Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 16:52, реферат
Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы. Конечно, эти жизненно важные проблемы возникают перед личностью в течение всей ее жизни. Личность же постоянно изменяется, развивается, значит, на разных стадиях ее развития одни и те же задачи профессионального самоопределения решаются по-разному.
Филиал РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина в Ташкенте |
Реферат на тему: |
«Личность и профессия» |
|
Выполнила: студентка группы РН-12-01 Адылова Ф. |
|
Ташкент2012 |
Важнейшим критерием осознания
и продуктивности профессионального
становления личности является ее способность
находить личностный смысл в профессиональном
труде, самостоятельно проектировать,
творить свою профессиональную жизнь,
ответственно принимать решения
о выборе профессии, специальности
и места работы. Конечно, эти жизненно
важные проблемы возникают перед
личностью в течение всей ее жизни.
Личность же постоянно изменяется,
развивается, значит, на разных стадиях
ее развития одни и те же задачи профессионального
самоопределения решаются по-разному.
Постоянное уточнение своего места
в мире профессий (либо конкретной профессии),
осмысление своей социально-
Можно констатировать, что
перед личностью постоянно
Основные моменты
профессионального
Профессиональное
Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.
Профессиональное
Актуализация
Профессиональное
Повтор (возрастная переидизация личности).
В подростковом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям.
Дифференцированное отношение к разным учебным предметам, занятия в кружках художественного и технического творчества формируют и подростков учебно-профессиональные намерения и профессионально ориентированные мечты. Образцы желаемого будущего, профессиональные мечты становятся психологическими вехами, штрихами профессионального самоопределения.
Ранняя юность. Важнейшая
задача этого возраста – выбор
профессии. Это период реалистической
оптации. Профессиональные намерения
подростков диффузны и неопределенны.
Выбор учебно-
Юность. Подавляющее большинство юношей и девушек уже учащиеся, их участие в производительном труде рассматривается не только и не только с точки зрения его экономической эффективности, сколько с точки зрения его воспитательной ценности. Ведущей деятельностью в юности является профессиональное образование.
Молодость. Освоение профессиональной
деятельности приводит к развитию следующих
психологических
Актуальным становится профессиональный
рост. Часть сверстников уже добилась
определенных профессиональных достижений.
Но подавляющее большинство
Возможны два пути: либо
оставаться в избранной профессии
и утверждать себя в ней, становиться
профессионалом, либо профессиональная
миграция, означающая смену работы
или профессии. Это наиболее продуктивный
возраст – период реализации себя
как личности, использования своего
профессионального потенциала. Именно
в этом возрасте реализуются жизненные
и профессиональные планы, оправдывается
смысл самого существования человека.
Профессия предоставляет
Все эти профессионально
обусловленные изменения
Наряду с этими психологически
позитивными изменениями
Основными психологическими новообразованиями в возрасте 28-33 лет становятся социально-профессиональная активность, самостоятельность, социальная ответственность, профессионально обусловленные черты характера.
Период относительно спокойной
жизнедеятельности 34-42 года. Женщины
и мужчины примеряются с
Особенностями социальной ситуации развития в 45-60 лет обусловлены следующими моментами:
- постепенное физическое
старение, ослабление
- изменение жизненного
пространства за счет
- сужение перспектив
Профессиональное становление личности
Началом данного процесса
является формирование профессиональных
намерений, которое завершается
осознанным, желанным, а иногда и
вынужденным выбором профессии.
Этот период становления личности получил
название оптации. Особенность социальной
ситуации развития заключается в
том, что юноши и девушки находятся
на завершающем этапе детства
– перед началом
Следующая стадия становления
начинается с поступления в
После окончания учебного заведения наступает стадия профессиональной адаптации. Социальная ситуация коренным образом меняется: новая система отношений в разновозрастном производственном коллективе, иная социальная роль, новые социально-экономические условия и профессиональные отношения. Ведущей деятельностью становится профессиональная. Однако уровень ее выполнения, как правило, носит нормативно-репродуктивный характер.
Профессиональная активность
личности на этой стадии резко возрастает.
Она направлена на социально-профессиональную
адаптацию – освоение системы
взаимоотношений в коллективе, новой
социальной роли, приобретение профессионального
опыта и самостоятельное
По мере освоения профессии
личность все больше «погружается»
в профессиональную среду. Реализация
деятельности осуществляется относительно
устойчивыми и оптимальными для
работников способами. Стабилизация профессиональной
деятельности приводит к формированию
новой системы отношений
Дальнейшее повышение квалификации, индивидуализация технологий выполнения деятельности, выработка собственной профессиональной позиции, высокое качество и производительность труда приводят к переходу личности на второй уровень профессионализации.
На этой стадии профессиональная
активность постепенно стабилизируется,
уровень ее проявления индивидуализируется
и зависит от индивидуально-психологических
особенностей личности. Но в целом
каждому работнику присущ свой устойчивый
и оптимальный уровень
И лишь часть работников,
обладающих творческими потенциями,
развитой потребностью в самоосуществлении
и самореализации, переходит на следующую
стадию – профессионального
Таким образом, в целостном процессе профессионального становления личности выделяются следующие стадии:
оптация (формирование профессиональных
намерений, профессиональное самоопределение,
осознанный выбор профессии на основе
учета индивидуально-
профессиональная подготовка
(формирование профессиональной направленности
и системы социально и
профессиональная адаптация (вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, усвоение новых технологий профессии, приобретение опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности);