начинается там и  тогда, когда совпадают следующие  условия:

- наличие хотя бы двух сторон, у которых разный взгляд на одну и ту же проблему;

- наличие разногласий по вопросу спора и желание отстоять свою точку зрения;

-готовность к спору и наличие веских аргументов для победы в нём.

У спора должна быть какая-то конкретная цель. Прежде чем ввязаться  в дискуссию, нужно задать себе вопрос - что я хочу достичь в результате этого спора? Оправдать свои мысли? Найти им подтверждение? Опровергнуть мысли противника? Или осведомиться о чем-то?

Стратегия спора - это общий план его ведения.

Пропонент - тот, кто выдвигает и отстаивает некоторый тезис - должен позаботиться о том, чтобы обеспечить максимально возможную степень его обоснованности. Для этого, естественно, необходимо заранее продумать возможные доводы в защиту тезиса, а также последовательность их выдвижения. Как и в "науке побеждать", следует побеспокоиться о "резерве", разделив аргументы на основные и резервные. Основными являются аргументы, которые представляются пропоненту достаточными для обоснования тезиса; резервные аргументы используются в случае осложнений. Например, некоторую часть резерва могут составлять уместные ответы на возможные контраргументы противоположной стороны.

Оппонент - это тот, кто оспаривает тезис. Если оппонент заранее ознакомлен с содержанием тезиса или с темой предстоящего обсуждения, ему можно рекомендовать заранее продумать слабые места тезиса и подобрать опровергающие доводы (контраргументы) или сосредоточить свое внимание на проблемных пунктах темы обсуждения и по возможности выработать проекты решения проблемных ситуаций.

В значительной мере эффективность  спора, способствуя достижению стратегических целей, повышает грамотное использование  тактических приемов.

Тактика спора - это подбор и использование в споре определенной совокупности логических и психологических приемов. Характер спора зависит от многих факторов: содержания спора, состава его участников, интеллектуальных и психологических особенностей спорящих сторон и т. д. Рассмотрим наиболее важные моменты тактики спора.

Во-первых, в любом споре  тактически верным будет корректное поведение его участников. Спокойствие, уравновешенность, рассудительность, способность сдерживать естественным образом возникающие эмоции - вот  те черты, проявление которых улучшит  имидж каждой из спорящих сторон. Кроме  того, в случае всплеска эмоций демонстрация одной из сторон спора названных  выше качеств будет способствовать затуханию волн эмоционального возбуждения, а следовательно, минимизирует возможность трансформации спора в свару рыночных торговок.

Во-вторых, также беспроигрышным тактическим приемом является внимательное и доброжелательное отношение к  высказываниям противной стороны. Эффект этого приема можно усилить  с помощью типичных для таких  случаев выражений: "Мне нравится ваша мысль (предложение, тезис), над  ней следует хорошенько подумать", "Это свежий взгляд на проблему, неплохо  бы обсудить перспективы, которые он открывает" и т. п.

В-третьих, инвариант тактики  спора составляет открытость (восприимчивость) одной стороны для убедительных доводов другой. Демонстрируя это  качество, вы воздействуете на психологический  настрой противоположной стороны, заставляя ее быть более "сговорчивой", как бы подготавливая ее к принятию ваших собственных доводов, а  в конечном итоге - и вашей точки  зрения.

В-четвертых, очень распространен  тактический ход, называемый "условное принятие доводов противника". Этот тактический прием позволяет  избежать прямого опровержения точки  зрения соперника в споре. Условно  соглашаясь с доводами противника, мы как бы вместе с ним посредством  дедукции выводим из его посылок  сомнительные следствия, тем самым  подводя к нужному окончательному выводу. Таким образом, противник  превращается в соучастника, опровергающего свои собственные рассуждения.

Возможна другая вариация тактического приема "условное принятие доводов противника". Довольно часто  оказывается, что тот или иной контрдовод соперника совместим  с нашей собственной позицией. В таком случае отпадает необходимость  его опровержения. Рассматриваемый  тактический ход позволяет избежать траты сил, энергии, времени.

Несмотря на то, что тактика  относится к определенным этапам спора, всегда полезно отслеживать  общую картину спора. Сосредоточив свое внимание на данной стадии спора, необходимо держать в поле зрения и "поле сражения" в целом. При  этом следует видеть: какие аргументы приняты противником, а какие - отвергнуты, какие контраргументы выдвинуты, а какие еще могут последовать, и т. п. В зависимости от ситуации может возникнуть необходимость "ревизии" своих собственных аргументов, причем некоторые из резервных аргументов могут быть переведены в разряд основных, и наоборот.

Следовательно, стратегия  и тактика спора - две стороны  одной медали. Не стоит пренебрегать ни одной из них. Как бы хорошо ни были продуманы стратегия или  тактика по отдельности, только их взаимная увязка, сплавленность позволят достичь успеха в споре, пусть не абсолютного, но все же успеха.

Таким образом, спор является одним из основных видов речевой  коммуникации. С его помощью достигается  более глубокое понимание того предмета, по поводу которого происходит общение, более четко обозначаются позиции  людей, которые участвуют в данном коммуникативном процессе; кроме  того, спор является эффективным средством  выработки оптимального решения  тех или иных вопросов. В конце концов, спор вносит разнообразие в общение людей, украшает речевые коммуникации, делая их живыми и запоминающимися.

Принципы и  правила ведения спора. Осваивая культуру спора, следует овладеть самым важным - принципами и правилами ведения спора, которые:

- позволят лучше подготовиться к ведению спора;

- организуют и мобилизуют на победу в споре;

- позволяют логически правильно аргументировать и последовательно отстаивать свою позицию;

- учат учитывать достоинства и быть терпимым к недостаткам оппонентов;

- ориентируют на использование своих достоинств и преодоление своих недостатков.

Практически каждый из рассмотренных  принципов реализуется через  совокупность определенных правил. Принцип  задает стратегию, направление деятельности, правила характеризуют тактику, конкретные действия. Принцип чаще всего отвечает на вопрос: что нужно  делать для достижения конечной цели, а правило дает ответ на вопрос, как нужно поступать в той  или иной ситуации.

Принцип предварительной  подготовки к ведению спора. В соответствии с этим принципом предварительная подготовка к ведению спора позволяет вам не только мобилизоваться, но и многое обдумать и даже смоделировать наиболее вероятный ход дискуссии-спора, сделать некоторые "заготовки", собрать и осмыслить некоторую исходную информацию.

Принцип корректного  ведения спора. Это один из основных принципов ведения споров, переговоров, который заключается в том, что чем корректнее будут Ваши суждения и действия, тем у вас больше шансов на достойную победу над противником, оппонентом.

Принцип «отстранения» в процессе ведения спора. Давно замечено, что спор выигрывает не только тот, кто эрудированней и аргументированней говорит, но прежде всего тот, кто, как бы стороны наблюдая за ходом дискуссии-спора, видит все происходящее в целом и способен по ходу корректировать свои недостатки и промахи, подняться над личными интересами и преодолеть психологические барьеры.

Принцип преодоления  психологических барьеров в процессе ведения спора. Суть этого принципа заключается в том, что существует целый ряд ложных внутренних установок, состояний, без преодоления которых эффективность вашей аргументации снижается.

Принцип уважения личности оппонента. Суть этого принципа заключается в том, что настоящая свобода мнений, суждений предполагает высокую культуру ведения дискуссий и споров. А для этого, как минимум, необходимо уважительное отношение к инакомыслию, то есть оппоненту. Мыслям, суждениям должны противопоставляться более убедительные, более доказательные суждения и мысли и ни в коем случае не оскорбительные выпады.

Принцип аргументированной  конструктивной критики. Суть этого принципа заключается в том, что критикуя противоположную вашей точку зрения, нельзя ограничиваться только этим, необходимо высказать свои конструктивные предложения, новые подходы или способы решения проблемы. Другими словами, критика должна включать в себя не голое отрицание, но и конструктивные предложения, альтернативы

Приступая к обсуждению спорной  проблемы, установите, что является предметом ваших разногласий  с оппонентами, четко определите предмет спора.

Не начинайте спорить, если вы плохо разбираетесь в предмете спора. Если о споре известно заранее, тщательно готовьтесь к нему, не жалейте времени и сил для  пополнения знаний о предмете спора.

Не теряйте предмета спора  в процессе его обсуждения. Не упускайте  главных положений, из-за которых  ведется спор. Не позволяйте противнику увести вас в сторону от основного  вопроса спора.

Занимайте определенную и  твердую позицию в споре.

Готовясь к дискуссии, полемике, выделите основные понятия, связанные с предметом спора. Уточните значение терминов, которые  вы предполагаете использовать в  обсуждении.

В процессе спора следите  за тем, чтобы полемисты вкладывали в употребляемые понятия одинаковое содержание. В противном случае это  может привести к двусмысленности  высказываний, к непониманию позиции  оппонента.

Учитесь правильно раскрывать содержание понятий, объяснять значение терминов. Применяйте различные способы  толкования слов. Активно используйте  с этой целью лингвистические  и энциклопедические словари.

Во время спора обращайте  внимание на поведение своего оппонента. Попытайтесь понять мотивы его действий и высказываний, учитывайте индивидуальные особенности его характера, манеру спорить. Старайтесь правильно соизмерять свои способности и возможности  с силами противника.

Относитесь с уважением  к взглядам и убеждениям своего оппонента. Если вы не согласны с его точкой зрения, решительно опровергайте ее, приводите  убедительные аргументы в защиту своей позиции, но не унижайте достоинства  вашего противника, не оскорбляйте  его резкими словами, не прибегайте к грубости. Говорите в спокойном  и дружеском тоне.

Сохраняйте выдержку и  самообладание. Не следует горячиться по пустякам. Помните, что в возбужденном состоянии сложнее верно оценить  возникшую ситуацию, подобрать веские доводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, спор - это столкновение, противопоставление мнений, публичное обсуждение проблем, когда каждый старается доказать свою правоту.

Целью спора может быть обнаружение истины или достижение победы.

Спор - важное средство прояснения и разрешения вопросов, вызывающих разногласия, лучшего понимания  того, что не является в достаточной  мере ясным и не нашло еще убедительного  обоснования. Если даже участники спора  не приходят в итоге к согласию, в ходе спора они лучше уясняют  как позиции другой стороны, так  и свои собственные.

Искусство ведения спора называется эристикой. Искусство спора характеризуется основными признаками: доказательностью и убедительностью.

В русском языке существуют слова, которые служат разновидностями  спора.

Дискуссия, публичное обсуждение спорного вопроса или проблемы, иногда превращается в спор в чистом виде. Обычно в дискуссии принимают  участие компетентные лица с намерением достичь оптимального взаимоприемлемого  решения.

Полемика - разновидность  дискуссии, спор, переходящий в навязывание  собственной точки зрения. Целью  полемики, в отличие от дискуссии, является не достижение взаимопонимания  и конечного оптимального результата, а доказательство своей правоты.

Дебаты - это обмен мнениями на каком-либо совещании, заседании, собрании. Это спор, но спор по правилам. Все  эти виды споров - общение нескольких людей или их групп. Особенность в том, что они могут незаметно перетекать из одной формы в другую, в зависимости от конечной цели.

В понятие "культура спора" мы включаем знание предмета спора, понимание  сущности спора и его разновидностей, соблюдение основных требований культуры спора, умение доказывать выдвинутое положение  и опровергать мнение оппонента, использование полемических приемов, умение противостоять уловкам противника.

Осваивая культуру спора, необходимо овладеть принципами ведения  спора, которые позволят лучше подготовиться  к ведению спора; организуют и  мобилизуют на победу в споре; позволяют  логически правильно аргументировать  и последовательно отстаивать свою позицию; учат учитывать достоинства  и быть терпимым к недостаткам  оппонентов; ориентируют на использование  своих достоинств и преодоление  своих недостатков.

Итак, обобщим сказанное  в основные правила ведения спора:

1. Уметь правильно определить  предмет спора и выделить пункты  разногласия.

. Не упускать из виду  главных положений, из-за которых  ведется спор.

Информация о работе Культура спора