Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 13:30, реферат
Учитывая то, что в законодательстве часто встречается слово «тайна», следует уяснить его содержание и соотношение с термином «конфиденциальная информация». Закон, употребляя термин «тайна», традиционно имеет в виду «все сокрытое, неизвестное, неведомое», а также «нечто скрытно хранимое, что скрывают от кого-либо». Таким образом, «тайна» имеет два смысловых значения: нечто абсолютно неизвестное всем и нечто относительно неизвестное для какого-либо круга лиц. Очевидно, что уголовно-правовой смысл имеет только второе значение.
Министерство образования и
Меры по защите коммерческой тайны, не нарушающие неприкосновенность частной жизни
Ульяновск 2012
В правовой обиход введены различные представления о тайне. Наряду с государственной, служебной, врачебной, коммерческой и иными вводится представление об адвокатской тайне, биржевой тайне, банковской тайне, налоговой тайне, тайне вклада и тайне договора, тайне телефонных переговоров и множестве иных видов тайн.
Учитывая то, что в законодательстве часто встречается слово «тайна», следует уяснить его содержание и соотношение с термином «конфиденциальная информация». Закон, употребляя термин «тайна», традиционно имеет в виду «все сокрытое, неизвестное, неведомое», а также «нечто скрытно хранимое, что скрывают от кого-либо». Таким образом, «тайна» имеет два смысловых значения: нечто абсолютно неизвестное всем и нечто относительно неизвестное для какого-либо круга лиц. Очевидно, что уголовно-правовой смысл имеет только второе значение.
Тайна есть
информация. В соответствии со статьей
2 Федерального закона «Об информации,
информационных технологиях и защите
информации» под информацией
понимаются сведения о лицах, предметах,
фактах, событиях, явлениях и процессах
независимо от формы их представления.
Сведения должны быть известны или
доверены узкому кругу лиц. При этом
основанием известности сведений тому
или иному лицу может быть профессиональная
или служебная деятельность последних,
семейно-брачные отношения и
В уголовном
праве тайну можно определить
как сведения (информацию), доступ к
которым ограничен в
Сведения
(информация), составляющие ту или иную
тайну, являются предметами права. Обычно
предмет права есть вещь материального
мира, имеющая определенные физические
характеристики. Такими характеристиками
может обладать носитель информации,
но не сама информация. Действующее
законодательство не вполне определяет
юридическое существо тайны. По отношению
к государственной тайне закон
регулирует отношения, возникающие
в связи с отнесением сведений
к государственной тайне, их засекречиванием
или рассекречиванием и защитой
в интересах обеспечения
Коммерческая
(в том числе банковская) тайна
связана с интересами обеспечения
законной предпринимательской
Уголовная ответственность за нарушение коммерческой наступает при собирании сведений, составляющих коммерческую, в целях разглашения либо незаконного использования этих сведений, а также при незаконном разглашении или использовании сведений, составляющих коммерческую тайну, без согласия их владельца.
Одним из
наиболее часто цитируемых нормативных
правовых актов является статья 4 Федерального
закона «О коммерческой тайне» (о перечне
сведений, которые не могут составлять
коммерческую тайну), а именно –
что режим коммерческой тайны
не может быть установлен лицами, осуществляющими
предпринимательскую
1) содержащихся
в учредительных документах
2) содержащихся
в документах, дающих право на
осуществление
3) о составе
имущества государственного
4) о загрязнении
окружающей среды, состоянии
5) о численности,
о составе работников, о системе
оплаты труда, об условиях
6) о задолженности
работодателей по выплате
7) о нарушениях
законодательства Российской
8) о размерах
и структуре доходов
9) о перечне
лиц, имеющих право
10) обязанность
раскрытия которых или
Определение сведений, составляющих коммерческую тайну, представляет собой одно из центральных звеньев в системе мер, осуществляемых предприятием по защите своей интеллектуальной собственности. Неправильное или несвоевременное выделение предмета защиты существенно снижает эффективность этой системы либо вообще сводит ее на нет.
Критериями, по которым определяется информация, относимая к перечню сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, могут быть следующие:
Угрозой безопасности информации, составляющей коммерческую тайну, является совокупность условий и интересов, обеспечивающих потенциальную или реальную опасность утечки информации и нанесения ущерба.
Сущность коммерческой тайны определена законодательством в 3 видах в зависимости от характера отношений между обладателем информации и другими участниками:
– в рамках трудовых отношений;
– в рамках гражданско-правовых отношений;
– при предоставлении информации государству и в соответствии с требованиями Федеральной службы по техническому и экспертному контролю России (ФСТЭК) в области технической защиты информации.
Утечка информации, составляющей коммерческую тайну, на объектах информатизации возможна по техническим каналам, в которые входят: гибкие и жесткие магнитные диски, магнитные ленты, средства ввода и вывода информации, средства отображения, обработки и передачи информации, средства коммуникации и электроснабжения.
Источниками возможных угроз могут быть: природные явления (магнитные бури, стихийные бедствия и т. д.), естественные, технические и созданные людьми – искусственные. Все множество потенциальных угроз по природе их возникновения можно разделить на преднамеренные и непреднамеренные, а по отношению к объекту информатизации – внешними и внутренними.
Меры по защите коммерческой тайны, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя:
1. Определение
перечня информации, составляющей
коммерческую тайну. В данный
перечень включается
– научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация, в том числе ноу-хау, определенная данным законом;
– определяемая самим обладателем коммерческой информации, которая имеет действительную или потенциальную ценность в силу ее неизвестности третьим лицам.
Исключение составляют сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, а также сведения, составляющие государственную тайну (у государственной тайны свой правовой режим). При составлении данного перечня необходимо исходить из трех основных принципов: законности, обоснованности и своевременности придания коммерческой информации конфиденциальности, то есть отнесения ее к коммерческой тайне.
Принцип законности заключается в соблюдении мер по охране конфиденциальной информации, составляющей коммерческую тайну.
Принцип обоснованности устанавливается путем экспертной оценки целесообразности придания конфиденциальности конкретной информации исходя из вероятных последствий (экономических, финансовых, кризисных и др.) этого акта и баланса экономической выгоды и безопасности организации (включая информационную безопасность).
Принцип своевременности заключается в установлении ограничения доступа и распространения коммерческой информации с момента ее получения, разработки или до разработки.
Перечень утверждается распорядительным документом руководителя организации.
2. Ограничение
доступа к информации, составляющей
коммерческую тайну, путем
3. Учет
лиц, получивших доступ к
Передача информации, составляющей коммерческую тайну, определена как передача обладателем информации, зафиксированной на материальном носителе, контрагенту – стороне гражданско-правового договора на основании данного договора.
4. Определение
порядка регулирования
Данная мера предполагает регулирование отношений между:
– работодателем и работниками на основании трудовых договоров;
– контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
– органами государственной власти на основании данного Федерального закона.
В любом случае вне зависимости от вида договоров в них необходимо указать объем и условия передачи информации, составляющей коммерческую тайну, включая условия принятия работником (контрагентом) мер по охране ее конфиденциальности. Данное положение также касается индивидуальных предпринимателей – обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, не имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры, но имеющих гражданско-правовые договора с физическими лицами.
Должностные
лица, государственные или