Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 13:32, реферат
Целью данной работы является изучение соотношения права и морали, и анализ проблем, связанных с ними. Для этого были поставлены задачи по исследованию понятия права и понятия морали;
Таким образом, данная работа ни в коей мере не является рассмотрением всех точек зрения о праве и морали или на выявление какого-либо единственно верного подхода к этому вопросу, а является лишь попыткой представить общую картину, охватывающую некоторые, как мне представляется, наиболее значимые аспекты этой сферы.
Введение……………………………………………………………………...........3
1. Основные характеристики права………..…………………………….…… 4-6
2. Основные характеристики морали……………..…………………….….….6-9
3. Сходства между правом и моралью………………………..……...............9-13
4. Различия между правом и моралью……………………….……………..13-16
5. Взаимосвязь права и морали………………………….………….…........ 16-18
6. Противоречия между правом и моралью…………..…………………….18-20
Заключение……………………………………………………….………............22
Список использованной литературы………………………………………….. 23
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал г. Люберцы.
Реферат
по дисциплине
«Профессиональная этика»
Мораль и право
Выполнила:.
Факультет: Юриспруденция,о-з, 1 курс.
г. Люберцы
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Основные характеристики права………..…………………………….……
4-6
2. Основные характеристики морали……………..…………………….….….6-9
3. Сходства между правом и моралью………………………..……..........
4. Различия между правом и моралью……………………….……………..13-16
5. Взаимосвязь права и морали………………………….………….….......
6. Противоречия между правом и моралью…………..…………………….18-20
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..
23
Среди всех социальных норм моральные и правовые нормы являются главными регуляторами человеческого поведения, обладающие наибольшим значением и социальным эффектом. Они распространяются на все общество, близки по содержанию, взаимно дополняют друг друга. Право и мораль являются фундаментальными историческими ценностями, показателями цивилизованности общества, его социального и культурного прогресса.
Еще древние
философы, такие как Аристотель,
Платон, Демокрит, Цицерон указывали
на значимость этих двух
Право и мораль - важнейшие
элементы человеческой культуры, всегда
выступающие в тесном взаимодействии,
характер которого определяется конкретно-историческими
условиями и социально-классовой структурой общества.
Я выбрала данную тему для написания своей работы, вследствие того, что считаю, ее действительно актуальной. Ведь, как я понимаю, юристы по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют, прежде всего, правовые нормы - это их специальность. А для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих коллизий они постоянно обращаются и к этическим критериям.
Целью данной
работы является изучение
Таким образом, данная работа ни в коей мере не является рассмотрением всех точек зрения о праве и морали или на выявление какого-либо единственно верного подхода к этому вопросу, а является лишь попыткой представить общую картину, охватывающую некоторые, как мне представляется, наиболее значимые аспекты этой сферы.
В литературе до сих пор ведутся споры
вокруг понятия права. До сих пор нет единого
мнения. «Юристы все еще ищут определение
права», - писал Кант около 200 лет тому назад 1. Его слова справедливы и сегодня, ведь
и по сей день по-прежнему не существует
общепризнанного определения права.
Право вырастает из социальных
норм догосударственной организации.
Оно формируется из обычаев, которые преобразуются,
отбираются, приспосабливаются к новым
социальным отношениям, основанным на
частной собственности, социальном и классовом
расслоении общества.
Термин (слово) «право» многозначен. С
его помощью обозначаются разные явления:
1. Система норм, издаваемых
государством (позитивное право);
2. Определённая система
идей, представлений о том, каким должно
быть позитивное право (естественное
право);
3. Определённая правовая
возможность конкретного субъекта (субъективное
право);
4. Явления нравственного,
морального характера2.
Сущность права заключается
в регулировании общественных отношений
в условии цивилизации, в достижении на
нормативной основе такой стабильной
организации общества, при которой регулируется
демократия, экономическая свобода, свобода
личности. Высшее общественное предназначение
права – гарантировать в нормативном
порядке свободу в обществе, утверждать
справедливость, создавать оптимальные
условия для развития в обществе экономических
и духовных факторов, исключая произвол
и своеволие в общественной жизни. «Науки
о праве в своих обширных разветвлениях
везде говорят о началах справедливости
и уважения к достоинству человека»3. По своим исходным началам право призвано
быть стабилизирующим и умиротворяющим
фактором. Именно в этом заключена важнейшая
сторона правового регулирования.
Право — это одно из видов
регуляторов общественных отношений,
система установленных или санкционированных
государством норм, носящих общеобязательный,
формально-определённый характер, обеспеченных
государственной защитой.
В целом, существует огромное
количество понятий права, и все они, так
или иначе, верны. Нельзя создать одно
универсальное определение, понятие права
на все случаи жизни, учитывая, к тому же,
все высказывания и размышления о праве
различных мировых философов. Даже, если
представить, что подобное деяние, возможно,
то навряд ли оно будет использоваться
в дальнейшем, во-первых, из-за своей громоздкости,
а во-вторых, из-за излишней универсальности,
что, скорее всего, приведёт к неверной
трактовке права.
С точки зрения юридической
характеристики, способов воздействия
на общественные отношения выделяются:
Регулятивная (статическая
и динамическая) и охранительная функции
права.
Регулятивная статическая функция права сводится к закреплению, фиксации существующих общественных отношений в их статике: закрепляются формы собственности, круг субъектов права, их правоспособность, структура государственных органов, круг прав и обязанностей граждан.
Регулятивная динамическая функция направлена на оформление движения
общественных отношений в форме правоотношений.
При этом определяется порядок возникновения,
изменения и прекращения правоотношений.
Эта функция проявляется в системе норм
обязательного права (отношения купли-продажи,
подряда, перевозки, финансовые), трудового,
процессуального.
Охранительная функция права направлена на охрану регулируемых правом отношений, на охрану основополагающих ценностей, признанных в обществе (жизнь, честь, свобода личности, собственность, институты демократии и т.д.). В рамках этой функции устанавливаются различные виды юридической ответственности за действия, посягающие на указанные ценности, и предупредительно–охранительные меры иного характера4.
Таким образом, право призвано служить
людям, обществу, обеспечивать его нормальную
жизнь.
Значение права велико.
Оно регулирует общественные отношения,
охраняет нас при повседневной жизни.
Мораль - система исторически определенных взглядов,
норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся
в поступках и действиях людей, регулирующих
их отношения друг к другу, к обществу,
определенному классу, государству и поддерживаемых
личным убеждением, традицией, воспитанием,
силой общественного мнения всего общества,
определенного класса либо социальной
группы.
В морали выражены представления
людей о добре и зле, достоинстве, справедливости,
чести, милосердии.
Мораль возникает и развивается
на основе потребности общества регулировать
поведение людей в различных сферах их
жизни. Мораль считается одним из самых
доступных способов осмысления людьми
сложных процессов социального бытия.
Глубинной проблемой морали является
регулирование взаимоотношений и интересов
личности и общества.
Мораль включает:
Слово "мораль" – латинского происхождения.
Оно образованно от латинского слова mos
(мн. ч. – mores), что означало примерно то
же, что и ēthos в греческом –– нрав, обычай.
Цицерон со ссылкой на Аристотеля, образовал
от него слова moralis – моральный и moralitas
– мораль, которые стали латинским
эквивалентом греческих слов этический
и этика.5
В словаре русского
языка мораль определяется как “правила
нравственности и сама нравственность”,
а нравственность в свою очередь как “правила,
определяющие поведение; духовные и душевные
качества, необходимые человеку в обществе,
а также выполнение этих правил, поведение”6.
В историческом
развитии, будучи формой общественного
сознания, понятие морали менялось, не
оставалось неизменным и представление
о моральных нормах и оценках. Мораль,
как и право, находится в движении, постоянно
изменяется, отражая уровень развития
общества, его социальную структуру, национальные,
бытовые, религиозные и экономические
факторы
Специфическая
сущность морали конкретно раскрывается
во взаимодействии ее исторически сформированных
функций:
регулятивной, воспитательной,
познавательной, оценочно-императивной,
ориентирующей, мотивационной, коммуникативной
(обеспечивает общение людей), прогностической
и др.
Рассмотрим наиболее важные из функций
морали:
Право и мораль имеют общие черты, свойства.
Главные их общие черты проявляются в
том, что они входят в содержание культуры
общества, являются ценностными формами
сознания, имеют нормативное содержание
и служат регуляторами поведения людей.
Единство общих
социальных, экономических, политических
условий жизни общества, как и единство
всех социальных норм цивилизованного
общества, основывается на общности социально-экономических
интересов, культуры общества, приверженности
людей к идеалам свободы и справедливости.
Сфера регулятивного воздействия норм
морали неизменно шире сферы, на которую
распространяются нормы права. Хотя мораль
и право в сфере распространения и регулирования
в максимальной степени совпадают, нельзя
отождествлять это совпадение с их полным
слиянием, ведь сфера регулятивного воздействия
норм морали неизменно шире сферы, на которую
распространяются нормы права. Последние,
как и само государство, имея дело с жизненно
важными для всего общества и индивидов
интересами и отношениями, не могут тем
не менее проникать во все поры общества,
регулировать все межличностные и подобные
им отношения. Отношения дружбы, любви,
многие семейные и другие отношения могут
регулироваться лишь нормами морали или
иными социальными нормами, но не нормами
права.
Л. Гумплович, указывая на объективно
ограниченный характер правового регулирования,
резонно отмечал, что правовые «регламентирующие
очертания» не могут охватить «всего нравственного
порядка в государстве», не могут «Объять
тенденции, в нём лежащие, духа, в котором
он живёт». Равным образом они не могут
регламентировать «и целевой жизни личности
со всевозможными проявлениями её деятельности»7.
Общность права и морали, порожденная
едиными общественными отношениями, дополняется
общностью их функционального назначения
- право и мораль формируют эталоны и стандарты,
включаемые в ценностно-нормативную ориентацию
общества. Предписания права и морали
вырастают из деятельности людей, образуя
"связный ряд общения", приобретающих
в результате многократной повторяемости
нормативный характер и выступающих регуляторами
поведения людей. Следует подчеркнуть,
что все политические отношения всегда
подлежат моральной оценке (политические
акции государства, внутренняя и внешняя
его политика, деятельность политических
лидеров и т.п.). Таким образом, и правовая
и моральная системы политически насыщены
и это объединяет их.
Выдающийся
судебный деятель А.Ф.Кони большое внимание
уделял проблеме внутреннего убеждения
судьи. Судья, по убеждению А.Ф.Кони, должен
напрягать все свои душевные силы для
отыскания истины в деле. "В основе душевного
приговора должна лежать не только логическая
неизбежность, но и нравственная обязательность."
По мнению Кони "совесть -это высочайшее
проявление души . Правосудие не может
быть отрешено от справедливости."8
Правовая жизнь общества
не может развиваться вне моральных категорий
гуманизма и социальной справедливости,
совести и чести, добра и человеческого
достоинства, свободы и ответственности.
Органически включенность этих нравственных
идеалов и принципов в реальные правовые
связи и отношения - свидетельство повышения
моральной ценности права.
Право и
нравственность являются силами, обуздывающими
произвол человеческих страстей, вносящими
мир и порядок во взаимные отношения людей
и противопоставляющими эгоизму частных
стремлений интересы общего блага и требования
справедливости. В этом заключается их
общая задача и их жизненная связь. Взаимно
подкрепляя друг друга, они выполняют
великое призвание - поддерживать самую
основу общественности, т. е. ту связь отдельных
интересов и стремлений, которая сплачивает
людей в одно общее целое. Это общее призвание
права и нравственности объясняет нам,
почему в известные эпохи они до такой
степени сливаются вместе, что нет возможности
различить их специальные области и сказать,
где кончается одна и начинается другая.
Правовые и нравственные
нормы имеют общее целевое назначение
– воздействие на поведение людей. Вместе
с тем это различные социальные регуляторы,
каждый из которых обладает своей спецификой.