Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 21:08, доклад
Стоит отметить, что в первой половине XX в. исследования носили в основном академический характер и определялись стремлением сохранить информацию об уходящих в прошлое «примитивных» культурах; со второй половины XX в. ситуация коренным образом меняется: стала очевидной прагматическая ценность этнологических знаний. Сегодня рекомендации и знания этнологов по самым разным сферам общественной жизни необходимы для решения политических, экономических и социальных проблем, они эффективно используются в массовых коммуникациях, международной торговле, дипломатии и т.д. При этом в последние десятилетия XX в. этнологические исследования стали лучше финансироваться, что способствовало активизации полевых, теоретических и методологических исследований.
Становление этнологии как науки……………………………………………3
Предмет этнологии…………………………………………………………….9
Методы этнологии…………………………………………………………...13
Связь этнологии с другими науками…………………………………….….16
Литература………………………………………………………………….…20
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Самарская Государственная Академия и Искусств»
ДОКЛАД
«Место этнологии в системе общественных наук»
Выполнила студентка заочного отделения
группы ХТ-45с Киселева М.В.
Проверила: ст .преподаватель Александрова С.А.
Самара, 2013.
Содержание:
Становление этнологии как науки……………………………………………3
Предмет этнологии………………………………………………………
Методы этнологии……………………………………
Связь этнологии с другими науками…………………………………….….16
Литература……………………………………………………
Становление этнологии как науки
История любой области
научного знания с большей или
меньшей степенью убедительности свидетельствует,
что ее возникновение всегда было
обусловлено практическими
Предмет этнологии
Своеобразие каждой науки, как
известно, определяется ее собственным
предметом изучения и методами исследования
этого предмета. С начала становления
этнологии как науки и по настоящее
время сквозной темой ее исследований
является генезис этнических культур
и межэтнических отношений. Первоначально
на основании крайне ограниченной и
разрозненной информации о ранних периодах
существования человека ученые строили
(и продолжают строить сейчас) обобщающие
этнологические теории. И хотя их авторы
претендовали (и претендуют) на точную
реконструкцию исторической реальности,
результаты построения не следует отождествлять
с тем, «что было на самом деле». Чаще всего
эти теоретические конструкции можно
расценивать как концептуальные модели,
которые в лучшем случае представляют
собой упрощенные идеализированные схемы,
служащие точкой отсчета для упорядочения
эмпирического материала. Сопоставление
такого рода теоретических моделей позволяет
сделать вывод, что исторически первым
предметом этнологии как науки стали народы,
уровень культурного развития которых
был значительно ниже, чем у европейцев.
Такой методологический подход в определении
предмета этнологии был обусловлен тем,
что к концу XIX в. в результате процессов
модернизации практически все европейские
народы сумели создать качественно новый
тип цивилизации. В результате стремительного
технического развития и уверенности
в безграничности человеческого прогресса
европейцы начали считать, что историческое
место культурно отсталых народов должно
быть не рядом с цивилизованными европейскими
народами, а далеко позади них. Эти народы
были для цивилизованных европейцев в
некотором роде «живыми предками», заслуживающими
изучения и подчинения своим интересам.
Европейцы зафиксировали это различие
между народами и их культурами в самом
названии «отсталых» народов, обозначив
их словом «primitive», что дословно можно
перевести как «первые». Новое название
получило широкое распространение в быстро
развивающейся этнологии, поскольку удачно
вписывалось в новую систему классификации
культур, основывающуюся на критерии достигнутого
уровня технологического развития. Исходя
из такой классификации, примитивные народы
и их культуры стали главными объектами
формирующейся этнологии. Об этом самым
убедительным образом свидетельствуют
работы основоположников этнологии XIX
в. — Льюиса Генри Моргана («Древнее общество»),
Эдуарда Тайлора («Первобытная культура»).
Ранние работы основоположников немецкой
этнологии Теодора Вайца и Адольфа Бастиана
также посвящены описаниям не имевших
прошлого «первобытных народов», которым
противопоставлялись имевшие свою историю
«культурные народы». К последним, естественно,
относились народы Европы, творившие историю
путем интенсивного покорения природы,
в то время как примитивные народы были
беспомощны перед окружающим их миром
из-за своей лености, инертности, необузданности. На
рубеже столетия этнология становится
университетской наукой, и ее начинают
преподавать как учебную дисциплину. Благодаря
этому обстоятельству в этнологию пришло
новое поколение ученых-теоретиков, сменившее
основоположников-практиков. В связи с
этим в этнологии стали меняться представления
о предмете науки. Прежде всего были подвергнуты
критике идеи о разделении народов на
примитивные (первобытные) и цивилизованные.
По представлениям молодой генерации
ученых, так называемые первобытные народы,
как и европейские, имеют свою историю,
не являются более ранней ступенью развития
человечества и так же удалены от первобытности,
как и мы. Данная точка зрения была довольно
убедительно выражена известным немецким
этнологом Рихардом Турнвальдом, который,
анализируя понятие «первобытный народ»,
писал: «Один фактор кажется особенно
важным: это степень покорения природы
с помощью инструментов, приспособлений,
навыков и знаний. «Первобытными» лучше
назвать такие племена, которые используют
для добычи пищи и обустройства жизни
лишь самые простые орудия труда и обладают
скупыми знаниями об окружающем их мире». Если
исходить из критериев технической оснащенности
и знания физических законов, то «первобытные
народы», определенные Турнвальдом как
«люди, покорившие природу», действительно,
больше зависят от природы, чем современные
индустриальные общества. Однако для последних
также несомненно верно, что их независимость
от природы обратилась сегодня в зависимость
от техники, ставшей «второй натурой»
современного человека. На основании этих
рассуждении сторонники данной точки
зрения предлагали сохранить в этнологии
термин «первобытные народы», но понимать
под ним те общества и культуры, которые
сохранили социальную стабильность благодаря
взвешенному, непотребительскому отношению
к природе. Другая часть ученых выступала
против сохранения термина «первобытные
народы», поскольку его употребление предполагало
использование термина «культурные народы»,
а такое противопоставление придает первому
понятию уничижительный смысл. Действительно,
нет ни одного человеческого общества,
которое бы не достигло хоть какого-то
прогресса в культуре, даже если говорить
о людях каменного века, создавших первые
каменные орудия труда. В мире вообще не
существует человека в его первозданном
состоянии, как это представлялось ученым
на рубеже XVIII-XIX вв. В связи с этим вместо
термина «первобытные народы» разными
учеными были предложены другие термины
и понятия, которые, по их мнению, в большей
степени соответствовали новой предметной
области этнологии. В понятийный аппарат
этнологии предлагались названия «архаические
культуры», «доиндустриальные общества»,
«традиционные общества», «бесписьменные
культуры», «племенной союз» и т.д. Каждое
из этих понятий выражало соответствующие
особенности этнических культур, поэтому
все они сохранились в современной этнологии,
но не заменили понятия «первобытные народы».
Методы этнологии
Любое научное исследование предполагает изучение конкретного объекта с помощью мобилизации всего необходимого объема знаний. Но специфика объекта познания в любой науке неизбежно ставит перед исследователем вопрос о характере привлекаемых материалов, с помощью которых можно получить наиболее полное и точное знание об изучаемом объекте. В современной этнологии для научного анализа используется самый разнообразный материал: результаты исследований и описания ученых-этнографов, записки путешественников, фольклорные и художественные тексты, этносоциологические и этнопсихологические исследования, публицистические материалы, официальные документы, историческая и общественно-политическая литература и т.д. Кроме того, при возможности непосредственного контакта с представителями изучаемого этноса ценными становятся наблюдения за их реакцией на различные ситуации, логикой аргументов и рассуждении, используемых в спорах и беседах, способами объяснения различных явлений окружающего мира и собственного поведения. Такие разнородные материалы предполагают различные методы их получения. На сегодняшний день в этнологии сложился комплекс методов этнологических исследований, который включает в себя полевые исследования, изучение письменных источников, изучение устных преданий, описание археологических и антропологических материалов, анализ статистических источников (прежде всего материалов переписей населения). Изучение письменных источников — один из самых важных методов этнологии, ценность которого связана с возможностью получения разнообразной и достоверной информации об изучаемых народах и культурах. В качестве письменных источников используются обычно написанные многими народами их собственные истории или описания их культур, что сохраняет к этим источникам устойчивый интерес нескольких поколений ученых-этнологов. Однако такого рода историко-культурные описания не являются единственным типом письменных источников, представляющих интерес для этнологов. В настоящее время еще не исследование огромное количество письменных материалов, которые содержат много полезной и неизвестной информации о жизни и культурах народов разных эпох: доклады географов, записки авантюристов и матросов, отчеты посланников, сообщения капитанов морских судов, торговцев и т.п. Нужно уметь оценивать события, идеи или высказывания, которые отдельные народы взяли у других и интегрировали в собственную историю как действительные исторические события. Но для этнологов даже такие заимствования имеют ценность, поскольку они свидетельствуют о связях между этими народами. Для этнологии ценны и устные предания, также выражающие историческое сознание народа. Опыт этнологических исследований позволяет утверждать, что развитие исторического сознания может быть совершенно разным даже у соседних народов. Устные предания как источник получения этнологических материалов исчезают быстрее, чем другие. Этот процесс все более ускоряется, и нетрудно предвидеть, что уже совсем скоро данный источник иссякнет совсем. Основная причина этого процесса заключается не только и не столько в незначительном интересе народов к своей ранней истории, сколько в растущей грамотности народов. Любое записанное предание как бы растворяется и прекращает жить в памяти, его место занимают новые идеи. Для восстановления этнической истории и истории культуры в этнологии применяется метод изучения археологических материалов. В отличие от письменных источников и устных преданий археологические материалы самые надежные: они позволяют довольно точно определить время каких-то исторических событий или возраст предметов культуры. Высокая достоверность этого метода основывается на современных формах изучения и оценки археологических материалов. Например, с помощью термолюминисцентного метода можно установить возраст керамических изделий. При изучении археологических материалов сегодня все шире используются статистические методы. Применение статистических методов требует тщательной подготовки археологического материала, благодаря чему достигается высокая достоверность информации. В свою очередь анализ, оценка и интерпретация этой информации служат основанием для создания этнологических теорий, концепций, моделей культуры. Важным методом этнологических исследований является сравнительное языкознание, суть которого — в сравнении определенных слов из разных языков, что может показать точные границы соотношения близких языков и степень их родства. Вследствие разных темпов развития языков некоторые из них на основе эндогенных процессов за короткое время создают много новых слов или перенимают благодаря внешнему влиянию слова из чужих языков, тогда как другие языки, напротив, статичны, т.е. не изменяются на протяжении многих столетий. Как показывает практика сравнительного языкознания, особенно интересные и важные для этнологии результаты дают систематизированные сравнения слов из нескольких языков. Если исходить из аксиомы, что «слова» и «дела» неразрывно связаны друг с другом в любой культуре, то на основе этого метода можно проследить развитие культуры и культурных отношений разных народов. При этом исчезновение определенных слов или их замена на синонимы из других языков служат важными показателями взаимодействия культур. С середины XX в. в этнологии постоянно увеличивается значение статистических источников, среди которых наиболее важными являются переписи, населения, благодаря которым ученые получают этническую информацию по самому широкому кругу вопросов. Ценность этой информации заключается не только в ее разнообразии, но и в ее систематизированном, упорядоченном характере. Переписные бланки, как Правило, разбиваются на блоки вопросов по соответствующим направлениям. Среди них главным является блок социально-демографических вопросов: о поле, о возрасте, о социальном положении, об образовании, о профессии, о типе жилища, о времени проживания в данной местности и т.д. Это позволяет установить общую этническую картину и определить динамику этнических процессов путем сравнения материалов нескольких переписей. Становление этнологии как самостоятельной науки в значительной степени произошло благодаря непосредственному изучению жизни народов или, как это принято называть у этнологов, полевым исследованиям. Метод полевого исследования основывается на длительном пребывании и вживании исследователя в изучаемую этническую среду. Причем срок стационарной работы должен быть не менее одного этнического года, который по своей продолжительности на два-три месяца превышает календарный. Закономерно, что плодотворность метода полевого исследования возрастает с увеличением срока пребывания исследователя в изучаемом этносе. В этом отношении история этнологии особо отмечает выдающиеся заслуги американца Л. Моргана, длительное время прожившего среди ирокезов, и русского этнографа Н. Миклухо-Маклая, жившего несколько лет среди папуасов Новой Гвинеи. Неоспоримое преимущество стационарного метода полевых исследований обусловлено тем, что этнолог становится соучастником повседневной жизни народа. В настоящее время в этнологии этот метод существует в виде срочного, или сезонного, выезда для полевых исследований, который совмещается с маршрутным вариантом этого метода, имеющим целью охватить возможно больше населения или большую этническую территорию в отведенные сроки. Подобный характер полевых исследований дает оперативный материал, но он страдает существенными изъянами. Так, «срочный» («сезонный») выезд обычно планируется на наиболее удобный для исследователя период работы в поле, а, следовательно, исключается наблюдение жизни этноса в межсезонный период. Метод полевых исследований позволяет этнологам получить сведения и о материальной, и о духовной культуре. В чертежах, схемах, фотографиях фиксируются объекты материальной культуры: объекты производственной и бытовой жизни этноса, орудия труда, жилища, утварь, одежда и т.д. В процессе полевой работы предметы материальной и духовной культуры зачастую изымаются из обихода и составляют экспозиции музейных этнологических собраний. Современный уровень развития научного знания способствует использованию этнологией научных методов различных смежных дисциплин. Особенно полезным и плодотворным здесь оказывается применение методов этнографии, семиотики, психологии, конкретной социологии.
Связь этнологии с другими науками
Основным объектом исследования
этнологии являются этносы, которые
реализуют свою жизнедеятельность
в экономической, социальной, культурной
и других сферах. Поскольку эти стороны
человеческой жизнедеятельности изучаются
также соответствующими науками, то этнология
непосредственно взаимодействует с другими
науками, также изучающими человека, народы,
культуры, общество. Наиболее близкими
к этнологии по предмету своих исследований
являются антропология, культурология,
социология, политология, география, этнография. Степень
взаимосвязи этнологии с этими науками
различна, с каждой из них она определяется
количеством проблем и вопросов, представляющих
взаимный интерес для обеих наук. В этом
отношении к этнологии довольно близка
антропология: для той и другой общим предметом
исследований являются вопросы происхождения
рас, их распределения по нашей планете,
изменения физического облика людей в
результате культурно-исторического прогресса,
антропологического состава этносов.
В настоящее время во взаимосвязи этих
наук существует некоторая неопределенность,
вызванная существованием самостоятельных
научных направлений социальной антропологии
и культурной антропологии. Так, ряд этнологов
считает, что понятия «этнология» и «антропология»
синонимичны. При этом они не принимают
во внимание то обстоятельство, что предметом
антропологии никогда не были проблемы
этногенеза, этничности, демографических
процессов; антропология была и остается
наукой о биологической и физической природе
человека. Этнология значительно шире
по своему предметному полю, чем антропология,
что не позволяет говорить об их тождестве. Этносы
как объект изучения этнологии формируются
не только в результате развития природных
процессов, но и одновременно в результате
социокультурных процессов. Поэтому этнология
имеет социологический и культурологический
аспекты исследования этнических процессов,
следовательно, пересекается с социологией
и культурологией. Изначально социология
складывалась как наука о формах совместной
жизни и деятельности людей; предметом
ее изучения являются формы человеческой
социальности: социальные группы и слои,
социальная структура, социальные институты
и т.д. Центральная категория социологии—общество,
обозначающее формы связей между совместно
живущими и действующими людьми, как правило,
на общей территории. Эти элементы социальных
отношений представляют научный интерес
и для этнологии, но их изучение этнологией
происходит под другим углом зрения. В
области социальных отношений для этнологии
наибольший интерес представляют проблемы
социальной структуры этнических общностей,
социальной динамики этнических культур,
социальной дифференциации этносов, этнического
самосознания, этнических особенностей
психики разных народов и т.д. Иными словами,
этнология изучает социальные процессы
и явления в разных этнических средах
и этнические процессы в социальных группах.
В этом и заключается взаимосвязь этиологии
с социологией. Научные интересы к одним
и тем же общественным явлениям у социологии
и этнологии оказались настолько близки,
что в 30-х гг. XX в. на стыке этих двух наук
сформировалось отдельное научное направление
— этносоциология. По мнению основоположника
этносоциологии немецкого ученого Рихарда
Турнвальда, эта прикладная наука должна
изучать взаимосвязь этнических и социальных
процессов в жизни современных индустриально
развитых стран. В современной западной
и отечественной научной литературе существует
широко распространенная точка зрения,
что этнология, культурная антропология
и социальная антропология суть разные
названия одной и той же науки. При внимательном
анализе каждого из этих трех научных
направлений обнаруживается, что такого
рода отождествление весьма условно и
не всегда правомерно. В действительности
термин «этнология» существует и в западной
науке и означает примерно то же, что и
в России. Культурная антропология с самого
начала выступала как дисциплина, изучающая
процессы формирования человеческой культуры,
в отличие от физической антропологии
как науки об изменчивости физического
типа человека. Ее взаимосвязь с этнологией
состоит в том, что она использует описательные
«полевые» материалы этнологии для доказательства
и проверки своих концепций. Со своей стороны,
этнология использует данные культурной
антропологии для своих теоретических
обобщений. Отношения этнологии с социальной
антропологией носят несколько иной характер.
Социальная антропология с момента возникновения
направлена на изучение особенностей
социальной организации народов мира.
Сам термин «социальная антропология»
был введен в научный оборот основоположником
английской этнографии Джорджем Фрэзером,
который противопоставлял это направление
исследования человека физической антропологии.
Социальная антропология скорее ближе
к социологии, а не этнологии, так как не
включает в предмет своих исследований
этнические общности. Однако, пожалуй,
наиболее близкой и родственной наукой
для этнологии является этнография. Как
самостоятельная область знаний этнография
возникла полтора века назад. Изначально
ее целью был сбор и систематизация социокультурных
материалов о разных народах. В силу этого
предметная область этнографии нередко
трактуется расширительно. Термин «этнография»
в разных странах употребляется в разных
значениях. В ряде случаев он используется
для обозначения описательного уровня
исследований в отличие от этнологии,
рассматриваемой в качестве теоретической,
обобщающей науки об этносах. Это разделение
основывается на традициях зарубежной
этнографии выделять в этой науке описательную
(собственно этнографию) и теоретическую
(этнологию) составные части. Кроме того,
в немецкой этнологии принято различать
этнологию как науку о собственном этносе
и этнологию как науку о других этносах.
В первом случае понятие «Volkskunde» предполагает
этнографическое описание и изучение
немецкоязычных народов (немцев, австрийцев,
швейцарцев), а понятие «Volkerkunde» подразумевает
этнографическое направление в этнологии,
изучающее все другие народы. То обстоятельство,
что этнография первоначально воспринималась
как описательная наука, фиксирующая культурно-бытовые
и социальные отличия между народами,
прежде всего отличия неевропейских народов
от европейских, породило представление
о ней, как о науке, изучающей культурно
отсталые народы. Вместе с тем особое внимание,
которое уделяет этнография отжившим
или отживающим явлениям культурной и
социальной жизни этносов с целью ретроспективного
анализа человеческой истории, объективно
способствует оценке ее как науки о пережитках,
следовательно, не имеющей будущего. Современная
историческая практика свидетельствует
об ошибочности такой оценки, поскольку
интерес этнологии к традиционным основам
жизни народов усиливается с обострением
общей этнической ситуации во многих регионах
мира. И сегодня (и в обозримом будущем)
все этносы стремятся сохранить свои особенные
черты, которые отличают один этнос от
другого. А многочисленные этнические
конфликты постоянно сохраняют потребность
в изучении этих особенностей этнографией
и теоретического обобщения ее данных
этнологией. Весьма важное значение для
этнологических исследований имеет взаимосвязь
этнологии с психологией. Психология,
как известно, изучает психические состояния
личности, стереотипы поведения и восприятия,
психические отклонения, типичные характеры
и является одной из наиболее, динамично
развивающихся научных дисциплин. Внутри
психологии проблемой взаимосвязи индивида
с окружающей средой занимается социальная
психология, знания которой зачастую оказываются
полезными и для этнологии. Особенно это
относится к вопросам ролевого, нормативного
и отклоняющегося поведения человека,
механизмов формирования стереотипов
сознания и этнического самосознания.
Литература:
1. Брамлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. – 184с.
2. Емельянов Ю.Н. Основы культурной антропологии. СПб., 1994. – 257с.
3. Иванов В.В. Культурная
антропология и история
4. Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1997. – 341с.
5. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.- 295с.
6. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998. – 169с.
Информация о работе Место этнологии в системе общественных наук