Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 08:26, доклад
Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни. Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся.
Личность есть относительно поздний продукт общественноисторического и онтогенетического развития человека.
1Личность как субъект общения
Свойства личности
Понятие личности, так же как и
понятие индивида, выражает целостность
субъекта жизни. Но личность представляет
собой целостное образование
особого рода. Личность не есть целостность,
обусловленная генотипически: личностью
не родятся, личностью становятся.
Личность есть относительно поздний продукт
общественноисторического и онтогенетического
развития человека.
Формирование личности есть процесс, прямо
не совпадающий с процессом прижизненного
изменения природных свойств индивида
в ходе его приспособления к внешней среде.
Человек как природное существо есть индивид,
обладающий той или иной физической конституцией,
типом нервной системы, темпераментом,
динамическими силами биологических потребностей
и многими другими чертами, которые в ходе
онтогенетического развития многообразно
меняются. Однако, не изменения этих врожденных
свойств человека порождают его личность.
Личность есть специальное человеческое
образование, которое так же не может быть
выведено из его приспособительной деятельности,
как не могут быть выведены из нее его
сознание или его человеческие потребности.
Как и сознание человека, так и его потребности,
личность человека тоже «производится»
— создается общественными отношениями,
в которые индивид вступает в своей деятельности.
То, что при этом меняются и некоторые
его особенности как индивида, составляет
не причину, а следствие формирования
его личности.
Другими словами: особенности, характеризующие
одно единство (индивида), не просто переходят
в особенности другого единства, другого
образования (личности), так что первые
уничтожаются; они сохраняются, но именно
как особенности индивида. Так, особенности
высшей нервной деятельности индивида
не становятся особенностями его личности
и не определяют ее. Хотя функционирование
нервной системы составляет, конечно,
необходимую предпосылку развития личности,
но ее тип вовсе не является тем «скелетом»,
на котором она «надстраивается». Сила
или слабость нервных процессов, уравновешенность
их и т. д. проявляют себя лишь на уровне
механизмов, посредством которых реализуется
система отношений индивида с миром. Это
и определяет неоднозначность их роли
в формировании личности.
Личность как индивид есть продукт интеграции
процессов, осуществляющих жизненные
отношения субъекта. Существует, однако,
фундаментальное отличие личности. Оно
определяется природой самих порождающих
его отношений это специфические для человека
общественные отношения, в которые он
вступает в своей предметной деятельности.
Как мы уже видели, при всем многообразии
ее видов и форм, все они характеризуются
общностью своего внутреннего строения
и предполагают сознательное их регулирование,
то есть наличие сознания, а на известных
этапах развития также и самосознания
субъекта.
Изучение процесса объединения деятельности
субъекта, в результате которого формируется
его личность, представляет собой капитальную
задачу психологического исследования.
Общение – сложный многоплановый процесс
установления и развития контактов между
людьми, порождаемый потребностями совместной
деятельности, включающий в себя обмен
информацией, выработку единой стратегии
взаимодействия, восприятие и понимание
другого человека.
Следовательно, основное назначение этого
процесса заключается в том, чтобы люди
контактировали, искали и находили точки
соприкосновения друг с другом, взаимодействовали
между собой в процессе совместной деятельности,
что бы они обменивались информацией и
стремились к пониманию друг друга. Поэтому
психологи условно выделяют в общении
три стороны: коммуникативную, интерактивную
и перцептивную.
Теперь рассмотрим отдельно каждую из
сторон общения, определяя какие свойства
личности помогают, а какие мешают взаимодействовать
с другими людьми.
5 1. Общая характеристика
Профессиональное владение речью являлось и является важной составной частью успеха многих профессиональных поприщ. Ораторское искусство, начиная с Древней Греции, считалось неотъемлемым качеством вождей, героев и лидеров. В античные времена обучение риторике и приемам ведения диалога сделалось обязательным. С тех пор вербальный вид коммуникации является ключевым элементом человеческого общества. Причем артистичное владение голосом, его тембром, тональностью, умение расставлять акценты подчас становится важнее самого содержания сообщения. Кроме того, различные оттенки голоса формируют в сознании аудитории имидж коммуникатора.
Результативность вербальной коммуникации во многом определяется тем, насколько коммуникатор владеет ораторским искусством, а также его личностными характеристиками. Владение речью сегодня – важнейшая профессиональная составляющая человека.
В практике выступления на
публике нельзя забывать, что как
раз содержательная часть сообщений
имеет важнейшее значение для
формирования атмосферы доверия, выстраивания
позитивных для организации общественных
отношении. Именно поэтому PR-специалисты
уделяют массу времени
Вербальная же коммуникация воздействует на аудиторию не только содержательной частью сообщения, но и в иных плоскостях (тембр, громкость, тональность, физические особенности и т.д.). Помимо голосовых особенностей в формировании вербальной коммуникации огромное значение имеет соотнесённость позиций слушателей и говорящего, дистанция между ними. Специалистами по коммуникациям выделяются четыре дистанции общения, изменение которых ведет к изменению норм общения, включая и нормы устной речи: – интимная (15–45 см); – личная – близкая (45–75 см), – личная – дальняя (75–120 см); – социальная (120–360 см); – публичная (360 см и далее).
Знание таких деталей,
бесспорно, является важным при построении
вербальной коммуникации. Ещё важнее
– выбор стратегии вербального
воздействия коммуникатора на аудиторию.
Стратегия включает в себя совокупность
личностных качеств коммуникатора,
его знания основ психологии аудитории,
умение определить близкие ей ценности,
а также руководствоваться
К условиям коммуникации относятся
в том числе воспринимаемые как
приятные или неприятные типы голосов
коммуникаторов. Типы голосов и их
соответствие тем или иным оценкам
аудитории, а также ожиданиям
самих коммуникаторов достаточно часто
являлись причиной изменения статуса
людей, их общественного восприятия.
Для восприятия коммуникатора аудиторией
не меньшее значение имеет культура
речи – произношение, манера говорить,
дикция, грамотность, наличие междометий
и слов-паразитов («это», «ну», «значит»).
Важны и ключевые слова, в наибольшей
степени оказывающие влияние
на эмоциональное состояние
– краткое содержание; – обстановка; – направленность; – осложнение; – развязка; – оценка; – код
Реакция человека, слушающего новости, здорово разнится в зависимости от того, в каком контексте он слышит сообщение. О том же самом в книге «Лингвистика лжи» писал X. Вайнрих: «Существует привилегированная область литературной лжи. Любовь, война, морское путешествие и охота имеют свой язык – как и все опасные занятия, поскольку это важно для их успеха»Итак, вербальная коммуникация формирует основные характеристики стратегии Паблик рилейшнз. Она помогает создавать сообщения, воспринимаемые и понимаемые широкой целевой аудиторией, существенно влияет на реакцию последней.
7 В нашем внешнем поведении
проявляется то многое, что у нас происходит
и есть внутри. Только эти проявления нужно
уметь распознать. За отдельными, едва
заметными проявлениями рук, глаз, позы,
можно увидеть настроение, желания, помыслы
вашего партнера. Как заметил однажды
признанный знаток людей, легче изменить
свое мировоззрение, чем свой в высшей
степени индивидуальный способ подносить
ложку ко рту.
В общение людей оказываются закономерно
включены эмоции общающихся. Это эмоциональное
отношение, сопровождающее речевое высказывание,
образует невербальный аспект обмена
информацией - невербальную коммуникацию.
К средствам невербальной коммуникации
принадлежат жесты, мимика, интонации,
паузы, поза, смех, слезы и т.д., которые
образуют знаковую систему, дополняющую
и усиливающую, а иногда и заменяющую средства
вербальной коммуникации - слова. Согласно
исследованиям, 55% сообщений воспринимается
через выражение лица, позы и жесты, а 38%
- через интонации и модуляции голоса.
Отсюда следует, что всего 7% остается словам,
воспринимаемым получателем, когда мы
говорим. Это имеет принципиальное значение.
Другими словами, во многих случаях то,
как мы говорим, важнее слов, которые мы
произносим. Большинство невербальных
форм и средств общения у человека являются
врожденными и позволяют ему взаимодействовать,
добиваясь взаимопонимания на эмоциональном
и поведенческом уровнях, не только с себе
подобными, но и с другими живыми существами.
Многим высшим животными, в том числе и
более всего собакам, обезьянам и дельфинам,
дана способность невербального общения
друг с другом и с человеком..
Благодаря невербальному общению человек
получает возможность психологически
развиваться еще до того, как он усвоил
и научился пользоваться речью ( около
2-3 лет). Кроме того, само по себе невербальное
поведение способствует развитию и совершенствованию
коммуникативных возможностей человека,
вследствие чего он становиться более
способным к межличностным контактам
и открывает для себя более широкие возможности
для развития.
Средства невербальной коммуникации как
своеобразный язык чувств являются таким
же продуктом общественного развития,
как и язык слов, и могут не совпадать в
разных национальных культурах. Болгары
несогласие с собеседником выражают кивком
головы, который русский воспринимает
как утверждение и согласие, а отрицательное
покачивание головой, принятое у русских,
болгары могут легко принять за знак согласия.
В разных возрастных группах для осуществления
невербальной коммуникации тоже выбираются
различные средства. Так, дети часто используют
плач, как средство воздействия на взрослых
и способ передачи им своих желаний и настроений.
Коммуникативный характер, который приобретает
у детей плач, хорошо передает их нередко
встречающееся предупреждение "Я не
тебе плачу, а маме!"
9
10Анализ общения как взаимодействия представляет значительные сложности. Вообще разделение трех сторон общения — восприятия, коммуникации и взаимодействия — возможно только как прием анализа: при всем старании нельзя выделить «чистую» коммуникацию без восприятия и взаимодействия или «чистое» восприятие.
Но если восприятие и коммуникация в общении все-таки в какой-то мере, с большими оговорками, но поддаются отделению от «целого», то вычленение «отдельного» взаимодействия практически невозможно.
Главное содержание общения — это воздействие на партнера. Описывая его, мы чаще всего используем термины действий. Например: «Он на меня давил, но я не поддался», «Он подстроился под меня» и т.д.
В общении происходит постоянная реакция на действия другого. В одном случае нам, например, кажется, что партнер нас к чему-то подталкивает и мы сопротивляемся, в другом — что наши действия «заодно», в третьем — что партнер затрагивает наши интересы и мы отстаиваем их и т.д. За словами стоят действия, и, общаясь, мы постоянно отвечаем для себя на вопрос: «Что он делает?» — и наше поведение строится исходя из полученного ответа. Что позволяет нам понять смысл действий партнера?
Один из возможных способов понимания общения, который дает возможность увидеть смысл и содержание слов, своих действий и действий партнера, — восприятие положения партнеров, а также их позиций относительно друг друга. В любом разговоре, беседе, публичном общении огромное значение имеет относительный статус у партнеров: кто в данной ситуации ведущий и кто — ведомый.
Подход к анализу ситуации общения от позиций, занимаемых партнерами, развивается в русле трансакционного анализа, представленного именами Э. Берна, Д. Джонджевилла, Т. Харриса.
Широко известна
и получила наибольшее применение схема,
разработанная Э. Берном, в которой
основными понятиями являются состояния
Я и трансакции, т.е. единицы общения.
Наблюдения психологов за деятельностью
людей показали, что наборы поведенческих
характеристик (позы, интонации голоса,
темп речи, жесты, мимика, разговорный
словарь и т.п.) меняются в различных
ситуациях: например, характеристики поведения
человека в ситуациях взаимодействия
с коллегами, руководителем, супругой,
ребенком и т.д. будут существенно
различны. Изменение поведения
Состояние Я определяется им как система чувств, выражающаяся в согласованной с ней схеме поведения. Репертуар этих состояний Э. Берн разбил на следующие категории:
1) состояния Я,
сходные с образами родителей
или с образами значимых для
человека людей, заменявших
2) состояния Я,
направленные на объективную
оценку реальности — все
3) состояния Я,
все еще действующие с момента
их фиксации в раннем детстве,
— каждый человек несет в
себе впечатления своего
В терминологии трансакционного анализа эти состояния Я именуются как состояние Я Родителя, или Родитель, состояние Я Взрослого, или Взрослый, состояние Я Ребенка, или Ребенок. Состояние Родителя может проявляться двояким образом: как критическое и кормяще-заботливое; состояние ребенка проявляет себя тоже в разной форме — как свободное, приспосабливающееся и бунтарское поведение. Состояния Родителя, Взрослого и Ребенка — нормальные психологические феномены. Каждый тип состояний по-своему важен для человека. Ребенок — это источник радости, интуиции, творчества, спонтанных побуждений. Благодаря Родителю многие наши реакции давно стали автоматическими, что помогает сберечь массу времени и энергии. Взрослый перерабатывает информацию и учитывает возможности эффективного взаимодействия с окружающим миром. Взрослый контролирует действия Родителя и Ребенка и является посредником между ними.