Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 21:06, реферат
В ментальности раскрывается то, о чем изучаемая историческая эпоха не сообщает прямо; эпоха как бы помимо собственной воли "проговаривается" о самой себе, о своих секретах. На этом уровне удается расслышать такое, о чем нельзя узнать на уровне сознательных высказываний.
О менталитете той или иной культуры мы узнаём, в первую очередь, из деяний и сочинений её представителей. Защита национальных культур и становится важнейшей задачей общества. Другая, не менее актуальная задача – не препятствовать культурной модернизации, синтезу, диалогу культур. Современная Россия и зарождающаяся российская ментальность – вот богатый и противоречивый материал для культурологического исследования, очень актуального именно сейчас.
Введение……………………………………………………………….3
Понятие ментальности……………..…………………………………5
Факторы, влияющие на формирование ментальности современной молодежи…………………………………………………………….....7
Ценностные ориентации современной молодежи………………….14
Заключение……………………………………………………………17
Список источников………………………………………………….19
Содержание
Введение…………………………………………………………
Понятие ментальности……………..……………………………
Факторы, влияющие на формирование ментальности современной молодежи…………………………………………………………
Ценностные ориентации
современной молодежи………………….
Заключение……………………………………………………
Список источников………………………………………………….
Введение
Важный фактор, влияющий на культуру той или иной страны – это сформировавшийся на протяжении веков менталитет носителей этой культуры. Менталитет от латинского mens (mentis) – ум, мышление, образ мыслей, душевный склад, рассудок, умственное развитие. Этим термином обозначается совокупность привычек и верований, образ мысли, характерный для той или иной общности. Менталитет легче описать с помощью некоторых ключевых понятий, нежели дать чёткое определение.
Необходимо различать понятия «менталитет» и «ментальность». Лишь частично эти слова являются синонимами. Термин «ментальность» выражает конкретное, историческое качество, изменчивость менталитета(системы некоторых относительно устойчивых характеристик), т.н. ментального ядра, проявляющегося в языке, в национальном характере, в фольклоре, в политике, в искусстве.
В ментальности раскрывается то, о чем изучаемая историческая эпоха не сообщает прямо; эпоха как бы помимо собственной воли "проговаривается" о самой себе, о своих секретах. На этом уровне удается расслышать такое, о чем нельзя узнать на уровне сознательных высказываний.
О менталитете той или иной культуры
мы узнаём, в первую очередь, из деяний
и сочинений её представителей. Защита национальных
культур и становится важнейшей задачей
общества. Другая, не менее актуальная
задача – не препятствовать культурной
модернизации, синтезу, диалогу культур.
Современная Россия и зарождающаяся российская
ментальность – вот богатый и противоречивый
материал для культурологического исследования,
очень актуального именно сейчас.
Исходя из определения «ментальность»
можно выделить несколько волнующих нас
вопросов: Какие факторы влияют на формирование
ментальности молодежи? Куда идет российская
молодежь? С какими ценностями и установками
молодые люди вступают в жизнь? С каким
духовным багажом они будут преодолевать
начавшийся финансовый кризис? Что надо
делать, чтобы изменить
ситуацию к лучшему?
Понятие ментальности
Ментальность – это феномен
бытия и внутренний регулятор
человеческой деятельности, опосредованной
обычаями, традициями, коллективным
бессознательным этноса, нормами, культурой
Супер-Эго. Ментальность, как индивидуальное
прочтение жизненного опыта личности, является огромным
полем познания духовного мира личности.
Ментальность выступает в 3-х основных
модальностях: 1) в виде внутреннего достояния
человека, гибких, изменчивых и стабильных,
инвариантных элементов структур его
психики; 2) в виде субъект-субъектных и
субъект-объектных процессов и отношений
и деятельности по обмену ментальностями;
3) в виде результатов этих отношений и
деятельности – ментальной среды, в которой
реально живут и действуют личность и
различные общности людей.
Ментальность и менталитет неразрывно
взаимосвязаны между собой, оказывают
постоянное взаимодействие друг на друга
по принципу обратной связи, постоянно
модифицируются, развиваются, сохраняя,
однако в себе инвариантные, архетипные,
антропогенные и вариативные, изменчивые,
психические и социокультурные элементы.
Они неразделимы и неотрывны как причина
и следствие, процесс и результат. Ментальность
подобна психике, сознанию и мышлению,
она функциональна, актуально-жизненно-
Исходным наиболее древним духовным образованием
является ментальность, затем появляются
на ее основе и постепенно дифференцируются
различные виды менталитета, в основном,
в жестких, закрепленных веками гомеостатических
и приспособительных структурах, становящихся
затем инвариантными и порождающими в
свою очередь новые гибкие вариативные
элементы и структуры ментальности и менталитеты,
постоянно взаимодействующие и обогащающие
друг друга.
акпкпрпуркщуопазщшгеш3г4опещшу
Факторы, влияющие на формирование ментальности современной молодежи.
На формирование понимания мира, бытия (ментальность) современной молодежи влияет ряд факторов, которые непосредственно и направляют молодежь на создание собственной модели понимания действительного.
Специалисты — психологи в области менталитета и ментальности подчеркивают: "отражая специфику психологической жизни людей, ментальность раскрывается через систему взглядов, оценок, нормы и умонастроений, основывающуюся на имеющихся в данном обществе знаниях и верованиях и задающую вместе с доминирующими потребностями и архетипами коллективного бессознательного иерархию ценностей, а значит, и характерные для представителей данной общности убеждения, идеалы, склонности, интересы, социальные установки и т. п., отличающие указанную общность от других. Отраженные сознанием взаимоотношения между явлениями действительности и оценкой этих явлений действительности достаточно полно зафиксированы в языке, который является в силу этого одним из объектов анализа при изучении менталитета. Относясь к когнитивной сфере личности, менталитет наиболее отчетливо проявляется в типичном поведении представителей данной культуры, выражаясь, прежде всего, в стереотипах поведения, к которым тесно примыкают стереотипы принятия решений, означающие на деле выбор одной из поведенческих альтернатив. Здесь следует выделить те стандартные формы социального поведения, которые заимствованы из прошлого и называются традициями и обычаями и так же, как устойчивые особенности поведения индивида называются чертами его личности. Типовое поведение, характерное для представителей конкретной общности, позволяет описать черты национального или общественного характера, складывающееся в национальный или социальный тип, который в упрощенном и схематизированном виде предстает как классовый или этнический стереотип" Говоря о формировании развития и динамике менталитета, следует остановиться еще, как минимум, на двух моментах.
Во-первых, во многом порождаемый и подкрепляемый традициями, обрядами, направленными воспитательными воздействиями ближайшего референтного окружения, средствами массовой информации менталитет, кристаллизуясь уже на достаточно ранних этапах восхождения личности к социальной зрелости, является и показателем, и средством, и результатом процесса передачи социального опыта от поколения к поколению, по сути дела, доказывая факт их преемственности.
Во-вторых, в условиях кардинальных социальных изменений менталитет, не будучи поддержан устоявшимися правилами, обычаями и традициями, может качественно меняться и человеческие представления о жизни общества, подходы к оценке самих себя, других людей, социальных явлений могут претерпевать неожиданные и при этом качественные деформации, существенно перемещаясь в континууме "иррациональный подход — рациональный подход". Подобные качественные сдвиги нередко носят болезненный, порой личностно разрушающий характер.
Более того, как считают многие исследователи, именно особенностями менталитета объясняется "пробуксовка" реформ в российском обществе, ностальгия значительной части населения "по сильной руке" в сочетании с массовыми проявлениями инфантилизма и социальной апатии. Так, по справедливому замечанию социолога Л. Гудкова, "сегодня становится все более очевидным, что блокирующими дальнейшее развитие России оказываются не особенности политической организации или тип экономической системы, а наиболее значимые, ядерные структуры культуры, важнейшие, наиболее ценимые национальные символы и представления, базовые составляющие национальной идентичности и самосознания русского человека, его антропология — то, во что верят, чем гордятся сами люди".
Заметим, что перечисляя факторы, отчетливо укладывающиеся в определение менталитета, Л. Гудков предпочитает оперировать термином "национальная идентичность", что отражает тенденцию последних лет, в рамках которой не только социальные психологи, но и представители других гуманитарных наук все чаще используют данное понятие как более психологичное и точное по сравнению с понятием "менталитет". Как отмечал А. В. Толстых, "в терминах теории идентичности Эриксона весьма удобно и поучительно говорить о некоторых актуальных проблемах наших соотечественников. Когда серьезные аналитики, политологи и “колумнисты” пишут о кризисе ценностей целых поколений, о потере нравственных и прочих ориентиров для масс и отдельных личностей, то не лучше ли было бы назвать это кризисом идентичности.... В терминах Эриксона можно было бы выразиться и круче и обсудить расползание в нашем обществе “массовой патологии идентичности”". Концепция Э. Эриксона особенно привлекательна для социальных психологов, изучающих особенности национальной ментальности, позволяет отслеживать и анализировать взаимосвязь индивидуального и коллективного сознания, "законсервированного" в содержании и смыслах базисных институтов общества. В целом, в рассматриваемом контексте понятия "национальная идентичность" и "менталитет" являются фактически синонимичными.
Пожалуй, наиболее масштабным эмпирическим исследованием особенностей российского менталитета является программа, реализованная группой сотрудников ВЦИОМ под руководством Ю. А. Левады в конце XX — начале XXI вв. Данное исследование, позиционированное авторами, естественно, как социологическое, носило, по сути дела, полидисциплинарный характер и, в частности, отчетливо показало стабильность специфических характеристик "советского менталитета", выделенных А. В. Петровским в современных условиях. При этом, "блокадное сознание" и "социальная ксенофобия", к которой в последние годы явно добавилась ксенофобия этническая, отнюдь не являются уделом маргинальных слоев общества, но приобретают массовый характер и более того, становятся для многих необходимым атрибутом "национальной гордости" и собственной значимости. Так, "мониторинговые исследования, проводимые во ВЦИОМ, показывали становящуюся все более явной после 1994 года взаимосвязь между высокими самооценками публики, вновь утверждающейся в своем великом прошлом и необыкновенных национальных достоинствах, и нарастающей ксенофобией, изоляционизмом, невротическим отказом от сравнения себя и других стран, особенно тех, которые считаются “нормальными”, то есть благополучными....
Восстановление на публичной сцене фигур "врага" (не только мятежных “варваров” — бандитов-чеченцев, но и американцев, НАТО и пр.), их присутствие в качестве “горизонта” происходящего стало условием повышения всеобщего тонуса в 1999—2000 годах. Добавим, что в последнее время в рамках навязчивых призывов возврата к якобы традиционным ценностям "ханжеская десексуализация" на глазах обретает второе дыхание в российском обществе.
Исследования социологов выявили и эмпирически подтвердили еще одну характерную особенность российского менталитета, а именно, склонность к пассивности и тотальной зависимости, прежде всего, по отношению к государству и власти: "Основная конфигурация черт русских в представлении о самих себе — это соединение партикуляристского набора характеристик с пассивным авторитарным комплексом зависимости и подчиненности. Эти определения составляют образ русских “для себя” — пассивных, терпеливых, простых (не претендующих на высокий уровень запросов, автономность и самодостаточность, сложность ценностного набора), открытых для внешнего социального контроля, замкнутых в аффективных неформальных группах и структурах взаимоотношений, которые обеспечивают необходимые требования адаптации и выживания при репрессивном режиме, ограничивают агрессию или давление извне".
Представляется, что именно эта особенность национального менталитета является родовой по отношению к выделенным А. В. Петровским деструктивным комплексам, свойственным "советскому сознанию". Именно ее следует рассматривать как глубинную психологическую причину постоянного "соскальзывания" общества к авторитаризму, изоляционизму, ксенофобии, поскольку "...подобные структуры представлений являются механизмами систематического разрушения позитивной гражданской солидарности, единства в зависимости, страхе, сопротивлении любым побуждениям и стимулам к большей продуктивности или интенсивности достижения, открытости, доброжелательности, повышению качества и ценности действия. Это солидарность зависимых и слабых людей в халтуре, пассивности и тревогах, которые порождаются без достаточного реального основания, но благодаря которым поддерживается коллективная идентичность низости. “Когда нечем гордиться, можно жить, понося и принижая других”. Загаженные подъезды и лифты, привычно обшарпанные дома, нелюбовь к себе и близким непосредственно коррелируют с централизованным бюрократическим государством и великой державой, вечно угрожающей кому-то".