Мораль и право в жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 08:43, контрольная работа

Описание работы

Взаимодействие (соотношение) права и морали в обществе - сложный, многогранный процесс. Прежде всего надо видеть, что человеческие, моральные начала - принципы справедливости, свободы, равенства принимают более отчетливую форму посредством закрепления в праве. Тем самым право способствует глубокому укоренению морали в обществе. Это - с одной стороны. С другой - право также обогащается под влиянием морального фактора, получает моральную обоснованность, что повышает его авторитет. Соответственно следует признать, что понимание нравственных основ права - показатель его ориентации на общечеловеческие начала.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………… 3
1. Понятие морали: диалектика идеального (должного) и реального (сущего) в поведении человека ……… 4
2. Мораль и право: их единство и взаимодействие, отличия и противоречия 6
3. Влияние морали на современное российское право ……………………… 12
Заключение ……………………………………………………………………. 15
Список использованной литературы ………………………………………… 16

Файлы: 1 файл

Проф.этика Мораль и право в жизни человека и общества.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

Для права не могут  быть безразличны существующие в конкретном обществе моральные ценности. Показательны и ст. 124, 125 УК РФ, предусматривающие ответственность за неоказание помощи больному и оставление в опасности и др. Известные христианские заповеди, такие как «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй др., также находят свое «преломление» в уголовном и законодательстве, что свидетельствует об одинаковости их.

Взаимодействие права  и морали отчетливо проявляется  в отправления правосудия, деятельности органов правопорядка др. Практические обстоятельства многих дел оцениваются позиции как юридических, так и нравственных критериев.

Мораль, используемая в процессе применения норм права, принятие решений компетентными государственными органами оказывают положительное воздействие на поведение людей. Очевидно осознание людьми морального осуждения, порицания удерживает некоторых из них от совершения противоправных действий. Нормы права в ряде случаев предусматривают не только юридические санкции, но и меры морального воздействия. Например, обязанность несовершеннолетнего загладить причиненный ущерб (ч. 3 ст. 91 УК РФ) и др.), что свидетельствует о 
редком совпадении целей этих регуляторов;

Мораль и право действуют совместно и в иных формах, что подчеркивает их универсальность.

Нормы нравственности позволяют также оценить личность человека, не только в сфере уголовно-правовых отношений др. Например, в практике судов такая оценка необходима при рассмотрении дел о лишении родительских прав, расторжении брака, спорах об авторстве и др.

Тесное взаимодействие права и морали не исключает противоречий, расхождении между ними. Причин несколько. Право по своей природе несколько консервативно, нередко отстает от течения жизни. Мораль, как правило, более динамична, активнее реагирует на происходящее в обществе изменения. Но бывают и такие ситуации, когда законодательство в силу своего прогрессивного потенциала опережает мораль. Поэтому право и мораль могут по-разному оценивать одни и те же факты реальной действительности.

 

 

 

3. Влияние морали  на современное российское право

 

Являясь приоритетными  типами нормативного регулирования, право  и мораль оказывают взаимное влияние друг на друга. Формула такого влияния может быть выражена следующим образом: мораль не должна требовать нарушения закона; право не должно закреплять в своих нормах (и соответственно требовать исполнения) безнравственных поступков.

Влияние морали на право придает ему моральную направленность. Моральная ценность права заключается в том, что его нормы и институты призваны юридическими средствами и механизмами гарантировать действенность прав и свобод человека и гражданина, обеспечить возможность пользования ими, исключить произвольное вмешательство в частную жизнь и сферу личной свободы. Моральный долг права заключается в том, чтобы утверждать и проводить в жизнь требования социальной справед­ливости. В этом смысле право должно стать выражением «нормативно закрепленной справедливости».

Сближение права и  морали вместе с тем не означает, что право должно превратиться в  саму мораль. Такое сближение имеет  свои границы, за пределами которых  право рискует утратить свою уникальность.

В сознании людей и  общества сталкиваются два понимания права: а) традиционное (обыденное) и б) строго юридическое.

Традиционное, обыденное  понимание права сложилось в  докапиталистических обществах, а свое теоретическое и идеологическое обоснование получило в эпоху формирования в Европе абсолютных и сословно-централизованных монархий. Закон в рамках традиционного понимания трактуется как возведенная в закон воля правителя - его моральные ценности, идеалы, намерения, предпочтения, принципы - и отождествляется с указом государя.

Недоверие к человеку в рамках традиционного понимания права может доводиться до следующего парадокса: опекая и заботливо принуждая членов общества, государственная власть лишь удовлетворяет их естественное право на защиту от их же собственного безволия, непредусмотрительности и порочности.

Согласно политическому  патернализму, который подчинил себе юридическую мысль в эпоху  абсолютных монархий, человек подобен ребенку или подростку, который может жить лишь по чужим законам под угрозой кнута или в ожидании «пряника», но никак не по своим собственным, поэтому государство и закон должны защищать подданных от самих себя ради их же собственной выгоды.

Если мы следуем тезису «что законно, то морально», то нам будет  трудно с нравственной точки зрения доказывать необходимость либо принятия нового закона, либо отмены старого. Наши действия в этом случае могут быть расценены как противоправные и подлежащие наказанию.

Поэтому те, кто несет  ответственность за управление государством, в настоящее время уже не могут безнаказанно посягать на такие правовые ценности, как уважение к достоинству гражданина, свобода мысли, слова и убеждений, право на безопасность личности и имущества и др.

3. Не все то, что  аморально, можно объявлять незаконным. Если, например, считается общепринятым, что лгать безнравственно, то это не значит, что необходимо принять закон, запрещающий всякую ложь. Такой закон оказался бы невыполнимым.

На тезис «что законно, то морально» по необходимости опирается государство, внося коррективы в свою нравственную позицию и таким образом моделируя свое поведение, чтобы обеспечивать доверие и моральное принятие со стороны сообщества и самого себя, и издаваемых законов.

Фактически все правовые нормы являются отражением этических взглядов, которые разделяли или проповедовали законодатели5.

В российских законах  имеются нормы с четко выраженной этической направленностью. В них  устанавливаются принципы правового регулирования, которые определяют критерии этичности права или «дух» закона; в соответствии с ними и следует понимать и трактовать его «букву».

В законах определяются пределы свободы граждан, запрещаются неэтичная практика, злоупотребление правом и использование права в неэтичных целях. Таким образом, тексты законов включают и законодательно закрепляют возможность и разрешение на моральную оценку и моральный контроль этих законов со стороны сообщества, отдельных граждан и государства.

Тезис «что законно, то морально» является основным принципом государственного управления  в ситуациях угрозы  безопасности страны,  государственной  безопасности.   В подобных  ситуациях  предпочтение  отдается, как правило, общегосударственным интересам. Иногда это происходит за счет ущемления личных прав и свобод граждан. Государственная власть правомочна в целях безопасности подавлять любые выступления, запрещать собрания и манифестации, публикацию изданий, которые государственная цензура признает подрывающими авторитет государства6.

Некоторым государствам в определенные периоды времени  выгодно поддерживать состояние угрозы безопасности страны, для того чтобы иметь возможность, опираясь на определенные трактовки законов (право), контролировать общественные порядки и определять волю народа (мораль).

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, "мораль (от латинского moralis - нравственный) - область этических ценностей, которая прежде всего признается каждым взрослым членом общества". Размеры же и сферы морали не только меняются с течением времени, но различны у разных народов, наций и даже слоев населения. Основными проблемами морали являются принципы совместной жизни людей, жизненные ценности, устои различных социальных групп.

Единство права и морали состоит в следующем. Нормы права и нормы морали - это разновидности социальных норм. В этой связи и те, и другие нормы обладают одинаковыми чертами. Право и мораль - надстроечные категории, обусловленные экономическими, культурными и иными условиями жизни общества. Это предопределяет социальную однотипность норм права и норм морали.

Являясь приоритетными  типами нормативного регулирования, право и мораль оказывают взаимное влияние друг на друга. Формула такого влияния может быть выражена следующим образом: мораль не должна требовать нарушения закона; право не должно закреплять в своих нормах (и соответственно требовать исполнения) безнравственных поступков.

Влияние морали на право  придает ему моральную направленность. Моральная ценность права заключается  в том, что его нормы и институты  призваны юридическими средствами и  механизмами гарантировать действенность  прав и свобод человека и гражданина, обеспечить возможность пользования ими, исключить произвольное вмешательство в частную жизнь и сферу личной свободы. Моральный долг права заключается в том, чтобы утверждать и проводить в жизнь требования социальной справедливости. В этом смысле право должно стать выражением «нормативно закрепленной справедливости».

 

 

Список использованной литературы

 

1. Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права. - М.: Юрайт, 2000. – 307 с..

2. Васильева Г.А. Профессиональная  этика юриста. – Челябинск, 2005. – 228 с.

3. Кобликов А.С. Юридическая  этика. – М., 2003. – 176 с.

4. Красникова Е.А. Этика  и психология профессиональной  деятельности. – М., 2004. – 208 с.

5. Оболонский А.В. Мораль и право в политике управления. – М., 2006. – 342 с.

6. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2005. С. 275.

 

1 Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2005. С. 275.

2 Оболонский А.В. Мораль и право в политике управления. – М., 2006. – С. 78.

3 Васильева Г.А. Профессиональная этика юриста. – Челябинск, 2005. – С. 117

4 Кобликов А.С. Юридическая этика. – М., 2003. – С. 52.

5 Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права. - М.: Юрайт, 2000. – С. 104.

6 Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности. – М., 2004. – С. 65.




Информация о работе Мораль и право в жизни человека